X-PDF

Рабочая программа изо-студии Юный художник

Поделиться статьей

Министерство образования,науки и молодежной политики

Забайкальского края

Управление образованиемадминистрации муниципального района «Сретенский район»

Муниципальное  учреждениедополнительного образования

«Сретенский Дом детскоготворчества»

 

Утверждаю

                                                                                                                                                                                                  Директор МУДО

 «Сретенский ДДТ»

 ________ Лесков А.С.

Приказ  №____  от _________

 

Согласовано

                                                                                                                                                                                                  Методист  МУДО

 «Сретенский ДДТ»

 

 ___________ Хайдарова Е.Э.

 от _____________________

Принято

    на заседании МО, ПС

 МУДО «Сретенский ДДТ»

Протокол  №____

 от _________________

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                                           «Юный художник»

 

 

Возраст учащихся:  9-12лет.

Срок реализации:  1год.

Направленность:художественная

 

                Модифицированная  программа.

Автор-составитель:Макарова Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

                                                          г. Сретенск,

2022г.

                                                   Структура программы:

 

1.     Раздел 1 «Комплексосновных характеристик программы»

1.1.         Пояснительнаязаписка…………………………………………………3

1.2.        Целии задачи программы …………………….…………………………8

1.3.        Содержаниепрограммы

Учебный план…………………………………………………………………..9

Содержаниеучебного плана………………………………………………10

1.4.         Планируемыерезультаты ………………………………………………11

 

2.     Раздел 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1.        Календарныйучебный график…………………………………………20

2.2.        Условияреализации программы……………………………………….20

2.3.         Формыаттестации………………………………………………………..22

2.4.         Оценочныематериалы………………………………………………….23

2.5.         Методическиематериалы…………………………………………………26

2.6.         Дидактическиематериалы…………………………………….………..29

 

3.     Списоклитературы …………………………….………………….…………..30

 

4.     Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел1 «Комплекс основных характеристик программы»   

1.1.         Пояснительнаязаписка

 

Стандартноепредставление о занятиях рисованием у многих связано                             сальбомом и рисовальными принадлежностями: красками, карандашами, кисточками ифломастерами. Между тем существует масса способов сделать обучение ребенкарисованию захватывающим, таким, который вызовет положительные эмоции не толькоу детей, но и у взрослых.

Необычныетехники рисования для детей, при помощи нестандартных средств и материалов, –прекрасная возможность проявить фантазию и создать эффектные, запоминающиесярисунки. Маленькие дети постояннонаходятся                      в состоянии изучения окружающего мира. Они ужезнают, что стул создан для того, чтобы сидеть, одеяло — чтобы укрываться, акисточка — чтобы рисовать. Бесконечная череда «взрослых» правил и ни шага всторону. Нетрадиционные техники рисования разрывают шаблоны обучения ребенкаизобразительному искусству. Конечно, перед тем как приступить к ним, необходимодать                              азы обращения с карандашами, мелками икисточками. Только после того как маленький художник усвоит основныеклассические техники рисования, необходимо приступать к нетрадиционным. В ходетаких занятий развивается не только видение и понимание прекрасного, но ифантазия, ловкость, изобретательность и моторика. Нетрадиционные техникистимулируют положительную мотивацию, способствуют выражению индивидуальностиребенка. Комбинирование различных техник побуждает ребенка думать,самостоятельно выбирать подходящие приемы для создания уникальных и более выразительныхпроизведений.

На занятиях дети используют необычные инструменты для рисования: свечу,пробку, трубочку, поролон, соломинку, нитки, зубную щетку, восковые мелки. Ребятас большим интересом рисуют методом кляксографии, точечного изображения,отпечатков, разбрызгивания. Эта такое искусство, которое не основывается натрадициях, не придерживается их, а отличается оригинальностью. Рисование внетрадиционном стиле увлекает, завораживает, восхищает и удивляет детей. Ведьздесь используются необычные материалы, а самое главное, нет места слову«нельзя». Можно изображать что хочешь, как хочешь и чем хочешь. Более того, невозбраняется самому придумать новую технику изображения образа.

Данная программа является модифицированной и так же рассчитана наобучение детей  с диагнозом ОВЗ.

Нетрадиционное рисованиележит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство коррекциипсихических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолетьчувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах.Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствуетослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, чточрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачиваниядеятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартнойхудожественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитудадвижений.

Использованиенетрадиционных техник изобразительного искусства развивает не только сенсорнуюсферу через восприятие окружающего мира и отображения увиденного на бумаге, носоздает огромный полигон для исследования свойств предметов (красок, видовбумаги, вспомогательных элементов и др). Также происходит активная стимуляциялюбознательности. И самое замечательное то,что вне зависимости от художественных способностей ребенка, каждая работа будетуникальна и великолепна.

Актуальность программы. Сегодня задача формирования всестороннеразвитой личности, способной самостоятельно мыслить и творчески работать,приобретает очень актуальный характер. Уже на начальном этапе обучения важно нетолько формировать умение понимать прекрасное, но и стремиться создаватьпрекрасное вокруг себя. Именно на занятиях художественной  направленностиразвиваются творческие способности создавать конкретные образы, отображать своёотношение к окружающему. Дети знакомятся с жанрами живописи, отрабатываюттехнические навыки владения кистью, нетрадиционные материалами, учатсяпользоваться акварелью, гуашью, тушью. Особый интерес у детей вызываюттворческие работы по комбинированию нетрадиционных материалов: бумаги, стекла,ткани и других. Применяя нетрадиционные способы в рисовании, дети творческиразвиваются, получают дополнительный ресурс для творческого самовыражения. На занятиях  ребята знакомятся с нетрадиционными способами изображения врисовании, что позволяет раскрыть разнообразные возможности изобразительнойдеятельности. Это содействует нестандартной видимости окружающего мира,пробуждает их фантазию и воображение. В процессе знакомства с разныминетрадиционными способами в рисовании ребенок развивается, он наблюдает,сравнивает, находит решение, придумывает, додумывает, фантазирует, экспериментирует.Это значит — включается в поиск и творчество. Поэтому одной из главных задачданной программы  (как теоретической, так и практической части) являетсяразвитие эстетического вкуса и креативности учащихся.

