«Александровскаяосновная школа» филиал МБОУ «Кучеровская СШ им. А.К. Корнеева»
«Математика вбыту и в повседневной жизни»
Дудина ЕленаБорисовна
Учительматематики
д.Александровка
2022 год
Я провела исследованиепо теме Математика в быту и повседневной жизни и хотела узнать, такли важна эта тема в жизни взрослых и старшеклассников. Взрослые утверждают, чтоим очень часто приходится решать задачи с математическим содержанием вповседневной жизни, особенно решать задачи на проценты, и ежедневно решатьзадачи, связанные с товарно-денежными отношениями.
Одной из важнейшихпотребностей современной школы является воспитание делового человека,компетентного в сфере социально-трудовой деятельности, а также в бытовой сфере.Если раньше экономические проблемы искусственно отодвигались от школьника, и онпорою до выпуска из школы оставался в стороне от них, то сегодня жизньнастоятельно требует, чтобы ученик имел развитое математически-экономическоемышление и был готов к жизни в условиях рыночных отношений.
Актуальность: В нашей повседневной жизни мы настолькопривыкли к математике, что даже не замечаем, что пользуемся ею постоянно. Аведь вопрос «А зачем нам нужна математика?» актуален и до сих пор ученики егозадают. Мне стало интересно, что будет, если математику совсем не знать?Необходимо рассмотреть все виды ежедневной деятельности человека и показать,что математические знания применяются не только в учебно-познавательномпроцессе, но и в повседневной жизни, продемонстрировать оптимальностьприменения математических знаний
Гипотеза: если научиться решать задачи с математическимсодержанием в быту и повседневной жизни, то это поможет не сделать ошибок наэкзаменах, разбираться в товарно-денежных отношениях, быть практичнее.
Объектисследования: математика.
Предметисследования: использование математических знаний в быту иповседневной жизни человека.
Цель: проанализировать и показать широту примененияматематики в повседневной жизни человека, доказать, что без математики вповседневной жизни, не обойтись.
Для реализациипоставленной цели мной были сформулированы следующие задачи:
выяснить рольматематики в повседневной жизни;
продемонстрироватьоптимальность применения математических знаний в повседневной жизни;
сделать выводы порезультатам исследования.
Методыисследования:
подбор и изучениелитературы и интернет-источников;
опрос;
анализ, сравнение,выводы;
Каждый первоклассникзнает о том, что предмет математики связан со счетом. Под данным термином мыпонимаем изучение не только счету, но и знакомство с геометрическими фигурами,формулами, математическими вычислениями и прочей информацией. Но еслиразобраться, то изучаемая нами информация не взялась из ни от куда, онасобиралась веками, годами.
1. Зарождениематематики
Возникновениематематических наук, несомненно, было связанно с потребностями экономики.Требовалось, например, узнать, сколько земли засеять зерном, чтобы прокормитьсемью, как измерить засеянное поле и оценить будущий урожай. Математикапредставляет собой основу фундаментальных исследований в естественных игуманитарных науках. В силу этого значение её в общей системе человеческихзнаний постоянно возрастает.
Математика – одна издревнейших наук, имеющая дело с числами, количеством и формой. Ее основы былизаложены не год, не два и даже не сто лет назад. Математика сопровождаетчеловечество уже несколько тысяч лет. Математика как наука сформировалась околодвух тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют дошедшие до нас египетскиепапирусы, клинописные вавилонские таблички, где встречаются решенияарифметических, геометрических и алгебраических задач. Все то, что былозаложено в те времена, до сих пор актуально: все те математические законы итеоремы, которые были сформулированы знаменитыми математиками тех времен, досих пор верны. Практически ничего не изменилось с того времени.
2. Рольматематики в повседневной жизни
Математика в жизничеловека занимает особое место. С математики начинается всё. Ребёнок толькородился, а первые цифры в его жизни уже звучат: рост, вес.
Казалось бы, чтопосле школы математика нигде не пригодится. Но оказалось, что приходитсяиспользовать математику ещё чаще. Наши родители на работе и дома постояннорешают задачи, и не только математические. Сколько денег нужно заработать,чтобы купить квартиру? Сколько денег надо, чтобы сделать ремонт в квартире?Сколько нужно заплатить за коммунальные услуги, за телефон? И тут на помощьпридёт математика.
А зачем математиканужна конкретному человеку, лично нам? Что она может дать?
Я обратилась с этимвопросом к ученикам нашей школы (приложение1)
Практически всеопрошенные мною учащиеся ответили, что да, знания математики необходимы вповседневной жизни. C математикой мы встречаемся везде, на каждом шагу, с утраи до вечера. Просыпаясь, мы смотрим на часы; чтобы сделать покупку в магазине,нужно снова выполнить денежные расчеты и т. д. Без математики нельзя было быизучить ни физику, ни географию, ни черчение.
