Конспект урока по литературе.
6 класс.
Учитель Копытина Лариса Владимировна
Тема:
«И.С. Тургенев «Бежин луг»: образы автора ирассказчика.
Цели:
· Познакомиться с творчеством И.С. Тургенева.
· Помочь учащимся осознать многообразные связирусских писателей с природой.
· Увидеть мастерство писателя
· Развивать навыки аналитического чтения.
· Развивать навыки выразительного чтения ипересказа, нахождения художественно-изобразительных средств
· Повторить понятие «рассказ», закрепитьпонимание идейно-художественных особенностей рассказа.
· Воспитывать у учащихся чувство прекрасного,чувство любви к русскому языку, к живой природе.
Методы и формы обучения: фронтальная(беседа), индивидуальная, групповая.
Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрации спортретами мальчиков, карточки для создания кластера, таблицы, презентация, учебник-хрестоматия по литературе для 6 кл.(ч. 1) Авт.-сост. В.Я. Коровина. Диск с записью звуков ночи.
· Интернет-ресурсы: к уроку литературыиллюстрации ФА.Ф.Пахомова к рассказу «Бежин луг» — режим доступа:http://www.literatura5.narod.ru/turgenev_paxomov.html
Оборудование:
Литература:
1. В.Я Коровина. Литература.6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. –М.: Просвещение, 2012.
2. И.В. Золотарёва, Н.В.Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.:«ВАКО», 2012.
3. И.С. Тургенев. Запискиохотника. — М., Детская литература,1996.
4. Г.В. Иванов, Л.С.Калюжная. 100 великих писателей. – М.: Вече, 2000.
Ход урока.
Орг. момент.
Здравствуйте,ребята! Садитесь.
Вступительная беседа.
Сегодняна уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С. Тургенева.
И.С.Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мирэтого человека. Герою-крестьянину посвящён сборник рассказов И.С. Тургенева«Записки охотника». В него входят такие рассказы, как «Хорь и Калиныч»,«Бирюк», в которых показана сила характера, человеческое достоинство, простойрусский человек – крепостной крестьянин.
Сегоднямы с вами поговорим о замечательном рассказе из сборника «Записки охотника»«Бежин луг».
· Основные понятия и термины:
Вспомним определение жанра рассказ.
Рассказ —это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц,а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.
Первоеупоминание о замысле рассказа «Бежин луг» относится к августу-сентябрю 1850года: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри на ночь. – Огни».«Бежин луг» был написан в Петербурге в начале следующего, 1851 года, и февралепоявился на страницах журнала «Современник». Замысел автора определилкомпозицию и сюжет очерка.
“Бежин луг” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записокохотника”.
Одновременно сэтим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла.
Работа с текстом.
• Понравилось ли вам это произведение? Чем?
• О чём это произведение?
Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем миреи душе, о тяжёлой жизни простого русского народа.
• Расскажите кратко содержание рассказа.
«Бежинлуг» — поэтическая картина родной природы, раздумье писателя о связи природы исудьбы человека, о будущем своей Родины.
Роль пейзажа.
Чтобыпонять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах).Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать ипонять.
•Перед вами отрывок из рассказа . Попробуйтевставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.
Былпрекрасный (эпитет) июльский день, один из тех дней, которыеслучаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самогораннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром (метафора):она разливается кротким (эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое(эпитет), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое,как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) —мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияети погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий крайрастянутого облачка засверкает змейками (метафоракованого серебра (метафора)… Но вот опятьхлынули играющие (эпитет) лучи, — и весело и величаво(эпитет), словно взлетая, поднимается могучее светило (метафора).
Проверка.
Молодцы!А теперь проверим, так же написано в рассказе (чтение вступления рассказа).
Вотрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых авторпостарался нам передать состояние природы. Это и эпитеты: кроткий румянец,огнистое солнце, и метафоры: кованое серебро, приём отрицания: не огнистое, нераскаленное.
Вэтом отрывке мы видим описание неба, нарастание картины восхода солнца.
• Дочитаем отрывок до конца.
• Давайте посмотрим, в чём особенности пейзажа. (Запись в тетрадь).
—настроение (радость, покой, блаженство)
— эпитеты (прекрасный, кроткий, лучезарное)
— метафоры (пылает пожаром, кованое серебро)
— световые эффекты (блеск, сверкание)
— предложения сложные, плавные, красивые
— приём отрицания для усиления впечатления
— приём присутствия читателя: увидели, услышали, почувствовали,потрогали.
•Определим, какова же роль пейзажа в рассказе.
Писательв создании июльского пейзажа обращается к описанию реального неба, утреннейзари, солнца, облаков, дождя, звёзд, ветра, к использованию пейзажных красок,эффекта освещения, как бы «заливающего» ясным, тёплым светом всю картинулетнего погожего дня. Этот эмоциональный световой эффект и является у Тургеневаносителем настроения картины, пространство которой замкнуто на изображениивысокого неба. Также описание утра мы видим и в конце рассказа.(чтениеотрывка)
• Сравним эти описания
В первом описании утра охотник видит только необъятное небо, во втором– всматривается во всё, что его окружает, как живо и весело всё вокруг: луг,зазеленевший холм, лес, пыльная дорога, кусты, река и шум пробуждающейся жизни.Всё зашевелилось, проснулось, запело, заговорило.
Влитературе такое построение называется кольцевой композицией. Цель её –показать, как изменилось отношение автора к природе, показать её внутреннийбогатый мир, красоту.
Описаниепейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой (втетрадь).