Новизнапрограммы: программа носит инновационный характер,так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развитиятворчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисованиеотпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала,тампонированием, техника по-сырому, рисование по точкам, рисование листьями,рисование примакиванием. В этом и есть отличительная особенность даннойпрограммы от уже существующих.

Обучениенетрадиционным техникам рисования происходит в следующих направлениях:

-от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов, сюжетномурисованию;

-от применения простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

-от применения одного вида техники к использованию смешанных техник рисования;

-от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов.

Состав учащихся – смешаннаягруппа.

Особенности организацииобразовательного процесса – традиционная форма.

Форма обучения – очная, сприменением дистанционных технологий. Уровень сложности – стартовый, базовый.

Программа «Юный художник»относится к художественной направленности. По виду — общеразвивающая, по цели –познавательная. Основу программы составляют комбинированные, практические итеоретические часы.

Срокиреализации программы: 1 год (72 академических часа на учебный год).

Режимзанятий: один  раз в неделю по два академическихчаса (45 минут) с 5  минутным перерывом.

Возрастдетей, участвующих в реализации программы: 9-12 лет (младший и средний школьныйвозраст). Ребенок младшего школьного возраста имеетнебольшой опыт в освоении образного языка искусства. Его нужно очень многомунаучить: умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами,выражать свои мысли через изображение и т. п. На занятиях младший школьникактивно развивает творческое воображение, фантазию, цветовосприятие, образноемышление, получает навыки полноценного общения. В изобразительной деятельностиребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности.Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего, обогащает его представления омире. Возрастные и психологические особенности младшего школьного возрастапозволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи:передавать в рисунках, аппликациях предметыразнообразных форм, величины, пропорции. В художественной деятельностинеобходимо уделять особое внимание развитию у детей цветового восприятия,которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

                Программный материал можетварьироваться при посещении занятий детьми с легкими отклонениями в развитии(ЗПР, УО (легкая степень)). При наличии детей данной категории обучениеосуществляется по индивидуальному образовательному маршруту.

 

1.2.         Целии задачи программы

 

Цельпрограммы -развитие художественно-творческих способностей младших школьников посредствомизобразительной деятельности.

Задачи:

Личностные:

-сохранение интереса к изобразительной деятельности;

— развитие творческой активности и художественного вкуса;

воспитание чувств эстетических переживаний, умения видеть красивое в окружающем, видетьэлементы выразительности образа.

  Метапредметные:

— развитие способностисамостоятельно находить сюжеты, технику выполнения и материалы для своих работ;

развитие специальных графическихумений и навыков;

— овладение элементарными навыками иумениями изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных художественныхматериалах, используемых на занятиях рисованием.

Образовательные(предметные):

— ознакомление с нетрадиционнымитехниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствамиизобразительных материалов;

— обучение различнымприемам и техникам изобразительной деятельности;

— ознакомить с основными терминами, понятиями, используемыми в изобразительной деятельности.

1.3.         Содержаниепрограммы

 

Тема занятия

Количество часов

Формы аттестации

теория

практика

всего

1

«Чему я научусь»

1

 

1

2

Техника печатания

1

1

2

выставка

3

Техника набрызгивания

1

1

2

выставка

4

Техника рисования точками (пуантилизм)

1

2

 

3

выставка

5

Техника рисования пальцами

1

1

 

2

выставка

6

Техника рисования трафаретами

1

1

2

выставка

7

Техника рисования по-сырому

1

1

2

выставка

8

Монотипия

1

1

1

выставка

9

Техника рисования солью

1

1

2

выставка

10

Техника рисования природными материалами

1

1

2

выставка

11

Техника гризайль

1

2

3

выставка

12

Рисование бросовым материалом (ватные палочки, салфетки, вилки, губки  и т.д.)

1

2

3

выставка

13

Рисование на камнях

1

1

2

выставка

14

Рисование прямыми линиям, штрихами

1

1

2

выставка

15

Техника кляксография

1

2

3

выставка

16

Штампинг (оттиск)

1

2

3

выставка

17

Ниткография

1

2

3

выставка

18

Витраж

1

2

3

выставка

19

Техника выдувания

1

1

2

выставка

20

Техника рисования мыльными пузырями

1

1

2

выставка

21

Мозаика

1

2

3

выставка

22

Техника рисования: нейрографика

1

2

3

выставка

23

Техника рисования   мятой бумагой

1

1

2

выставка

24

Техника рисования гуашью

1

1

2

выставка

25

Техника рисования цветными карандашами

1

1

2

выставка

26

Техника рисования пластилином

1

1

2

выставка

27

Самостоятельная творческая деятельность

1

1

2

выставка

28

Рисование смешанными техниками

1

1

2

выставка

29

Выставки, участие в конкурсах, мастер-классах

1

3

4

Аналитическая справка

30

Воспитательная работа на каникулах

1

3

4

Результаты участия в конкурсах

31

Итоговое занятие

1

1

Творческий отчет

 

Всего:

 

 

72

 

 

Содержание учебного плана программы.

 

1.    «Чему я научусь»

Теория

Введение впрограмму. Знакомство с различнымитехниками изобразительной деятельности. Правила поведения на занятиях. Тестирование. ТБ. Материала и принадлежности, дополнительный материал.

Практика

Выполнение рисунков насвободную тему. Приемы рисования акварельными красками.

2.                Техника печатания.

Теория

Введение в техникупечатания листьями. Технология выполнения. Способы.

Практика

Сборприродного материала (листьев с разной листовой пластиной). Пробные упражнения.Печатанье листьями разными способами. Создание различных композиционныхрешений.

