X-PDF

Использование «Экологических сказок» в образовательном процессе ДОУ»

Поделиться статьей

«Использование«Экологических сказок»

вобразовательном процессе с дошкольниками»

 

ЛютаяЕлена Васильевна,

воспитательМБДОУ д/с № 40

          В современноммире проблема взаимодействия человека с природой очень актуальна. Загрязнение окружающейсреды, исчезновение некоторых видов растений и животных, заражение водныхресурсов — все это беды, спровоцированные деятельностью людей.   Воспитание экологическойкультуры начинается с раннего детства. Именно в дошкольномдетстве, через добрую, поучительную сказку закладывается позитивное, бережноеотношение к природе.

           Я  решила использовать в  образовательном процессе с дошкольниками экологические сказки.Именноэкологическая сказка вызывает эмоциональную отзывчивость, любознательность,единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии.Полученные знания   несут нравственный потенциал, вызывают отклик и понимание  экологическихпроблем.

         Экологическая сказка благодаря хорошо развитомуу них воображению, дает возможность детям, «понаблюдать» за жизнью дикихживотных или «отправиться» в сказочное путешествие в подводное царство. Наоснове знаний, которые получают дети через экологическую сказку, могут бытьзаложены начальные формы осознанного отношения к природе, познавательный интерес,сочувствие ко всему живому и готовность сохранить его, умение видеть красотуприроды в разных ее формах, выражать свое эмоциональное отношение к ней.

      (8)  Работа со сказкой включает три этапа. На первом этапе детямпредоставляется возможность приобретения непосредственного эмоциональночувственного опыта общения с природой посредством их включения в наблюдения заживыми объектами, с которыми дети затем встречаются в сказке. Это циклкратковременных наблюдений, бесед, экскурсий в соответствии с содержаниемсказочных произведений. Основная цель которых – подготовить детей к пониманиюэкологического содержания сказки. В этом мне помогает наша экологическая тропадетского сада.

         На втором этапе дети входят в область активного действенного освоенияэкологического содержания сказочного произведения и овладевают средствамисамостоятельного построения и сочинения сказок.

         Читая сказку, я использую выразительные, эмоциональные средства ее передачи(выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использованиеигрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности). Беседа посодержанию сказочного произведения включает в себя вопросы экологическогосодержания, направленные на уточнение последовательности событий и пониманиеособенностей сказки.           

    (9) Во время беседы я постоянно обращаюсь к личному опыту детей, поощряювысказывания детей. В процессе подготовки к пересказыванию сказки, возможноиспользование предметных моделей-картинок по сюжету сказки, дети моделируютсобытия сказки по показу воспитателя, затем составляют ее самостоятельно.Драматизировать, обыгрывать сказку можно по частям. В итоге образовательнойдеятельности предлагаю нарисовать понравившийся сюжет сказки или слепить героясказки из пластилина с использованием различных материалов.

      Сочиняя сказки с детьми, стараюсь побуждать их к видоизменению, например, предлагаю придумать продолжение сказки, поставив сказочного героя в различные проблемныеэкологические ситуации.

     (10) Эффективный приём «путешествия» по сказке — участие самого ребенка врешении экологической проблемы или принятие на себя одного из сказочныхобразов.  Например, ребенок выступает в роли маленького ручейка, в которыйхотели бросить мусор или  перевоплощается в семечку одуванчика, у которого естьлегкий парашютик, с помощью которого семена одуванчика могут разлетаться побелому свету куда ветер понесет.

      При анализе сказок, придуманных детьми, обращаю внимание на использованиевыразительных средств описания природных явлений.             

    (10-11) Придуманные детьми сказки включаются в различные виды деятельности:игровую, изобразительную, театрализованную и др.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.66%
НЕТ
41.34%
Проголосовало: 1016

       На третьем этапе происходит творческое использование экологических сказочныхсюжетов, в самостоятельной деятельности дошкольников. Ребята могут самиорганизовать проигрывание сказки, обыгрывать сказку в сюжетно-ролевой игре.

       Дети приносят игрушки из дома, и зачастую по инициативе ребенка созревает сюжетновой сказки с героями-защитниками природы.  Затем оформляем нашсюжет в театрализованное действие.

      (13) Во время экскурсий с детьми собираем различный природный материал:камешки, веточки, шишки – потом используем его для оформления декорацийготовящихся к театрализации сказок.  

      (14-21)В процессе работы мы уже собрали с детьми мини-сборник экологических сказок:  «Цветок-бабочка»,«Ручеёк», «Мы непросто ребятки, а ребятки – цыплятки», «Дракоша– Гоша и лошадка – Искорка», «Мечтательный одуванчик», «Леснаяистория», «Леснаядружба», «Зая Морковкин и его друзья».

     (22) К  работе над созданием экологической сказки,  привлекаютсяродители воспитанников.   Родители приглашаются на  мастер- классы экологическогосодержания, на которых они были  активными участниками. (Помогали  намсоздавать декорации, героев сказок). Если у нас созрела сказка: родители и детиищут информацию о герое, пишут стихи, частушки, помогают в создании костюмовдля выступлений. Когда театрализация сказки готова,  приглашаем родителей на премьерунаших сказок.  Затем показываем сказки детям младших групп.

     Чтобы театрализацию сказок увидели все родители, мы с детьми снимаемэкологические сказки и отправляем видеоматериал в родительские группы дляпросмотра онлайн. Совместная работа способствует сотрудничеству,эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей.    

    С целью поиска интересных тем, актуальных проблем для наших сказок былорганизован детско-родительский конкурс «Лучшая экологическая сказка». В итогеконкурса получился видео-сборник «Семейных экологических сказок».   Этивидеоролики очень любят смотреть дети, и по необходимости, я применяю их всвоей практике.

       В процессе этой увлекательной работы были замечены такие изменения:

-дети заметно расширили свои экологические представления, своё умениеустанавливать причинно-следственные связи;

-возрос интерес к объектам и явлениям природно-предметного мира, а такжеэмоциональная реакция на «непорядки» в их использовании;

-появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде,направленное на сохране­ние ценностей природного мира.

-дети в процессе самостоятельной деятельности, «играют» свои сказки.

      Хочу отметить, что сочинение экологических сказок несет исследовательскийхарактер.  Дети четко понимают, «Что такое хорошо, что такое плохо», теперь онис легкостью могут определить проблему, что может  из-за этого случиться, и какможно её решить.

     (23) Экологические сказки являются эффективным средством  воспитаниядошкольников. Поэтому, экологические сказки надо читать, обыгрывать,пересказывать с детьми, инсценировать, рисовать, сочинять.

       Хочется еще раз подчеркнуть, что экологические сказки — новое направление вработе детского сада,  открывающие широкие возможности творческого поиска,результатом которого становятся  не только новые постановки,  но,  преждевсего,  новые знания о нашем общем доме, о наших соседях по планете, овзаимозависимости человека и природы. Экологические сказки  помоглиформированию  экологической культуры у детей. С применением  экологическихсказок  процесс обучения стал эмоциональным, действенным, позволил детямполучить собственный опыт.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.66%
НЕТ
41.34%
Проголосовало: 1016

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет