В настоящее время педагогические коллективы ДОУинтенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задачапедагогов дошкольного учреждения — выбрать методы и формы организации работы сдетьми.
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивновнедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организацииработы с детьми.
Современные педагогические технологии в дошкольном образованиинаправлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования,вступивших в силу с 01. 01.2014г.
Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрастеявляется общение. Поэтому задача педагога специально организовать даннуюдеятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия–детей друг с другом, детей и взрослого.
Сегодня мы поговорим о педагогических технологиях и их эффективномиспользовании в дошкольном учреждении. Вначале давайте вспомним, что жеозначает сам термин «технология».
Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либоделе, мастерстве, искусстве.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
· здоровьесберегающие технологии
· технологии проектной деятельности
· технология исследовательской деятельности
· информационно-коммуникационные технологии
· личностно-ориентированные технологии
· технология портфолио дошкольника
· игровая технология
· технология «ТРИЗ»
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенкувозможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний,умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспектывоздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном,психологическом, биоэнергетическом.
У нас в группе используются здоровьесберегающие технологии:
1. Физминутка
2. Гимнастика после сна
3. Дыхательная гимнастика
4. Самомассаж
5. Релаксация
Выделяют следующую классификацию здоровьесберегающихтехнологий:
o медико-профилактические (обеспечивающиесохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинскогоперсонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованиеммедицинских средств — технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий,здоровьесберегающей среды в ДОУ);
o физкультурно-оздоровительные (направленныена физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физическихкачеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
o обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающиепсихическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечениеэмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенкав процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье;технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка впедагогическом процессе ДОУ);
o здоровьесбережения и здоровьеобогащения детей (направленнона сохранение и стимулирование здоровья (технология использования подвижных испортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика,динамические паузы, релаксация);
o образовательные (воспитаниякультуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания иобучения);
o обучения здоровому образу жизни (технологиииспользования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий изсерии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия),самомассаж); коррекционные (арттерапия, технология музыкального воздействия,сказкотерапия, психогимнастики и др.)
Технологиипроектной деятельности
Цель: Развитие и обогащениесоциально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностноговзаимодействия.
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании иобучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по нейжизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников,проникнуть во внутренний мир ребенка.
С каждым годом поднимается планка уровня развитияпознавательных способностей детей и их интеллектуального развития. Поэтомупедагоги всех образовательных учреждений должны учить детей конкретным способам познания мира, развивать познавательные способностидетей и воспитывать желание детей добывать знаниясамостоятельно.
Стремление к постижениюмира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. Иповезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательныйинтерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться наболее низком уровне.
Поэтому необходимо искать и применять более эффективные средствавоспитания и обучения, которые служат развитию познавательных способностейдетей. Одним из перспективных методов является метод проектирования.
Дидактическийсмысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связатьобучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развиваетпознавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно,планировать работу, доводить ее до положительного результата, проявлятьинициативу и творчество. В проекте дети изучают объект с разных сторон, все егохарактеристики, т.е. формируется целостное видение картины изучаемого объекта(что и требует от нас современная педагогика). А какое удовлетворениеполучает сам ребенок оттого, что сделал для себя открытие!
Тематика и содержание проектов могут быть оченьразнообразными. В младших группах проекты короткие, простые. Например,«Грузовик». В течение дня малыши в игре обследуют части грузовика, назначениеэтого вида транспорта, назначение колес. Проводят опыт: поедет ли грузовик безодного колеса? и т.д. В старших группах проекты сложнее. Дети изучаютфизические тела и явления природы, растения и действия людей, предметырукотворного мира и др.
Классификация учебных проектов:
· «игровые» — детские занятия, участие вгрупповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного родаразвлечения);
· «экскурсионные» — направленные наизучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
· «повествовательные» — при разработкекоторых дети учатся передавать свои впечатления и чувства в устной, письменной,вокально — художественной формах;
· «конструктивные»— нацеленные насоздание конкретного полезного продукта( сколачивание скворечника, устройствоклумб).