Темы: «Волшебные листья», «Сказочный ковер»,  «Золотые рыбки».

3.                Техника набрызгивания.

Теория

Знакомство с техникой«набрызг». Технология выполнения.

Практика

Пробные упражнения поосвоению техники «набрызг». Выполнение творческих работ с использованием новойтехники.

Темы: «Капелька за капелькой»,«Бабочка», «Моя фантазия».

4.                Техника рисования точками(пуантилизм)

Теория

         История зарождения техники.Знакомство с техникой рисования точками

(пуантилизм).

Практика

Выполнение рисунка в данной технике.

Темы:«Красивые цветы», «Мои волшебные кораблики», «Космос», «Попугай».

5.                Техника рисования  пальцами

Теория

Введение в технику рисования ладошками и пальцами. Точка, мазок, пятно.

Смешивание цветов.

Практика

Рисования ладошками ипальцами.  Работа с цветовой палитрой.

Темы: «Подводный мир», «Натюрморт», «Зимний пейзаж».

6       Техника рисования трафаретами

Теория

Работы знаменитых художников в данной технике.  Рисование спомощью

трафаретов, шаблонов, геометрических форм.

Практика

Рисование  грибов, бабочек, цветов в данной технике.Композиционное решение рисунка.

Темы: «Грибная полянка»,«Бабочки и цветы», «Божья коровка на цветке».

7.    Техника рисования по-сырому.

Теория

Знакомство с техникой. Технология выполнения работ.

Практика

Рисование берёз,закатного неба. Акварель. Техника «по-сырому», «вливание цветов» .Роль белой и чёрнойкрасок в эмоциональном звучании и выразительности образа.

Темы: «Березовая роща», «Закат», «Совята».

8.                Монотипия

9.                 Теория

История зарождения техники. Техника монотипия. Способы работы.

Практика

Рисунок лесной поляны, ночного неба в данной технике.

Темы: «Лесная поляна»,  «Ночное небо».

10.           Техника рисования солью

Теория

Введение в технику рисования солью. Технология выполнения.Использование данной техники в современное  время.

Практика

Дети рисуют различные изображения, наносят на не просохший рисуноккрупную соль.

Темы: «Я рисую сказку», «Звездное небо», «Мои фантазии», «Вселенная»

11.           Техника рисования природнымиматериалами

Теория

Что является природным материалом? Техника изображения с помощьюрастений (шишек, мака, мха, колоска, листка и др.):

Практика

Рисование природными материалами способом примакивания.

Темы: «Сказочный мир», «Новогодняя елка», «Зимний пейзаж».

12.           Техника гризайль.

Теория

 Современные художники и их творчество в техники гризайль.Технология выполнения. Понятие что такое гризайль.

Практика

Выполнение рисунка в данной технике. Передача формы, объема,текстуры рисуемых предметов.

Темы:  «Домик у озера»,  «Березовая роща», «Лесная поляна».

13.           Рисование бросовым материалом(ватные палочки, салфетки, вилки, губки  и т.д.)

Теория

Техника  рисования бросовым материалом (ватные палочки, салфетки,вилки, губки  и т.д. Работы знаменитых художников.

Практика

Выполнение рисунков в данной технике.

Темы: «В Рождественскую ночь», «Морозное утро», «Снеговик»,  «Лебедив пруду».

14.           Рисование на камнях.

Теория

Роспись по камню, как одно из древних искусств. Технология выполнения.

Практика

Роспись камней в соответствии с технологией выполнения.

Темы: «Совята», «Божья коровка», «Зверята».

15.           Рисование прямыми линиями,штрихами.

Теория

Творчество знаменитых художников (Ватагина, Чарушина). Техника 

 рисования  прямымилиниями, штрихами.

Практика

Выполнение рисунков в данной технике.

Темы: «Домик у озера», «Пудель», «Лесное озеро».

16.           Техника кляксография

Теория

Определение что такое кляксография. Разновидности клякс. Техникавыполнения кляксографии.

Практика

Рисование деревьевспособом выдувания из кляксы. Создание образа из полученных клякс.

Темы:«Необычные кляксы», «Фантастические деревья»,«Корабли на море», «Героймультфильма».

17.           Штампинг(оттиск)

Теория

История зарождения данной техники. Определениештампинг. Технологиявыполнения.

Практика

Выполнение рисунка в технике «Штапминг».

Темы:«В мире сказок».«Облака на небе», «Узоры».

18.           Ниткография.

Теория

Ниткография, как разновидность графической технике. Техника 

 Ниткографии.

Практика

Выполнение открыток в данной технике.

Темы: «Отражение в воде»,«Домик на поляне», «Железная дорога».

19.           Витраж.

Теория

История зарождения росписи витраж. Знакомство с витражнымикрасками.    

Технология выполнения.

Практика

Выполнение картины в технике «витраж».

Темы: Букет цветов», «Натюрморт с яблоками», «Фрукты в вазе».

20.           Техника выдувания.

Теория

Творчество художников в техники выдувания. Техника выполнения.

Практика

Выполнение рисунков в данной технике.

Темы: «Лесные жители», Ежики в траве», «Необычные деревья».

21.           Техника рисования мыльнымипузырями.

Теория

Технология выполнения.

Практика

Выполнение работы в данной технике.

Темы: «Мамины цветы», «Роза», «Фантазия».

22.           Мозаика.

Теория

Зарождение техники мозайка. Техника выполнения. Творчествознаменитых

художников.

Практика

Выполнение рисунков в данной технике.

Темы: «Подарок для мамы», «Ветка сирени», «Бабочки и цветы».

23.       Техника рисования: нейрографика.

Теория

История зарождения нейрографики. Знакомство стехникой                  Технология выполнения.

Практика 

Выпонение работ в технике нейрографика.

Темы: «Самовыражение»

24.           Техника рисования  мятой бумагой.

Теория

Творчество знаменитых художников, работающих в данной технике внаше

время. Техника выполнения.

