Кузнечноедело
Кузнечный промысел — одно из древнейших ремесел.Выковывать самородное и метеоритное железо начали еще в каменномвеке. Работать кузнецом было престижно и почетно. Простые люди нередкосчитали коваля «вещим человеком» или чародеем за то, что он превращалкусок бурого камня в ценную вещь.
В истории кузнечного дела, связного с работой мастера и егоудаленным местом жительства, о мастерах возникло не одно поверье. А их роль вобществе неоднократно менялась. Часто кузнецы выступали в роли ведунов ичародеев, они изготавливали атрибутику для обрядов, к ним обращались замедицинской помощью
Искусство кузнецавсегда было магическим, благодаря его власти над огнем и металлом.
На Руси считалось,что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и изготовить украшения. Профессияэта всегда была «божественной». Вспомним древнегреческого Гефеста — искусногокузнеца и «изготовителя» молний для самого Зевса. У древних славян молнии куетбог-громовник Перун, а гром во время грозы — звук стука его молота понаковальне.
Наковальня — одиниз трех «основных» инструментов кузнеца.
Она бывает разнойи называется иногда «страшно» — например, однорогая или двурогая. Настоящиймастер свою наковальню очень «уважает», а верхняя ее поверхность, на которойотковывается вещь, называется «лицом».
Ну и, конечно,один из главных помощников — кузнечный молот. Вернее, их существует множество —молотков и кувалд. Молот может весить и 10, и 12 килограммов, а может и больше.Для изготовления изящных изделий применяются маленькие молотки. Мастерупомогает в кузне ученик — молотобоец, который выполняет самую тяжелуюфизическую работу.
Не менее важны дляковаля и клещи. Бог древних славян Сварог, когда учил человека ковать, послалему на землю кузнечные клещи. И это не случайно, поскольку невозможно достатьиз огня голыми руками раскаленный кусок железа. А клещи, по сути, — продолжениеруки мастера, они позволяют ему выполнять разные операции с разогретымметаллом, ковать, пока горячо.
Когда-то свойкузнец был в каждой деревне, он перенимал тайны профессии от отца или мастера.Сейчас кузнечному искусству учат и в училищах. Раньше кузнец был «частью»производства.
БаулинЮрий Васильевич
Про кузницу.Кузница всегда была необходимым предприятием в любом селе. Практически было ненайти село или деревню где не было кузницы. Очень много было упряжи, лошадейиспользовали как средство передвижения. Без кузницы было никак, потому чтонужно было место, где можно было нагревать железо, выковать подкову, всякуюкухонную домашнюю утварь сделать. Тогда много чугунков было. Были русскиепечки. И все делалось в кузнице. И я когда еще в школе учился, в колхозе быласвоя кузница, причем продвинутая. Помню двух кузнецов, это дядя Саша Баулин идядя Коля Герберт. Они ваяли все это. И меня всегда привлекала магияраскаленного металла, постучать кувалдой. Мне всегда казалось, что кузницы —это такие очень мощные ребята. Но на самом деле, когда я связался с кузницей,то понял, что железо не требует никаких богатырский усилий. Горячее железо вруках как пластилин. Впервые я заболел кузницей, когда учился винституте. Отец меня отводил в кузницу, когда я приезжал домой. И кузницаосталась у меня на всю жизнь. Я передал свой опыт своему сыну, но в то времякузница уже перешла в упадок. Когда мы сюда переехали, мы решили восстановить внашем роду кузницу. В роду у нас тоже были кузницы. Первый опыт ковки Никитаполучал под открытым небом. Кочерыжки какие-то, какую-то печку сделал. Кузницау нас получилась, потому что осталась наковальня от отца. Потихоньку там сынковал, иногда я подключался. Знания и материал передавал сыну. Понимали мы сампроцесс. По большому счету два процесса различается — Декоративная ковка. Тамчисто плавка. Берется обычный лист железа и куется пока куется. кактолько коваться перестает, так снова ее нагреваешь и продолжаешь ковку. Вконечном итоге на результат это не сказывается. Там особых пониманий о внутреннемпроцессе железа не требуется. Там чисто художественный вкус — Инструментальнаяковка. Там уже крайне важно понимание всех происходящих процессов. Соблюдатьрежим термообработки. И перешли на инструментальную ковку, когда появиласьвостребованность. Первые заказы с 2014 года мы начали инструментальнуюковку. Делали и резцы и стамезки и топоры и тесла. Где необходима былатвердость, закалки. Сейчас мы работаем только на заказах. Наша кузницаразрослась, более просторное помещение, более светлое. Сейчас мы полностью наинструментальном направлении, художественной ковкой не занимаемся.