На вопрос: «Для чегоизучают математику?» – замечательно ответил ещё в XIII веке английский философи естествоиспытатель Роджер Бэкон: «Тот, кто не знает математики, не можетузнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежества».
Вот и ученики нашейшколы ответили, что математика понадобится им не только в школе на уроках, но ив их дальнейшей взрослой жизни.
Математиканеобходима для развития ребенка, ведь она не только улучшает интеллект, но инаводит порядок в голове, в мыслях, организует и упорядочивает мышление.
Я так же провелаанкетирование среди родителей учащихся нашей школы. Все родители ответили, чтоматематика необходима в будущем для их детей, а сами они встречаются с математикойкаждый день.
3. Математика вповседневной жизни человека
Математикавстречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая искучная. На следующих примерах я хочу показать, где встречается математика идоказать ее необходимость в жизни человека. Изучив литературу иинтернет-источники я подобрала мероприятие, подтверждающее это.
Заключение
Любой человек долженуметь свободно решать задачи, предлагаемые самой жизнью, уметь просчитатьразличные предложения магазинов, кредитных отделов и различных банков и выбратьнаиболее выгодные.
В моей работе быларассмотрена история развития математики, а также особенности примененияматематики в быту. Исходя из проведенного исследования, можно сделать вывод отом, что математика может применяться в разных сферах повседневной жизни. Вработе также продемонстрирована оптимальность применения математических знаний,что находит свое отражение в решении разных практических задач. Следовательно,цель исследования достигнута.
Я сделала вывод, чтостаршеклассникам и взрослым приходится решать задачи с математическимсодержанием в повседневной жизни, особенно решать задачи на проценты (т.к. ихвстречается больше), и ежедневно решать задачи, связанные с товарно-денежнымиотношениями. Гипотеза подтвердилась: если научиться решать задачи сматематическим содержанием в быту и повседневной жизни, то это поможет несделать ошибок на экзаменах, разбираться в товарно-денежных отношениях, бытьпрактичнее.
Таким образом,математика имеет большое значение для человека. Она применима в разных сферахжизни. Применение математических знаний дает возможность для нахождениябыстрого и оптимального решения жизненных ситуаций. При этом обучитьсяприменению знаний на практике можно в школе, решая задачи раздела «реальнаяматематика».
Видеоматериал
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Математическая грамотность
-
2 слайд
1.
Математика и быт -
3 слайд
Вопросы
-
4 слайд
10
Назад
31%
Ответ:
Аналитический центр провел опрос жителей крупных городов России. Были заданы вопросы: «Пользуетесь ли Вы сетью Интернет? Если да, то, как часто?». Результаты опроса представлены на круговой диаграмме. Сколько процентов опрошенных пользуются Интернетом не реже одного раза в месяц? -
5 слайд
20. 1 киловатт-час электроэнергии стоит 16 рублей. За месяц семья израсходовала 125 киловатт-час. Сколько рублей семья должна заплатить за электроэнергию?
Назад
Ответ:
2000 рублей -
6 слайд
30. Оплата стационарного телефона . Оператор Ростелекома. Номер телефона 89132550068:
услуги местной связи 173, 88 рублей
аренда и продажа оборота 29 рублей, услуги сети интернет 397,12 рублей. Сколько рублей необходимо оплатить всего?
Назад
Ответ:
600рублей -
7 слайд
40. 1 киловатт-час электроэнергии стоит 18 рублей. 1 ноября счетчик показывал 12625 киловатт-часов, а 1 декабря – 12802 киловатт-часа. Сколько рублей нужно заплатить хозяину квартиры за электроэнергию за ноябрь?
Назад
Ответ:
3186 рублей -
8 слайд
50.
Назад
130 рублей -
9 слайд
10. Для ремонта квартиры купили 50 рулонов обоев. Сколько пачек обойного клея нужно купить, если одна пачка клея рассчитана на 8 рулонов?
Назад
Ответ:
7 -
10 слайд
Назад
20. Участок земли имеет прямоугольную форму.
Стороны прямоугольника 25 м и 70 м. Найдите длину забора (в метрах), которым нужно огородить участок, если в заборе нужно предусмотреть ворота шириной 4 м.
Ответ:
186 м -
11 слайд
Назад
Ответ:
420
30. Вяжем, кроим и шьём одежду – от точности измерений будет зависеть конечный результат.