Практика

Рисование в данной технике.

Темы: «Золотой петушок», «Скоро праздник», «Пришла весна».

25.           Техника рисования гуашью.

Теория

Художники и их творчество в технике рисования гуашью. Технология

рисования гуашью.

Практика

Темы: «Подсолнухи», «Времена года», «Букет на окне».

26.           Техника рисования цветнымикарандашами.

Теория

Графика- как один из видов изобразительного искусства. Цветные

карандаши – графический материал. Техника рисования цветными

карандашами. Творчество  современных художников.

Практика

Темы: «Первые цветы», «Лесное озеро», «Овощи и фрукты».

27.           Техника рисования пластилином.

Теория

 Понятие что такоепластилинография. Творчество художников в технике рисования пластилином.Способы работы.

Практика

Выполнение  работы в технике пластилинографии.

Темы: «Мое любимое животное», «Цветочная поляна», «Мой дом».

28.           Самостоятельная творческаядеятельность.

Теория

Обсуждение выбора темы сюжетов, техник рисования, цветовой гаммы,

материалов. Композиционное решение работы.

Практика

Использованиезнакомых способов и техник рисования.

Темы:«Моя фантазия», «Мир вокруг меня», «Автопортрет», «Мои друзья» Выставкатворческих работ учащихся.

29.           Рисование смешанными техниками.

Теория

Творчество выдающихся художников смешенными   техниками.Технология 

рисования смешанными техниками. Способы  рисования.

Практика

Использование знакомых способов и техник рисования.

Темы: «Мои друзья», «Весеннее настроение», «Радуга в небе», «Образмамы».

30.           Выставки, участие в конкурсах,мастер-классах.

Теория

Правила оформления работ учащихся. Композиционное решение,эстетика оформления выставки. Подготовка работ для участия в конкурсах.

Практика

Участие в конкурсах, выставках различного уровня, организация ипроведение мастер-классов.

31.           Воспитательная работа наканикулах.

Теория

Различные формы проведения мероприятий.

Практика

Участие в мероприятиях.

32.           Итоговое занятие.

Практика. Участие в творческом отчете.

 

1.4.         Планируемые результаты

Личностные:

— повышение  интереса кизобразительной деятельности;

— развитиетворческой активности и художественного вкуса;

воспитание чувств эстетических переживаний, умения видеть красивое в окружающем, видетьэлементы выразительности образа.

 

   Метапредметные:

— развитие способности самостоятельно находить сюжеты,технику выполнения и материалы для своих работ;

развитие специальных графическихумений и навыков;

— овладение элементарными навыками иумениями изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных художественныхматериалах, используемых на занятиях рисованием.

 

Образовательные (предметные):

— ознакомление с нетрадиционнымитехниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствамиизобразительных материалов;

— обучение различнымприемам и техникам изобразительной деятельности;

— ознакомить с основными терминами, понятиями, используемыми в изобразительной деятельности.

Раздел 2  «Комплексорганизационно-педагогических условий»

Количествоучебных недель — 36 недель.

Продолжительностьканикул:

         — осенние каникулы-01.11.22г.-07.11.22г.

— зимниеканикулы – 31.12.22.-09.01.23г.

— весенниеканикулы – 27.03.23-03.04.23г.

Началоучебных занятий для первого года обучения – 01.09.2022

Конецучебного года – 31 мая 2023 г.

Полныйкалендарный учебный график см. в приложении 1

 

2.2. Условия реализации программы

Материально- техническое оснащение кабинета:

-учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН .Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потокаот окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворукихусаживать особым образом). В учебном помещении должна применятся система общегоосвещения, которое должно быть равномерным.

Вкабинете имеется: мебель по количеству и росту детей; учебная доска, мел.

Материалы и инструменты, необходимые для работы:

1.Бумага разного формата и цвета.
2. Акварельные краски.
3. Тушь разноцветная
4. Гуашь.
5. Восковые мелки.
6. Трубочки для коктейля.
8. Ванночки с поролоном.
9. Баночки для воды.
10. Кисти круглые и плоские разного размера.
11. Салфетки. 
12. Мягкие карандаши, ластики, бумага для эскизов.
13. Клей ПВА.
14. Крупная или морская соль.

15. Ножницы.

16. Фольга.

17. Клеенка 15-20см.

18. Картон (белый, цветной ).

19. Ветошь.

20. Фломастеры.

Количество материалов иинструментов рассчитано на количество детей.

Информационное обеспечение:

1.     http://www.syl.ru/article/181156/new_tehniki-netraditsionnogo-risovaniya-dlya-detey

2.     http://paidagogos.com/?p=7812

3.     https://infourok.ru/istorii_na_peske__programma_pesochnogo_risovaniya_s_ispolzovaniem_metoda_sand-art_v_-453920.htm

4.     http://www.kakprosto.ru/kak-839563-zhivopis-chto-takoe-grizayl#ixzz4MFw8WkWd

5.     http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/rospis_na_kamnjah/10-1-0-913

6.     http://marrietta.ru/post174511610/

7.     http://www.zhenskysait.ru/461-rospis-po-steklu-akrilovymi-kraskami-tehnika-naneseniya.html

 

2.3. Формы аттестации

Формы предъявления и демонстрацииобразовательных результатов:

·       Портфолио учащихся;

·       Открытое занятие;

·       Творческий отчет;

·       Защита творческих проектов;

·       Проведение выставок работ учащихся;

·       Составление альбома лучших работ;

·       Участие в конкурсах,  детскоготворчества различных уровней (учрежденческих, районных, краевых), праздниках,выставках;

·       Результаты диагностики;

·       Готовые рисунки учащихся;

·       Беседа;

·       Викторина;

·       Кроссворд;

·       Игра;

·       Соревнование.

