Модельиспользования элементов логосказки в коррекции речевогоразвития детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностямиздоровья
Яопределила основные направления работы:
1. Развитиеартикуляционной моторики;
2. формирование произносительных навыков;
3. развитиефонематического восприятия, навыков звукового анализа;
4. совершенствованиелексико-грамматических конструкций;
5. развитие неречевых психических процессов;
6. развитие мелкой моторики пальцев рук.
Использованиеэлементов логосказки, позволяющие сформировать артикуляционную моторику
«Встречаемгостя»
Цель:Закреплять правильное выполнение артикуляционных упражнений.
Сегодняк нам на занятие собирается какой-то гость. Но кто это, ты узнаешь чуть позже.Прежде чем встретить нашего гостя, нужно хорошенько размяться, сделатьгимнастику.
Сначала сделаем упражнение «Заборчик» (повторить 3—4 раза) |
|
затем «Колечко» (повторить 3—4 раза). Следи, чтобы зубки были сомкнуты, а губки округлены.
|
|
А сейчас поработает язычок. Покажи, как он умеет делать упражнение «Лопату» (повторить 3—4 раза). |
|
После этого подуй на язычок.
|
|
Следующее упражнение «Чашечка». Она должна быть большая, широкая, вынесена изо рта (повторить 2—3 раза). |
|
А сейчас подуй на носик, чтобы он почувствовал ветерок (повторить 3—4 раза), |
|
спрячь язычок за верхние зубки и удержи его в этом положении (повторить 3—4 раза).
|
«Язычокделает зарядку»
Цель: Уточнятьартикуляцию звука [ш]. Продолжать формировать длительную, направленнуювоздушную струю.
Решил Язычоксделать зарядку вместе с детьми. Дети тянут резиночку, и Язычок тоже(упражнение «Забор»). Дети занимаются с обручами, и Язычок тоже взял обруч(упражнение для губ «Колечко»). Дети отдыхают на матрасиках, и Язычок тожеотдыхает (упражнение «Лопата»). Дети прогнули свои спинки, и Язычок тоже(упражнение «Чашечка»). Дети стали подбрасывать мячики вверх, и Язычок тоже(упражнение на воздушную струю «Фокус»). Закончилась зарядка, дети ровненьковстали, и Язычок тоже (упражнение «Парус»).
Вывод:Применение данных методик позволяет оптимизировать логопедическую работу поформированию правильного звукопроизношения. Интересные истории, сказки иобыгрывание их с помощью артикуляционной гимнастики воспринимаются детьми сбольшим интересом.
Использованиеэлементов логосказки, позволяющие сформировать произносительные навыки:
«Змейкашипит»
Цель: Формироватьумение правильно, произносить звук [ш] с механической помощью.
1. У гнома есть змейка.Она любит шипеть. Давай покажем, как она это делает. Чтобы змейка зашипела, ейнужно
посвистеть: с-с-с.В это время ты лопаточкой приподними язычок и послушай змейку (постановка звука[ш] от звука [с] с механической помощью).
2.Змейка очень любит прятаться. Вот и сейчас она пошипела и спряталась(постановка звука [ш] от звука [с] с механической помощью). Давай ее поищем
Вывод: Использование таких элементовлогосказки на индивидуальных занятиях, позволяет воспитанникам эффективно икачественно автоматизировать поставленный звук, выработать и первично закрепитьумения, связанные с формированием произносительных навыков и коррекциейнедостатков произношения
Использованиеэлементов логосказки, позволяющие сформировать фонематическое восприятие,навыки звукового анализа
«Снеговик»
Цель: формировать умение определять место звукав слове.
Что-тослишком большой получился ком! Света предложила разделить его на три комапоменьше. Слова со звуком [с] в начале пригодятся для одного кома, слова созвуком в середине — для второго, а со звуком в конце — для третьего. Помоги детямвыполнить эту сложную работу. Ребенок раскладывает картинки по месту звука вслове. Получилось три кома!
Вывод: Данные элементылогосказки являются залогом чёткого произношения, правильной слоговой структурыслова, основой овладения грамматическим строем языка, успешного овладениянавыками письма и чтения, так же облегчают воспитанникам работу, делают занятияменее утомительными и более привлекательными
Использованиеэлементов логосказки, позволяющих овладеть воспитанникам лексико –грамматическими категориями:
«Помогиволчку»
Цель:Закрепить названия овощей, фруктов и соответствующие обобщающие понятия.
Бежитмимо волчок — серый бочок, несет с собой какой-то мешок. Не удержал, уронилмешок, все из него рассыпал. Помоги волчку все собрать (ребенок собираетразрезную картинку «Овощи»). Что же уронил волчок? Как это назвать, однимсловом? (Называет.)
Вывод: Я считаю, чтоприменение этих элементов логосказки являются достаточно эффективными. Ониимеют как широкое общеразвивающее влияние на речь, так и решают задачиактивизации, уточнения лексико – грамматических категорий, грамматическогоявления, а так же вызывают у детей положительные эмоции, что особенно важно длядетей с речевыми нарушениями.
Использованиеэлементов логосказки, позволяющие развить неречевые психические процессы
«Превратисьв мышку»
Цель:Развивать мимическую выразительность, память, внимание,
целостноевосприятие
Стоитв поле теремок, стоит он за забором. Бежит мимо мышка-норушка. Постучалась, аей никто не отвечает. Тогда мышка попробовала дверь открыть. Дверь открылась.Мышка сначала испугалась, потом удивилась, а потом обрадовалась.
Ребеноквслед за логопедом выполняет соответствующие мимические движения.
Пальчиковаяигра «Фрукты»
Цель:Развивать мелкую моторику
Скакал мимо заяц. Остановился и говорит:«Пустите меня в теремок». А у него с собой полная корзинка фруктов.
Пальчиковаяигра «Фрукты»
Воту зайца
ДимочкиФрукты в корзиночке:
Яблокии груши.
Угощайтесь,кушайте!
Персикии сливы,
Спелые,красивые!
Посмотри-кана ранет!
Вкуснееэтих фруктов нет!
Вывод: Пальчиковыеигры дают возможность родителям и педагогам играть с детьми, радовать их и,вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнокполучает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательностьи способность сосредотачиваться.