Типыпроектов:
1. исследовательские
2. информационные
3. творческие
4. игровые
5. приключенческие
6. практико-ориентированные
7. Проекты могут быть различными по продолжительности:
8. краткосрочный
9. средней продолжительности
10. долгосрочный
Технологияисследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду -сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскомутипу мышления.
Методы и приемы организации экспериментально –исследовательской деятельности:
· эвристические беседы;
· постановка и решение вопросов проблемного характера;
· наблюдения;
· моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
· опыты;
· фиксация результатов (наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой
· «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
· подражание голосам и звукам природы;
· использование художественного слова;
· дидактические игры, игровые обучающие и творческиразвивающие ситуации;
· трудовые поручения.
Тему исследованиявам подскажет сам ребенок, стоит только не пропустить, что именно емуинтересно:
• Почему в холодильнике холодно?
• Почему звезды не падают?
• Почему кошка мяукает?
• Где растёт пирожное?
• Почему радуга цветная?
Содержаниепознавательно-исследовательской деятельности:
-Опыты (экспериментирование)
-Состояние и превращение вещества (например наблюдение)
-Движение воздуха, воды.
-Свойства почвы и минералов.
-Условия жизни растений.
-Коллекционирование
Коллекционирование —одна из форм обучения дошкольников, позволяющая углублять познавательныеинтересы детей. Собирать можно все, что угодно: конфетные фантики, тематическиекартинки или открытки, камни, звуки, запахи и т.д. Очень увлекает дошкольниковколлекционирование фотографий, сделанных самостоятельно и последующееоформление тематических альбомов. При организации подобной работы сдошкольниками обсуждение значения и правил собирательства сопровождаетсяорганизацией разнообразной детской деятельности на основе использованияколлекции.
Созданиесовместных детско-взрослых коллекций способствует разрешениюпротиворечия между доминированием игровых и недостаточным развитиемпознавательных мотивов у дошкольников. Эта цель может быть реализована приусловии, что в совместной со взрослым деятельности будут использоваться методыи приемы, обеспечивающие повышение осознанности в познании: обсуждениевопросов, позволяющих детям выделить целевые и содержательные характеристикипознания (Что хотим узнать? Зачем? Для чего? Как можно узнать? С помощью чего?Что нужно сделать?).
Разумно организованное коллекционирование воспитывает культуру познания,развивает познавательные умения, формирует у детей представления о значимостиколлекций. В процессе коллекционирования используются методы и приемы,ориентированные на развитие у детей умений замечать новое, неизвестное,задавать вопросы. Коллекционирование повышает продуктивность интеллектуальнойдеятельности дошкольников за счет формирования способности анализировать,сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать,систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения.
Классификацияколлекционирования
1. Виды растений.
2. Виды животных.
3. Виды строительных сооружений.
4. Виды транспорта.
5. Виды профессий.
Последовательно-исследовательскойдеятельностью может быть путешествие по карте
· Стороны света.
· Рельефы местности.
· Природные ландшафты и их обитатели.
· Части света, их природные и культурные «метки» — символы.
· Путешествие по «реке времени»
· Прошлое и настоящее человечества (историческое время)в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды).
· История жилища и благоустройства.
Информационно-коммуникационные технологии
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли егородители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитаниюкак первому звену непрерывного образования: образования с использованиемсовременных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет,интерактивные игрушки, детские компьютеры).
Преимущества применения компьютера при организации деятельностидетей:
-предъявление информации на экране компьютера в игровой формевызывает у детей огромный интерес;
-несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
-движения, звук, мультипликация надолго привлекают вниманиеребенка;
-является стимулом познавательной активности детей;
-предоставляет возможность индивидуализации обучения;
-в процессе своей деятельности за компьютером дошкольникприобретает уверенность в себе;
-позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидетьв повседневной жизни.
Применение информационно – коммуникационные технологий
-подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформлениястендов ( сканирование, интернет, принтер, презентация).
-подбор дополнительного познавательного материала к занятиям,знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
-обмен опытом.
-проведение интерактивных праздников.