В течение учебного годадиагностическое обследование проводится  три  раза: начальный контроль(сентябрь), промежуточный (январь), итоговый (май). Кроме этого проводится втечении года текущий контроль.  Начальный контроль  проводиться при записиребенка в детское объединение или на первых занятиях (вводных). Детям даетсясвободная тема, чтобы выразить свои способности в рисовании. Так определяетсяисходное положение умений и знаний на начало учебного года. Контрользнаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управлениеучебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную икорректирующую функции. В конце каждогогода обучения проводятся занятия на выявление теоретических знаний, а такжезанятия, предполагающие самостоятельное выполнение работы по предложеннойсхеме. Для проведения промежуточного и итогового мониторингаиспользуются: контрольные задания и тесты, журнал учета, отметки, шкалыоценивания результатов и др.

Формы подведения итогов реализации программы:

·       итоговая выставка работ учащихся;

·       -анализпродуктивной деятельности  (диагностические карты результатов освоенияпрограммы, результаты участия в выставках и конкурсах и другихмероприятиях);

·       -итоговые занятия;

·       -участие в творческом отчете.

 

2.4. Оценочные материалы.

 

1.Мониторинг результатов освоениядетьми программы «Юный художник».

2. Программа предполагает необходимыйучёт техники выполнения работ, сравнительное диагностирование детей в концеучебного года.

Процедураоценки предполагает трёхуровневый подход

Высокийуровень:

-Ребёнокуверенно владеет нетрадиционными техниками рисования;

-Умеетсамостоятельно достигать цель;

-Проявляетначало творческих способностей.

Среднийуровень:

-Ребёнокне уверенно владеет нетрадиционными техниками рисования;

-Недостаточнаясамостоятельность;

-Замыселреализуется частично.

Низкийуровень:

-Ребёнокне овладевает нетрадиционными техниками рисования;

-Отсутствуетсамостоятельность, интерес;

-Замыселне реализован, работа не доведена до конца.

Программапредусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию.

Промежуточная аттестация (зачет)проводится в форме творческих просмотров работ учащихся. Одной из форм текущегоконтроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся.

Критерии

Содержание изображения.

1.Оценивается только тот результат, который достигается усилиями самого ученика.

2.Оценку необходимо построить так, чтобы учащиеся были максимально активны в ней,начиная с младшего возраста.

3. Помере развития учащихся оценка становится все более дифференцированной.

4. Приоценке устных ответов учитываются активное участие в беседе, умение найтинужное выразительное слово, умение высказать свое суждение, умение делатьвыводы.

5.Практическая  работа более крупного плана  оценивается по следующимпоказателям:

-соответствие задачам, завершенность, аккуратность;

-композиционное решение, графические выразительные особенности, живописноерешение (можно поставить две оценки)

.

Критерии оценки ученических работ

1.Содержание изображения. Полнота изображения образа.

2.Строениепредмета: форма передана точно; есть незначительные искажения; искажениязначительные, форма не удалась.

3.Строениепредмета: части расположены верно: есть незначительные искажения: частипредмета расположены неверно.

4.Передачапропорций предмета в изображении: пропорции предмета соблюдаются: естьнезначительные искажения; пропорции предмета переданы неверно.

5.Композиция:

а)расположение па листе: по всему листу; на полосе листа; не продумана, носитслучайный характер;

б)отношение по величине разных изображений:

-соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; естьнезначительные искажения; пропорциональность разных предметов передана неверно.

6.Передача движения:

движениепередано достаточно динамично: движение передано неопределенно, неумело: изображениестатическое.

 7.Цвет:

а)цветовое решение изображения (характеризует передачу реального цвета предметови образцов декоративного искусства):

-реальный цвет предметов;

-есть отступления от реальной окраски;

-цвет предметов передан неверно;

б)разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу ивыразительности изображения (творческое отношение к цвету, свободное обращениецветом);

-многоцветная гамма;

-преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые, холодные);

-безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете;

-техникиживописного письма.

Оценкадетских работ по этому критерию дает возможность не только проследить ростразвития ребенка, но и планировать коррекционную работу.

Критерииоценки работ учащихся по различным видам рисования

Чтобыобъективно оценить работу учащегося, необходимо установить критерии оценки,определяющие степень усвоения знаний, умений, навыков в областиизобразительного искусства.

Общиекритерии всех видов рисования.

1.Насколькоуспешно решена в рисунке, поставленная задача (самостоятельность).

2.Каковуровень решения задач, с которыми учащиеся знакомились ранее (способвыполнения).

3.Каковаобразная выразительность рисунка, гармоничность цветового решения.

4.Насколькоаккуратно и чисто выполнена работа (эмоционально, эстетическое отношение кпроцессу рисования).

При рисовании с натуры учитывается.

1.Композиция.

2.Пропорции.

3.Конструктивное строение объекта (-ов).

4.Передача перспективного сокращения.

5.Передача цвета.

6.Передача объема при помощи светотеневогомоделирования предмета и воздушной перспективы.

При рисовании по теме и прииллюстрировании.

1.Композиционное решение темы.

2.Изображение пространства (законыперспективы).

3.Конструктивное строение объекта (-ов).

4.Пропорции.

5.Цвет

6.Передача объема.    

 

Картакритерий для анализа детских работ

 

 

Имя учеников

Критерии оценки детских рисунков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выразительные средства цвета

 

Оценка

Тема урока:

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерииоценки устных ответов:

 

Отметка«5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложенв определенной логической последовательности,  языком живописной грамоты: ответсамостоятельный.

 Отметка«4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложенв определенной логической последовательности, при этом допущены две-тринесущественные ошибки, исправленные по требованию педагога.

 Отметка«3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный,несвязный.

Отметка«2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебногоматериала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправитьпри наводящих вопросах учителя.

 

2.5. Методические материалы

Особенностиорганизации образовательного процесса – очное обучение.

Методы обучения:

— словесные – беседа, рассказ, диалог.

— наглядные – демонстрация иллюстраций, рисунков, открыток,изделий народного творчества, глиняных игрушек.