Изучениенового материала
— У вас на столах лежит текст. Что это затекст? (описание, портрет)
— А что такое портрет? (изображениевнешности героя (его лица, фигуры, одежды)
— Что можно узнать по портрету?
— Можем ли мы по портрету сказать овнутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)
Самостоятельная работа.(3-4 минуты)
— Ваша задача – определить, о ком идётречь. Посмотрите на мальчиков (портреты на доске), определите своего героя.Подготовьте рассказ о нем по плану.
Выступленияучеников – 2-3 минуты.
Мывидели запечатлённую красоту окружающего мира, и это помогает нам настроитьсяна те события, которые произойдут в рассказе, хотя произойдут они ночью.
•Закройте глаза, послушайте звуки ночи. (Диск со звуками).
Представьтелетнюю ночь, луг, костёр, вокруг которого сидят пять мальчиков.
• Вспомните их имена.
Илюша, Костя, Федя, Павлуша, Ваня.
— Пройдите к доске и вывесьте портретсвоего героя, зачитайте портреты мальчиков, расскажите о них, прикрепитетаблички с названиями черт характера.
Составление кластеров: «Черты характера» (Работа у доски с табличками. Работа над образами героев.
• Что мы о них знаем?
Федя: самыйстарший, с красивыми чертами лица, белокурыми волосами. Принадлежит к богатойсемье.
Павлуша: всклокоченныечёрные волосы, серые глаза, бледное лицо, большой рот.
Илюша: горбоносый,сжатые губы, жёлтые, почти белые волосы.
Костя: худоелицо, всё в веснушках, большие чёрные глаза, маленький рост.
Ваня: с русойкудрявой головой, самый младший, всего 7 лет.
Севу костра, ребята начинают рассказывать разные страшные истории. Такие историиназываются быличками. Быличка – рассказ о фантастическом событии, участникомкоторого был автор (Запись на доске и в тетради).
• Кто из ребят рассказывал былички?
Былички рассказывали только трое из ребят: Илюша, Костя, Павлуша.
• Давайте вспомним, какие же быличкирассказывали ребята?
(работапо колонкам:1 – Илюша
2– Костя
3– Павлуша).
Илюша: Рассказо домовом, рассказ про оборотня, рассказ о покойном барине Иване Ивановиче,рассказ о гадании в родительскую субботу, рассказ о Тришке (антихристе),рассказ о мужике и лешем, рассказ о водяном.
Костя: рассказо русалке, рассказ о голосе из бучила, рассказ о мальчике Васе.
Павлуша: рассказо небесном предвидении, рассказ рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о голосеВаси из речки.
Молодцы!Домовой и леший, водяной и русалка, оборотни и вставшие из гроба мертвецы,небесное предвиденье и гаданье о смерти, таинственные голоса погибших людей –всё вспоминается за время ночной беседы у костра.
• Ребята, а как вы думаете, как звучат рассказымальчиков?
Увлекательно, таинственно.
• А кто больше всех рассказал быличек?
Илюша
• Сейчас мы с вами прочитаем рассказ Илюши олешем (один из хорошо читающих учеников выразительно читает быличку).
•Ребята, посмотрите внимательно на портретИлюши и скажите, в чём ошибся художник, изображая этого мальчика?
Художник изобразил Илюшу в сапогах, а в то время крестьянские дети неносили сапог, они ходили в лаптях, а летом – босиком.
•Теперь я попрошу выразительно прочитатьрассказ Кости о русалке.
•А кто знает, почему русалка на ветвях сидит?
Русалка качается на ветвях как на качелях, она заманивает путников.
Встарину в конце весны праздновались зелёные святки (троицо-семицкие обряды).«Зелёные» — так как это был праздник растительной природы. Троицкую неделюназывали русальной, так как в это время по народным поверьям, в воде и надеревьях появлялись русалки – обычно девушки, умершие до брака. Онивоспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут ихпогубить.
Таки в Костиной истории русалка хотела погубить Гаврилу, но его спас крест. Нопосле этой встречи Гаврила всю дальнейшую жизнь был невесёлый.
•Ребята, у нас нет портрета Кости, давайтепредставим себе мальчика.
Бесстрашный, уверенный, умеет заинтересовать, 7 раз, как в сказке,повторяет слова «братцы мои» (выражает свои чувства).
Последнийрассказчик – Павлуша.
• Чем он отличается от других?
Смелый, рассудительный. Он старается объяснить всё странное в природе спозиции здравого смысла.
• Прочитаем его рассказ о Тришке.
• Давайте сравним рассказы мальчиков
Павлуша рассказывает все истории как очевидец, остальные ребята слышалиистории от других людей. Все истории вызывают у Паши улыбку, у его же товарищей– страх.
Детипытаются понять мир, объяснит народные поверья.
Вывод.
•С какой целью рассказывают мальчики былички?
Стремление познать мир, они верят в существование нечисти (запись втетрадь).
• Какими перед нами предстают крестьянские дети?
Это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым,тёплым и чистым сердцем (запись в тетрадь).
«Бежинлуг» — один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает вчеловеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русскойприроды, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев.(запись в тетрадь).
Рефлексия
•Итак, какую задачу мы с вами ставили?
•Удалось решить поставленную задачу? Что было трудно выполнить, что интересно?
*Как вы оцениваете результат работы класса? Свою работу?
Д/з. Выбратьлюбую непрочитанную сегодня быличку, подготовить выразительный пересказ,написать отзыв о рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»
Наэтом наше занятие подошло к концу. Спасибо, до свидания!
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Федя
Илюша
Павлуша
Федя
Костя
Ваня