Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Современные здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с ТНР
Василенкова Ирина Владимировна
Учитель-логопед МАОУ СШ №55
г. Красноярск
2023г -
2 слайд
Актуальность проблемы:
У детей с ТНР(дизартрия и алалия) выражены нарушения:
речедвигательной системы;
мелкой моторики рук;
у 75% детей отмечаются двигательные расстройства;
наличие детей со сложными патологиями, включающими речевые нарушения при синдроме двигательной расторможенности и дефиците внимания.
Все это требует поиска новых форм работы для повышения эффективности коррекционного воздействия. -
3 слайд
«Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка!»В.А.Сухомлинский
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок»В.А.Сухомлинский
Высказываеие Иммануила Канта «Рука является вышедшим наружу головным мозгом» прозвучало еще задолго до того, как была доказана значимость развития тонкой моторики рук.
-
4 слайд
Ученые о мелкой моторике
На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей ,была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и иногда даже выше нормы.
Таким образом, ученые пришли к выводу, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в коррекционной работе. -
5 слайд
Моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости друг от друга. Следовательно, чтобы речь ребёнка была в норме, нужно вести целенаправленную работу в данном направлении. Ведь хорошая речь – это важнейшее условие полноценного развития ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее отношения со сверстниками и взрослыми. Другими словами, хорошо говорящий ребёнок – это успешный ребёнок.
-
6 слайд
Цель: развитие ручной и речевой моторики у детей с ОНР через использование элементов биоэнергоплатики, кинезиологии, артикуляционной гимнастики, тропинки здоровья.
Задачи:
Совершенствование речевой и ручной моторики – основы речи.
Создание условий для проявления речедвигательных потребностей детей с ТНР.
Формирование навыка контроля за органами артикуляции.
Воспитание нравственных качеств — доброты, взаимопомощи, терпимости. -
7 слайд
Принципы здоровьесберегающих технологий:
Снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.
Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться быстрой и стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье.
Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной активной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления. -
8 слайд
КИНЕЗИОЛОГИЯ
Кинезиология –это наука о развитии головного мозга через движения.
Кинезиология или по — другому «Гимнастика мозга» состоит из определенных упражнений для крупной и мелкой моторики, которые синхронизируют работу одновременно двух полушарий головного мозга, улучшают память, внимание, развивают моторику, речь. -
9 слайд
-
10 слайд
Артикуляция плюс движения рук
Выполняются артикуляционные упражнения с подключением рук ребёнка. Учитель – логопед или воспитатель вместе с ребёнком выполняет упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки. Ребёнок учится выполнять одновременно артикуляционные упражнения и движения кистью ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата. Учитель-логопед следит за ритмичным выполнением упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворения. При этом двумя руками учитель- логопед продолжает давать четкий образец движения. -
11 слайд
Артикуляционная гимнастика после дневного сна
Ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляем движение кисти. Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными:
Часики сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево — вправо.
Качели — движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз. -
12 слайд
Комплекс упражнений
Улыбка — пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 -пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 -ладонь сворачивается в кулак. И так далее.
Хоботок — ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Жало, Змейка — пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед.
Лопаточка — большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.
Чашечка — пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение чашечки.
Парус — сомкнутая ладонь поднята вверх.
Горка — согнутая ладонь опущена. -
13 слайд
Практическое задание
Сейчас я предлагаю вам выполнить пальчиковую гимнастику с элементами кинезиологии.Ручка в зеркало глядит,
Ручка пальчикам велит: (Ладони на ребро)
Загибайтесь, выпрямляйтесь, (кулачок, ладонь)
Вместе в горстку собирайтесь, (кулачок)
Разбегитесь, распрямитесь, (ладонь)
В кулачок теперь сожмитесь. (кулачок)
Кулачок на кулачок
И ладошки на бочок. (ребро)
А теперь лежат ладошки,
Отдохнут они немножко. (ладонь На бочок, опять на стол,
(ребро ладонь с -
14 слайд
Биоэнергоплатика
Что же такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика включает в себя три понятия:
био – человек,
энергия – сила,
пластика- движение.
Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата. Благодаря упражнениям на развитие биоэнергопластики у ребенка укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика рук и соответственно речь. -
15 слайд
Биоэнергопластика
Использование данного метода ускорит исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Выполнение артикуляционных упражнений и ритмических движений кистью и пальцами индуктивно приведет к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, будет способствовать улучшению артикуляционной моторики, а значит и улучшению звукопроизношения. -
16 слайд
Использование приёмов биоэнергопластики в артикуляционной гимнастике.
Совместные движения рук и языка позволяют более чётко и точно выполнять артикуляционные упражнения. Стоит отметить одно важное условие – само упражнение должно быть заранее отработано изолированно, а затем введено в артикуляционный комплекс. В дальнейшем, дети уже без устной инструкции, только по показу руками могут воспроизвести известные им упражнения. Причём варианты показа упражнений могут быть различны. Опираясь на собственный опыт, я нашла для себя оптимальные движения. Например, для упражнения «Бегемотики» удобно закрывая рот показывать крепко сжатый кулачок, а широко открывая ротик – показывать раскрытую ладонь.
-
17 слайд
Эффективность технологии
Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей со сниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание каждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти; их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.
-
18 слайд
Креативный подход к коррекционной работе
Театрализация логопедического процесса вносит в детские будни праздник, хорошее настроение, увлекательность. Если в артикуляционной гимнастике с элементами биоэнергопластики позы меняются достаточно быстро, согласно ритму, счету, то в театре необходимо удерживать одну и ту же позу какое-то время. Выполнение точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ требуют максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, пространственной ориентировки. При этом ребенок должен перевоплотиться в героя, передать повадки изображаемого персонажа. -
19 слайд
Здоровье сберегающая технология В.Ф.Базарного
Здоровье сберегающая технология В.Ф.Базарного, технология свободы и психомоторного раскрепощения, зрительные тренинги. Применяется технология раскрепощённого развития детей, разработанная физиологом, врачом-офтальмологом, хирургом высшей категории, отличником здравоохранения, доктором медицинских наук, научным руководителем Центра гармоничного развития учащихся Российского государственного социального университета В.Ф.Базарным. -
20 слайд
Зрительный тренажер Базарного
-
21 слайд
Пляшущие(веселые)человечки
Физпаузы можно значительно разнообразить. Так мы используем для веселых пауз пляшущих человечков.
Это карточки с нарисованными схематические графические изображения движений человека.
Дети стоя в кругу или сидя на стульчиках выполняют движения, изображенные на карточке.
Сложность в том чтобы выполнять под счет, и правильно показывать правую-левую ногу-руку. -
22 слайд
Узелочки и прищепочки –создают словечки и предложения
Карточки с предлогами (маленькими словами) приколоты прищепочками на длинную веревочку. Дети выбирают предлог (маленькое слово), берут эту веревочку и далее на нее нанизывают дополнительные прищепочки, образуя с этими предлогами словосочетания и предложения.
показ -
23 слайд
Взаимодействие с родителями
Работа в данном направление нашла поддержку и понимание со стороны родителей, которые откликались на все просьбы и пожелания.
Результатом совместной работы стали атрибуты для Тропинки здоровья -
24 слайд
Педагоги и родители — союзники
Консультация для родителей «Движение — речь»
Памятка для родителей «Веселая гимнастика для язычка»
Родительская гостиная « Речь на кончиках пальцев»
Информация на сайте МБДОУ «С пальчиками играем – речь развиваем»
Мастер –класс для родителей «Занимательная азбука» -
25 слайд
Авторские игры
(созданные педагогами группы «Березнячок»)
«Репка»
«Путешествие с ручейком»
«Ох, уж эти буквы!»
«Ручки играют, сказку сочиняют»
«Занимательная азбука»
«Волшебный экран» -
26 слайд
Результативность
Значительное улучшение речевой моторики ускорило коррекцию звуков.
Значительно улучшилась пальчиковая моторика, что позволяет детям овладевать продуктивной деятельностью.
Обновление форм и содержания коррекционно-развивающей работы. -
27 слайд
ИТОГ:
Таким образом, систематическая работа с применением современных образовательных технологий, способствует привлечению интереса детей к логопедическим занятиям, позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики, что значительно облегчает постановку, введение звуков в речь и в конечном итоге способствует более быстрому преодолению речевых нарушений. -
28 слайд
Благодарю за внимание!