Личностно -ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системыдошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семьеи дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития,реализацию имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология — это такаявоспитательная система, в которой ребенок является высшей ценностью и ставитсяв центр воспитательного процесса. Иными словами, личностно-ориентированноевоспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокогоуважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития,отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательногопроцесса.
Личностно-ориентированная технологияпредполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическаядеятельность по отношению к детям включает в себя проявление уважения кличности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:
—обращаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживать,обнимать;
-стремиться установить доверительные отношения, проявлять вниманиек их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;
-поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур,учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент,предпочтение к той или иной пище);
— чутко реагировать на инициативу в общении, потребность вподдержке;
— слушать детей внимательно и с уважением;
— вежливо и доброжелательно отвечаю на вопросы и просьбы,обсуждать проблемы;
— успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремиться помочьв устранении дискомфорта;
— разговаривать с детьми, выбирать позицию «на уровне глаз» (общаться с ребенком, присаживаясь рядом или брать его на руки);
— в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждымребенком индивидуально.
Образовательные программы «Радуга», «Из детства — в отрочество»,«Детство», «От рождения до школы» обладают яркой гуманистическойнаправленностью и демократическим управлением, индивидуальным подходом,приоритетом личностных отношений.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляютавторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционнойтехнологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия длятворчества личности.
Технологияпортфолио дошкольника
Портфолио — это копилка личныхдостижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов,положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своейжизни, это своеобразный маршрут развития ребенка.
Существует ряд функций портфолио:
· диагностическая (фиксирует изменения и рост за определенный периодвремени),
· содержательная (раскрывает весь спектр выполняемых работ),
· рейтинговая (показывает диапазон умений и навыков ребенка) и др.
Процесс создания портфолио является своего родапедагогической технологией. Вариантов портфолио очень много. Содержаниеразделов заполняется постепенно, в соответствии с возможностями идостижениями дошкольника.
Портфолио (папка личных достижений ребенка) позволяет осуществитьиндивидуальный подход к каждому ребенку и вручается при выпуске из детскогосада как подарок самому ребенку и его семье.
Игроваятехнология
Игровая технология строится как целостноеобразование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенноеобщим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
-игры и упражнения, формирующие умение выделять основные,характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
-группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
-группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умениеотличать реальные явления от нереальных;
-группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакциина слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов -забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным,занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо,чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников,содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий иразличных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным втом, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком тогоили иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенкадолжен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечиватьэту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий удетей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательнойи образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторыесовременные образовательные программы предлагают использовать народную игру каксредство педагогической коррекции поведения детей. Например:
-Игра – занятие «Как мы помогаем маме»
—Беседа «Для чего нужны предметы?»
-Пантомима «Мы умываемся»
-Практическое упражнение «Умоем куклу Машу».
-Практическое упражнение « Аккуратные прически».
-Практическое упражнение «Чистим зубы».
Цель: формирование культурно-гигиенические навыков.
Технология«ТРИЗ»
ТРИЗ — теория решения изобретательскихзадач, которая создана ученым-изобретателем Т.С.Альтшуллером.
Согласно ТРИЗ — технологии воспитатель использует нетрадиционные формы работы,которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная кдошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка поддевизом «Творчество во всем!»
Дошкольный возраст уникален тем, что как сформируется ребенок,такова будет и его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период дляраскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду являетсяразвитие, с одной стороны, таких качеств мышления как гибкость, подвижность,системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления кновизне, речи и творческого воображения.
Основная задачаиспользования ТРИЗ — технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенкурадость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота вподаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоитфорсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений напростейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, черезкоторую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед нимпроблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальномурезультату, используя многочисленные ресурсы.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже неподозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идтидо конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Применение новых педагогических технологий гарантирует достижениядошкольника и в дальнейшем гарантирует их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело сзаимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога,научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главнымориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в нашихруках, поэтому их нельзя опускать.
И закончить своё выступления я бы хотела словами Чарльза Диккенса: «Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим…»
Творите сами. Как нет детей без воображения, так нет и педагогабез творческих порывов. Творческих Вам успехов!