— индивидуальные – задания в зависимости от достигнутого уровняразвития обучающегося.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной (познавательные и развивающиеигры, экскурсии, коллективные обсуждения).

Методы воспитания: беседы, метод примера, поощрение, наблюдение, анализрезультатов.

Методы контроля: выставки, задания для проверки художественного уровняобучающихся в конце полугодия, года.

Частично-поисковыйметод направлен на развитие познавательнойактивности и самостоятельности. Он заключается в выполнении небольших заданий,решение которых требует самостоятельности (работа со схемами, привлечениевоображения и памяти).

Методпроблемного изложения направлен на активизациютворческого мышления, переосмысление общепринятых шаблонов, поиск нестандартныхрешений.

Назанятиях используются игровые приемы, которые позволяют создатьнепринужденную атмосферу, способствуют развитию воображения.

Творческая деятельностьпозволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией иобразным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Основным методом проведение занятий является практическая работа.На занятиях по всем темам проводится инструктаж по технике безопасности приработе с различными инструментами и материалами.

Формы организации занятий:групповая и индивидуальная, работа по подгруппам.

Формы проведения занятий.В основном на занятиях используются игровые комбинированные формы:занятие-игра, занятие-путешествие. Такие формы занятий наиболее приемлемы длядетей младшего школьного возраста.

Так же при освоениипрограммы используются такие формы организации занятий как: занятия: выставка,творческая мастерская, творческий отчет, вводное, итоговое занятие,мастер-класс, экскурсия и др.,

Основныепринципы творческой деятельности:

-Принцип творчества (воспитание и развитие художественных способностейдетей); 

       —Принцип научности (знанияо форме, цвете, композиции и др.);
— Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальныхособенностей);

-Принцип поэтапности (последовательность обучения);

-Принцип динамичности (от простого к сложному);

-Принцип сравнений (разнообразиевариантов заданной темы, методов и способов изображения, материала);


-Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов безограничений);
— Принцип сотрудничества (совместная работа в группах, сродителями);

Однимиз условий реализации программы является создание необходимой материальнойбазы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.

Развивающаясреда в объединении, построенная в соответствии с принципами, предполагаетрешение следующих воспитательно-образовательных задач:

 обеспечениечувства психологической защищенности – доверия ребенка к миру, радостисуществования;

-формирование творческого начала в личности ребенка;

-развитие его индивидуальности;

-формирование знаний, навыков и умений, как средства полноценного развитияличности;

-сотрудничество с детьми.

Крометого, занятия в объединении позволяют учащимся развивать практическиеизобразительные навыки, что способствует усвоению программного материала поизобразительному искусству.

Педагогическиетехнологии:

— групповые технологии -при подготовке  к итоговой или тематической  выставке;

— здоровьесберегающиетехнологии — динамические паузы, использование каналов восприятия; 

— ИКТ — технологии -мультимедийное сопровождение занятия.

 

 

2.6. Дидактическиематериалы

1.Плакаты.

2.Иллюстрации.

3.Репродукциикартин.

4.Презентации.

5.Технологическиекарты.

 

Инструктирующие материалы

1.   Инструкции по техникебезопасности, пожарной безопасности и др.

2.   Правила поведенияв образовательном учреждении.

3.   Памятки

 

Прикладные методические материалы

1.   сценарии;

2.   тематическаяподборка материалов;

3.   картотека;

4.   дидактическиепособия;

5.   задачник,сборник упражнений.

 

Воспитательная  деятельность включаетв себя основные формы:

1.       Сотрудничествос родителями;

2.       Проведениебесед, посвященных ЗОЖ, профилактике правонарушений;

3.       Организация,проведение и участие вразного уровня мероприятиях;

4.       Диагностико-аналитическаяработа;

5.       Работас социумом;

6.       Работас документацией;

7.       Проведениемастер-классов, акций, открытых занятий;

8.       Публицистическаяработа;

9.       Работас сайтом учреждения;

10.   Самообразование.Аттестация.

11.   Участиев МС, ПС, семинарах и тп.;

12.   Организационно-методическаяработа;

13.   Изготовлениенаглядно-методических материалов для занятий;

14.   Индивидуальная,консультативная работа и др

3.Списоклитературы

Нормативно-правоваялитература

I.Международный уровень:

1.Всеобщаядекларация прав человека (Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 г.).

2.Конвенцияо правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

II.Федеральный уровень:

1.КонституцияРоссийской Федерации (принята всенародным голосованием 04.07.2020 г.).

2.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданинаРоссии. (серия «Стандарты нового поколения». Данилюк Александр Яковлевич и др.- Москва.:  «Просвещение», 2009)

3.Концепция развития  дополнительного образования детей (утвержденнаяраспоряжением правительства РФ от 4.09.2014г. № 1726-р.

4. Приказ Министерства просвещения  РФ от 9 ноября 2018 года №196 “Обутверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности подополнительным общеобразовательным программам

5.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательныхобщеразвивающих  программ  от 18.11.2015.. Министерство образования инауки РФ.

6. Постановления Главногогосударственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Обутверждении  санитарных правил СП 2.4.3648-20» «Санитарно-эпидемиологические   требования к организациям воспитания и обучения, отдыха иоздоровления детей и молодежи»;

7.Федеральный закон  «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ) сизменениями.

III. Региональный уровень:

1.Закон Забайкальского края от 11 июля 2013 года №858-ЗЗК Оботдельных вопросах в сфере образования (Принят ЗаконодательнымСобранием Забайкальского края 3 июля 2013 года.; с изменениями от 6апреля 2020г.).

                                                   Литературадля педагога

 

1.     «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» — 2007г. В. Л.Стрелкина

Флористика, 2003г.

2.     Учебник «Учись рисовать и лепить», М.: Просвещение, 1998г.

3.      «Чудесная мастерская» — 3учебника для начальной школы — М. Н. Конышева — 2000г.