Для того, чтобы связать свитер, хозяйке нужно 400 граммов шерсти синего цвета. Можно купить синюю пряжу по цене 60 рублей за 50 г, а можно купить неокрашенную пряжу по цене 50 рублей за 50 г и окрасить ее. Один пакетик краски стоит 10 рублей и рассчитан на окраску 200 г пряжи. Какой вариант покупки дешевле? В ответ напишите, сколько рублей будет стоить эта покупка. -
12 слайд
40. При строительстве дачи можно использовать один из двух типов фундамента: каменный или бетонный. Для каменного фундамента необходимо 7 тонн камня и 7 мешков цемента. Для бетонного фундамента нужно 5 тонн щебня и 36 мешков цемента. Тонна камня стоит 1550 рублей, щебень стоит 610 рублей за тонну, а мешок цемента стоит 250 рублей . Сколько рублей будет стоить материал для фундамента, если выбрать наиболее дешевый вариант?
Назад
Ответ:
12050 рублей -
13 слайд
50. Хозяин договорился с рабочими, что они выкопают ему колодец на следующих
условиях: за первый метр он заплатит им 1000 рублей, а за каждый следующий
метр — на 300 рублей больше, чем за предыдущий. Сколько денег хозяин
должен будет заплатить рабочим, если они выкопают колодец глубиной
6 метров?
Назад
Ответ:
10500 рублей -
14 слайд
10. На счете мобильного телефона у Маши было 53 рубля, а после разговора с Леной осталось 8 рублей. Сколько рублей истратила Маша на разговор по телефону?
Назад
Ответ:
45 рублей -
15 слайд
Назад
Ответ:
20. На счете Сашиного мобильного телефона было 540 рублей, а после разговора с Леной осталось 108 рублей. Сколько минут длился разговор, если 1 минута разговора стоит 9 рублей?
48 -
16 слайд
30. Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВЕЛИЧИНЫ ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
А) площадь города Санкт-Петербург 1) 364 м2
Б) площадь ладони взрослого человека 2) 100см2
В) площадь поверхности тумбочки 3) 1399 км2
Г) площадь баскетбольной площадки 4) 0,2 м2Назад
Ответ:
А-3 Б-2 В-4 Г-1 -
17 слайд
Назад
40. Интернет-провайдер (компания, оказывающая услуги по подключению к сети Интернет) предлагает три тарифных плана. Пользователь предполагает, что его трафик составит 600 Мб в месяц и, исходя из этого, выбирает наиболее дешевый тарифный план. Сколько рублей заплатит пользователь за месяц, если его трафик действительно будет равен 600 Мб?Ответ:
700 -
18 слайд
50. Петя загружает файл размером 48 Мб за 24 секунды, а Миша загружает файл размером 38 Мб за 32 секунды. Сколько секунд будет загружаться файл размером 664 Мб на компьютер с наибольшей скоростью загрузки?
Назад
Ответ:
332 -
19 слайд
10. Летом 1 кг клубники стоит 800рублей. Мама купила 3 кг 500 г клубники. Сколько сдачи она должна получить с 10000 рублей?
Назад
Ответ:
7200 -
20 слайд
20. На день рождения часто дарят цветы. Тюльпаны стоят 700 рублей за штуку. У Вани есть 3000 рублей . Из какого наибольшего числа тюльпанов он может купить букет Маше на день рождения?
Назад
Ответ:
3 -
21 слайд
30. Для приготовления яблочного варенья на 1 кг яблок нужно 1,2 кг сахара. Сколько килограммовых упаковок сахара нужно купить, чтобы сварить варенье из 8 кг яблок?
Назад
Ответ:
10 -
22 слайд
40.
Назад
Ответ:
1) Миша 2) Галя 3) Саша 4) Лена 5) Нина -
23 слайд
50.
В поход ходили 80 %
учеников класса, а на экскурсии было 60 %, причем каждый был в походе или на экскурсии. Сколько процентов класса были и там, и там?
Назад
Ответ:
40% -
24 слайд
Назад
10. Как
движется тело на каждом участке пути
Ответ
Равномерно, прямолинейно, равноускоренно -
25 слайд
Назад
Ответ:
20. Врач больному прописал делать уколы по 2 кубика 3 раза в день в течение недели. Сколько шприцов по 2 кубика должен купить пациент в аптеке, чтобы выполнить назначение врача?21 шприц
-
26 слайд
30. Аскорбинка (витамин С) в аптеке стоит 14,5 рублей за 1 упаковку. Какое наибольшее количество упаковок аскорбинки можно купить на 100 рублей?
Назад
Ответ:
6 -
27 слайд
Назад
40. Аптека открывается в 10 часов утра, а закрывается в 10 часов вечера. Обеденный перерыв длится с 15 до 16 часов. Сколько часов работала аптека?Ответ:
11 часов -
28 слайд
50. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 0,5 г 3 раза в день в течение 8 дней. В одной упаковке 8 таблеток лекарства по 0,25 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
Назад
Ответ:
6 -
29 слайд
Молодцы,
так держать!