Дорохова И.О.
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 17»
Г. Губкин, Белгородская область
Логвинова С.И.
Учитель начальных классов
МАОУ «СОШ № 17»
Г. Губкин, Белгородская область
СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И СЕМЬИ
В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ РЕБЁНКА:
ОБЩИЕ ЦЕЛИ И ТОЧКИ СОПРИКОСНОВЕНИЯ
Формирование человеческой личности – длительный процесс,его истоки начинаются с самого детского возраста. Так, В.А. Сухомлинскийотмечал, что детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка кбудущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в егоразум и сердце их окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит,каким человеком станет сегодняшний малыш» [1].
Основным воспитательным институтом в России являласьсемья. Её важность в становлении ребёнка обосновывалась как физическимдлительным нахождением в ней, так и воспитательным воздействием, которое такжеосуществляется на протяжении длительного времени.
По вкладу в детское становление и формирование личности ниодин из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. Особенностьположительного воздействия на подрастающую личность – заключается в безмернойлюбви со стороны членов семьи: отношение родителей, братьев, сестёр, дедушек ибабушек к ребёнку – особенное, с которым не может ничто сравниться. Такимобразом, вклад семьи в формирование личности значителен, не остаётся безсемейного воздействия и духовно-нравственная сфера.
Но что такое духовно-нравственное воспитание? Это в первуюочередь острое «чувствование» всего, что окружает личность: любовь к Родине,сочувствие и сопереживание, любовь к людям, понимание их проблем и сострадание,уважение к своей культуре и культуре других народов [2]. Также одной из главныхзадач формирования духовно-нравственной культуры является воспитание привычки кделам милосердия.
Помимо института семьи важное место в формированииподрастающего поколения занимает образовательная организация. На уроках и внеурочныхзанятиях обучающиеся развивают межличностное общение, учатся понимать идобиваться целей в коммуникативном акте, предлагать помощь и оказывать еёдругим. Открытие новых знаний связано с чередой ошибок и помощи друг другу в ихпреодолении. Такая среда становится хорошим подспорьем в формированиидуховно-нравственного воспитания. Роль учителя в таком случае заключается ворганизации такой среды, где нравственные качества получили бы наибольшееразвитие.
И, действительно, воспитание ребёнка является одним изважных аспектов в работе для школьного учителя, сто подтверждает «Стратегияразвития воспитания в Российской Федерации до 2025 года».
Таким образом определяется следующий проблемный вопрос:имея общие цели, как школе и семье осуществить максимально эффективное духовно-нравственноевоспитание ребёнка?
Организация сотрудничества семьи и школы – особеннаязадача, направленная на комплексное развитие подрастающей личности [3]. В такомслучае эффективным предполагается такое взаимодействие, при котором родители ишкола будут участвовать в совместных мероприятиях, экскурсиях и фестивалях.
В чём педагогическая особенность вовлечения родителей вшкольную жизнь? При участии родителей в жизни школы ребёнок видит перед собойнеравнодушие со стороны члена своей семьи к тому, что предпринимает учитель,тем самым у обучающегося формируется восприятие школы не просто как места, гдеон учится и общается со сверстниками. Школа становится местом, которое имеетособую ценность, признаваемую родительским авторитетом.
В свою очередь обратная связь для родителя в таком случае– получение базовых знаний в русле педагогики. Обладание педагогическойкультурой позволяет избежать многих ошибок в воспитании и обучении детей.Педагогически грамотные родители являют собой положительный пример, который впоследствии и сам становится образцом для ребёнка [4].
Для педагога ценность представляет возможность помочьразвитию своих учеников. Кроме того, идеальные взаимоотношения между учителем иродителем заключается во взаимопредставлении той обстановки, которая окружаетподрастающую личность. Родитель в курсе того, что окружает ребёнка за пределомдомашней обстановки, а учитель имеет представление о том, что происходит сребёнком за пределами школьных стен. Такой комплексный обмен информациейспособствует пониманию всех воздействий, направленных на обучающегося, чтопозволяет предотвратить различные негативные влияния и принять меры в нужныймомент, если это необходимо.
Духовно-нравственное воспитание – один из главныхэлементов образовательного и, в частности, воспитательного процесса не только вшколе, но и в семье. Заботясь о духовности и нравственности, мы способствуем тому,чтобы школьник вырос честным, добрым, заботливым, трудолюбивым человеком и смогнайти своё уникальное место в жизни.
Список литературы:
1. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский. – М.: Концептуал, 2016. — 312 с.; 22 см.
2. Балашова, Л. А. Сотрудничество семьи и школы вдуховно-нравственном воспитании ребёнка / Л. А. Балашова // Профилактиказависимостей. – 2019. – № 3(19). – С. 65-68.
3. Исайчева, О. А. Социально-духовный контекст воспитанияребенка в семье / О. А. Исайчева // Актуальные проблемы социально-гуманитарногои научно-технического знания. – 2015. – № 1(4). – С. 75-76.
4. Носкова, Н. В. Интеграция семьи и школы вдуховно-нравственном воспитании современных школьников / Н. В. Носкова //Вестник Московского государственного областного гуманитарного института. Серия:Педагогика и психология. – 2014. – Т. 1. – № 1-1(2014). – С. 1.