4.     В. В. Ячменёва. Занятия и игровые упражнения по художественномутворчеству с детьми 7-14 лет, М, 2003.

5.      «100 педелок из бумаги»А. Ю. Долбишева. 2004.

6.     Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс,2002.

7.     Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительноеискусство, 1995.

8.     Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительномтворчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

9.     Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительноеискусство, 1995.

10.   НеменскийБ. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

Литература для учащихся

 

1.    Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009

2.     «Нетрадиционные техники рисования . Г.Н.Давыдова, Часть 1, 2».- М.:«Издательство Скрипторий », 2008г.

3.     Рисуем без кисточки.Ярославль: Академия развития 2007г.- 96с.

 

 

Интернет-источники

 

1.http://www.syl.ru/article/181156/new_tehniki-netraditsionnogo-risovaniya-dlya-detey

2.http://paidagogos.com/?p=7812

3.https://infourok.ru/istorii_na_peske__programma_pesochnogo_risovaniya_s_ispolzovaniem_metoda_sand-art_v_-453920.htm

4.http://www.kakprosto.ru/kak-839563-zhivopis-chto-takoe-grizayl#ixzz4MFw8WkWd

5.http://nacrestike.ru/publ/interesnoe/rospis_na_kamnjah/10-1-0-913

6.http://marrietta.ru/post174511610/

7.http://www.zhenskysait.ru/461-rospis-po-steklu-akrilovymi-kraskami-tehnika-naneseniya.html

 

 

                                                                                                              Приложение№ 1

 Календарныйучебный график программы

 

№п/п

 

Месяц

Число

 

Время проведения занятия

 

Форма занятия

 

Кол-во часов

 

Тема занятия

 

Место проведения

 

Форма контроля

 

1

09

 

13:30-14:10

беседа

 

1

 

«Чему я научусь»

МОУ «СОШ  № 2»

Устный опрос

2

09

 

13:30-14:10

комбинированное

 

2

Техника печатания

МОУ «СОШ  № 2»

Устный опрос

3

09

 

10

 

13:30-14:10

комбинированное

 

2

 

 

 

Техника набрызгивания

 

 

МОУ «СОШ  № 2»

Готовое изделие. Выставка работ учащихся

4

10

 

13:30-14:10

комбинированное

 

3

 

Техника рисования точками (пуантилизм)

МОУ «СОШ  № 2»

Устный опрос

5

10

 

13:30-14:10

комбинированное

 

2

 

Техника рисования ладонями и пальцами

МОУ «СОШ  № 2»

Устный опрос

6

10

 

13:30-14:10

комбинированное

2

 

 

Техника рисования трафаретами.

МОУ «СОШ  № 2»

Готовое изделие. Выставка работ учащихся

7

11

 

13:30-14:10

комбинированное

 

2

Техника рисования трафаретами

МОУ «СОШ  № 2»

Устный опрос

8

11

 

13:30-14:10

комбинированное

 

2

 

Техника рисования по-сырому

МОУ «СОШ  № 2»

Готовое изделие. Выставка работ учащихся

9

10

 

13:30-14:10

комбинированное

3

 

 

Монотипия

 

МОУ «СОШ  № 2»

Готовое изделие. Выставка работ учащихся

10

11

 

13:30-14:10

комбинированное

 

2

 

Техника рисования солью

МОУ «СОШ  № 2»

Устный опрос

11

11

 

13:30-14:10

практическое

 

 

2

Техника рисования природными материалами

 

МОУ «СОШ  № 2»

Готовое изделие. Выставка работ учащихся

12

11

 

13:30-14:10

комбинированное

 

3

 

Техника гризайль

МОУ «СОШ  № 2»

Устный опрос

13

11

 

13:30-14:10

практическое

 

 

3

Рисование бросовым материалом (ватные палочки, салфетки, вилки, губки  и т.д.)

 

МОУ «СОШ  № 2»

Готовое изделие. Выставка работ учащихся

14

11

 

13:30-14:10

практическое

 

 

2

Рисование на камнях

МОУ «СОШ  № 2»

Готовое изделие. Выставка работ учащихся

15

12

 

13:30-14:10

практическое

 

2

 

Рисование прямыми линиям, штрихами

 

МОУ «СОШ  № 2»

Беседа. Наблюдение.

16

12

 

13:30-14:10

практическое

 

3

 

Техника кляксография

МОУ «СОШ  № 2»

Готовое изделие. Выставка работ учащихся

17

12

 

13:30-14:10

практическое

 

3

 

Штампинг (оттиск)

 

МОУ «СОШ  № 2»

 

18

12

 

13:30-14:10

практическое

 

3

 

Ниткография

МОУ «СОШ  № 2»

Выставка работ учащихся

19

12

 

13:30-14:10

практическое

3

Витраж

 

 

МОУ «СОШ  № 2»

Готовое изделие. Выставка работ учащихся

20

01

 

13:30-14:10

комбинированное

 

2

 

Техника выдувания

МОУ «СОШ  № 2»

Устный опрос

21

01

 

13:30-14:10

комбинированное

 

2

 

Техника рисования мыльными пузырями.

 

МОУ «СОШ  № 2»

Беседа. Наблюдение.

22

01

 

13:30-14:10

комбинированное

 

3

 

Мозаика

 

МОУ «СОШ  № 2»

Выставка работ учащихся

23

02

 

13:30-14:10

практическое

 

3

 

Техника рисования нейрографика

МОУ «СОШ  № 2»

Устный опрос

24

02

 

13:30-14:10

практическое

 

 

2

Техника рисования   мятой бумагой

 

 

МОУ «СОШ  № 2»

Готовое изделие. Выставка работ учащихся

25

02

 

13:30-14:10

практическое

2

Техника рисования гуашью

 

МОУ «СОШ  № 2»

Готовое изделие. Выставка работ учащихся

26

03

 

13:30-14:10

комбинированное

 

2

Техника рисования цветными

МОУ «СОШ  № 2»

Устный опрос

27

04

 

13:30-14:10

комбинированное

 

 

2

Техника рисования пластилином

МОУ «СОШ  № 2»

Готовое изделие. Выставка работ учащихся

28

04

 

13:30-14:10

комбинированное

 

2

 

Самостоятельная творческая деятельность

 

МОУ «СОШ  № 2»

Готовое изделие. Выставка работ учащихся

29

04

 

13:30-14:10

практическое

 

2

 

Рисование смешанными техниками

 

МОУ «СОШ  № 2»

Устный опрос

30

05

 

13:30-14:10

комбинированное

 

4

 

Выставки, участие в конкурсах, мастер-классах

МОУ «СОШ  № 2»

Готовое изделие. Выставка работ учащихся

31

05

 

13:30-14:10

комбинированное

 

4

 

Воспитательная работа на каникулах

 

МОУ «СОШ  № 2»

Готовое изделие. Выставка работ учащихся

32

05

 

13:30-14:10

комбинированное

 

1

 

Итоговое занятие

 

МОУ «СОШ  № 2»

Готовое изделие. Выставка работ учащихся

 

 

 

 

 

 

Всего:

 

 

72

 

МОУ «СОШ  № 2»

Устный опрос

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения 2

3.2.Мониторингэффективности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Юныйхудожник»

Предмет мониторинга.

(Личностные задачи)

           Критерии.

Показатели.

Степень выраженности, уровень.

Диагностический инструментарий

1

Сохранение интереса к изобразительной деятельности;

Уровень развития интереса к изобразительной деятельности.

-проявление интереса к изодеятельности;

— самостоятельное изучение основ изобразительной деятельности;

— развитие положительной мотивации, любознательности ребенка.

 

 

Высокий уровень (5 баллов)— вполне сформирован

 

Средний уровень (3 балла)— частично сформирован

 

Низкий уровень (1 балл)— не достаточно сформирован

Тестирование

Опрос

Педнаблюдение

Анализ творческих работ

 Беседа

2

Развитие творческой активности и художественного вкуса;

Уровень развития творческой активности и художественного вкуса.

– умение творчески подходить к решению поставленных задач на занятиях;

— умение самостоятельно придумывать и выполнять различные рисунки;

— умение передать в своем рисунке индивидуальность, неповторимость образов.

 

3

Воспитание  чувств эстетических переживаний, умения видеть красивое в окружающем, видеть элементы выразительности образа.

Уровень развития чувств эстетических переживаний, умения видеть красивое в окружающем, видеть элементы выразительности образа.

-проявление эмоциональности в работах;

-умение видеть и изображать красоту окружающего мира.

 

 

 

 

Мониторингэффективности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Юныйхудожник»

Предмет мониторинга.

(Предметные задачи)

           Критерии.

Показатели.

Степень выраженности, уровень.

Диагностический инструментарий

1

Ознакомление с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов.

Уровень знаний нетрадиционных техник изображения, их применение, выразительные возможностей, свойств изобразительных материалов.

— использование полученных знаний на практике;

— умение применять выразительные возможности в своих работах;

— знание свойств изобразительных материалов.

 

Высокий уровень (5 баллов) – в полном объеме усвоил полученные знания, легко ориентируется в изученном материале, применяет полученные знания на практике.

Средний уровень (3 балла) – усвоил материал более ½ части программы, частично использует полученные знания  на практике, ориентируется в программном материале, иногда допускает ошибки.

Низкий уровень (1 балл) – знаниями владеет поверхностно, усвоил менее ½ части программы, не использует полученные знания  на практике, слабо ориентируется в программном материале, часто допускает ошибки.

 

Тестирование

Опрос

Педнаблюдение

Анализ творческих работ

 Беседа

2

Обучение различным приемам и техникам изобразительной деятельности.

 

Уровень знаний приемов и техник изобразительной деятельности.

 

— знание особенностей каждой техники;

 — умение применять ту или иную технику в зависимости от сюжета и темы работы;

— знание и применение подручных инструментов и материалов при рисовании, их свойств.

3

Ознакомление с основными  терминами, понятиями, используемыми в изобразительной деятельности.

 

Уровень знаний основных терминов, понятий, используемых в изобразительной деятельности.

 

-владение и применение на практике основных изобразительных терминов, понятий;

— умение анализировать работу, используя правильную терминологию.

 

 

 

 

 

Мониторингэффективности реализации дополнительной общеобразовательной программы «Юныйхудожник»

Предмет мониторинга.

(Метапредметные задачи)

           Критерии.

Показатели.

Степень выраженности, уровень.

Диагностический инструментарий

1

Развитие способности самостоятельно находить сюжеты, технику выполнения и материалы для своих работ.

 

Уровень развития способности самостоятельно находить сюжеты, технику выполнения и материалы для своих работ.

 

— применение на практике  знаний и умений самостоятельно выбирать технику и материалы для своих работ;

— умение самостоятельно находить сюжеты и темы для своих работ.

— умение самостоятельно ставить и решать поставленные задачи.

Высокий уровень (5 баллов)— вполне сформирован

 

 Средний уровень (3 балла)— частично сформирован

 

Низкий уровень (1 балл)— не достаточно сформирован

Тестирование

Опрос

Педнаблюдение

Анализ творческих работ

 Беседа

2

Развитие специальных графических

умений и навыков.

 

Уровень развитие специальных графических

умений и навыков.

 

-знание и применение на практике специальных графических

умений и навыков.

— знание основ композиции и цветоведения;

— знание правил изображения в пространстве и на плоскости.

3

Овладение элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных художественных материалах, используемых на занятиях рисованием.

Уровень развития элементарных навыков и умений изобразительной деятельности, усвоение знаний о разнообразных художественных материалах, используемых на занятиях рисованием.

-знание и применение на практике элементарных навыков и умений изобразительной деятельности;

— знание разнообразных художественных материалов, используемых на занятиях рисованием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет