X-PDF

Конспект по литературе Бежин луг

Поделиться статьей

Конспект урока по литературе.

6 класс.

Учитель Копытина Лариса Владимировна

 

 

Тема:

«И.С. Тургенев «Бежин луг»: образы автора ирассказчика.

Цели:

·      Познакомиться с творчеством И.С. Тургенева.

·      Помочь учащимся осознать многообразные связирусских писателей с природой.

·      Увидеть мастерство писателя

·      Развивать навыки аналитического чтения.

·      Развивать навыки выразительного чтения ипересказа, нахождения художественно-изобразительных средств

·      Повторить понятие «рассказ», закрепитьпонимание идейно-художественных особенностей рассказа.

·      Воспитывать у учащихся чувство прекрасного,чувство любви к русскому языку, к живой природе.

 

Методы и формы обучения: фронтальная(беседа), индивидуальная, групповая.

Оборудование: портрет И.С.Тургенева, иллюстрации спортретами мальчиков, карточки для создания кластера, таблицы, презентация, учебник-хрестоматия по литературе для 6 кл.(ч. 1) Авт.-сост. В.Я. Коровина. Диск с записью звуков ночи.

 

·     Интернет-ресурсы: к уроку литературыиллюстрации ФА.Ф.Пахомова к рассказу «Бежин луг» — режим доступа:http://www.literatura5.narod.ru/turgenev_paxomov.html

Оборудование:

Литература:

1.  В.Я Коровина. Литература.6 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 1. –М.: Просвещение, 2012.

2.  И.В. Золотарёва, Н.В.Егорова. Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс. – М.:«ВАКО», 2012.

3.  И.С. Тургенев. Запискиохотника. — М., Детская литература,1996.

4.  Г.В. Иванов, Л.С.Калюжная. 100 великих писателей. – М.: Вече, 2000.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

Орг. момент.

Здравствуйте,ребята! Садитесь.

Вступительная беседа.

Сегодняна уроке мы продолжим с вами разговор о творчестве И.С. Тургенева.

И.С.Тургенев ввёл в литературу нового героя-крестьянина. Показал внутренний мирэтого человека. Герою-крестьянину посвящён сборник рассказов И.С. Тургенева«Записки охотника». В него входят такие рассказы, как «Хорь и Калиныч»,«Бирюк», в которых показана сила характера, человеческое достоинство, простойрусский человек – крепостной крестьянин.

Сегоднямы с вами поговорим о замечательном рассказе из сборника «Записки охотника»«Бежин луг».

·     Основные понятия и термины: 

Вспомним определение жанра рассказ.

Рассказ —это небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц,а также, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию.

Первоеупоминание о замысле рассказа «Бежин луг» относится к августу-сентябрю 1850года: «Описать, как мальчики гоняют лошадей в пустыри  на ночь. – Огни».«Бежин луг» был написан в Петербурге в начале следующего, 1851 года, и февралепоявился на страницах журнала «Современник».  Замысел автора определилкомпозицию и сюжет очерка.

Бежин луг” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записокохотника”.

Одновременно сэтим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла.

Работа с текстом.

Понравилось ли вам это произведение? Чем?

О чём это произведение?

Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем миреи душе, о тяжёлой жизни простого русского народа.

Расскажите кратко содержание рассказа.

«Бежинлуг» — поэтическая картина родной природы, раздумье писателя о связи природы исудьбы человека, о будущем своей Родины.

 

Роль пейзажа.

Чтобыпонять стиль Тургенева, я вас попрошу сделать интересную работу (в парах).Тургенева считают лучшим мастером пейзажа. Попробуем это почувствовать ипонять.

Перед вами отрывок из рассказа . Попробуйтевставить пропущенные слова и определит их роль в тексте.

Былпрекрасный (эпитет) июльский день, один из тех дней, которыеслучаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самогораннего утра небо ясно, утренняя заря не пылает пожаром (метафора):она разливается кротким (эпитет) румянцем. Солнце — не огнистое(эпитет), не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое,как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное (эпитет) —мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияети погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий крайрастянутого облачка засверкает змейками (метафоракованого серебра (метафора)… Но вот опятьхлынули играющие (эпитет) лучи, — и весело и величаво(эпитет), словно взлетая, поднимается могучее светило (метафора).

Проверка.

Молодцы!А теперь проверим, так же написано в рассказе (чтение вступления рассказа).

Вотрывке мы увидели различные художественные средства, при помощи которых авторпостарался нам передать состояние природы. Это и эпитеты: кроткий румянец,огнистое солнце, и метафоры: кованое серебро, приём отрицания: не огнистое, нераскаленное.

Вэтом отрывке мы видим описание неба, нарастание картины восхода солнца.

Дочитаем отрывок до конца.

Давайте посмотрим, в чём особенности пейзажа. (Запись в тетрадь).

настроение (радость, покой, блаженство)

— эпитеты (прекрасный, кроткий, лучезарное)

— метафоры (пылает пожаром, кованое серебро)

— световые эффекты (блеск, сверкание)

— предложения сложные, плавные, красивые

— приём отрицания для усиления впечатления

— приём присутствия читателя: увидели, услышали, почувствовали,потрогали.

Определим, какова же роль пейзажа в рассказе.

Писательв создании июльского пейзажа обращается к описанию реального неба, утреннейзари, солнца, облаков, дождя, звёзд, ветра, к использованию пейзажных красок,эффекта освещения, как бы «заливающего» ясным, тёплым светом всю картинулетнего погожего дня. Этот эмоциональный световой эффект и является у Тургеневаносителем настроения картины, пространство которой замкнуто на изображениивысокого неба. Также описание утра мы видим и в конце рассказа.(чтениеотрывка)

Сравним эти описания

В первом описании утра охотник видит только необъятное небо, во втором– всматривается во всё, что его окружает, как живо и весело всё вокруг: луг,зазеленевший холм, лес, пыльная дорога, кусты, река и шум пробуждающейся жизни.Всё зашевелилось, проснулось, запело, заговорило.

Влитературе такое построение называется кольцевой композицией. Цель её –показать, как изменилось отношение автора к природе, показать её внутреннийбогатый мир, красоту.

Описаниепейзажа помогает нам лучше понять настроение, автор наслаждается природой (втетрадь).

 Изучениенового материала

— У вас на столах лежит текст. Что это затекст? (описание, портрет)

— А что такое портрет? (изображениевнешности героя (его лица, фигуры, одежды)

— Что можно узнать по портрету?

— Можем ли мы по портрету сказать овнутренних качествах человека? (да, например, добрые глаза)

Самостоятельная  работа.(3-4 минуты)

— Ваша задача – определить, о ком идётречь. Посмотрите на мальчиков (портреты на доске), определите своего героя.Подготовьте рассказ о нем по плану.

Выступленияучеников – 2-3 минуты.

Мывидели запечатлённую красоту окружающего мира, и это помогает нам настроитьсяна те события, которые произойдут в рассказе, хотя произойдут они ночью.

Закройте глаза, послушайте звуки ночи. (Диск со звуками).

Представьтелетнюю ночь, луг, костёр, вокруг которого сидят пять мальчиков.

Вспомните их имена.

Илюша, Костя, Федя, Павлуша, Ваня.

— Пройдите к доске и вывесьте портретсвоего героя, зачитайте портреты мальчиков, расскажите о них, прикрепитетаблички с названиями черт характера. 

Составление кластеров: «Черты характера» (Работа у доски с табличками. Работа над образами героев.

 

Что мы о них знаем?

Федя: самыйстарший, с красивыми чертами лица, белокурыми волосами. Принадлежит к богатойсемье.

Павлуша: всклокоченныечёрные волосы, серые глаза, бледное лицо, большой рот.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.99%
НЕТ
41.01%
Проголосовало: 1107

Илюша: горбоносый,сжатые губы, жёлтые, почти белые волосы.

Костя: худоелицо, всё в веснушках, большие чёрные глаза, маленький рост.

Ваня: с русойкудрявой головой, самый младший, всего 7 лет.

 

Севу костра, ребята начинают рассказывать разные страшные истории. Такие историиназываются быличками. Быличка – рассказ о фантастическом событии, участникомкоторого был автор (Запись на доске и в тетради).

Кто из ребят рассказывал былички?

Былички рассказывали только трое из ребят: Илюша, Костя, Павлуша.

Давайте вспомним, какие же быличкирассказывали ребята?

(работапо колонкам:1 – Илюша

2– Костя

3– Павлуша).

Илюша: Рассказо домовом, рассказ про оборотня, рассказ о покойном барине Иване Ивановиче,рассказ о гадании в родительскую субботу, рассказ о Тришке (антихристе),рассказ о мужике и лешем, рассказ о водяном.

Костя: рассказо русалке, рассказ о голосе из бучила, рассказ о мальчике Васе.

Павлуша: рассказо небесном предвидении, рассказ рассказ о Тришке (антихристе), рассказ о голосеВаси из речки.

Молодцы!Домовой и леший, водяной и русалка, оборотни и вставшие из гроба мертвецы,небесное предвиденье и гаданье о смерти, таинственные голоса погибших людей –всё вспоминается за время ночной беседы у костра.

Ребята, а как вы думаете, как звучат рассказымальчиков?

Увлекательно, таинственно.

А кто больше всех рассказал быличек?

Илюша

Сейчас мы с вами прочитаем рассказ Илюши олешем (один из хорошо читающих учеников выразительно читает быличку).

Ребята, посмотрите внимательно на портретИлюши и скажите, в чём ошибся художник, изображая этого мальчика?

Художник изобразил Илюшу в сапогах, а в то время крестьянские дети неносили сапог, они ходили в лаптях, а летом – босиком.

Теперь я попрошу выразительно прочитатьрассказ Кости о русалке.

А кто знает, почему русалка на ветвях сидит?

Русалка качается на ветвях как на качелях, она заманивает путников.

Встарину в конце весны праздновались зелёные святки (троицо-семицкие обряды).«Зелёные» — так как это был праздник растительной природы. Троицкую неделюназывали русальной, так как в это время по народным поверьям, в воде и надеревьях появлялись русалки – обычно девушки, умершие до брака. Онивоспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут ихпогубить.

Таки в Костиной истории русалка хотела погубить Гаврилу, но его спас крест. Нопосле этой встречи Гаврила всю дальнейшую жизнь был невесёлый.

Ребята, у нас нет портрета Кости, давайтепредставим себе мальчика.

Бесстрашный, уверенный, умеет заинтересовать, 7 раз, как в сказке,повторяет слова «братцы мои» (выражает свои чувства).

Последнийрассказчик – Павлуша.

Чем он отличается от других?

Смелый, рассудительный. Он старается объяснить всё странное в природе спозиции здравого смысла.

Прочитаем его рассказ о Тришке.

Давайте сравним рассказы мальчиков

Павлуша рассказывает все истории как очевидец, остальные ребята слышалиистории от других людей. Все истории вызывают у Паши улыбку, у его же товарищей– страх.

Детипытаются понять мир, объяснит народные поверья.

Вывод.

С какой целью рассказывают мальчики былички?

Стремление познать мир, они верят в существование нечисти (запись втетрадь).

Какими перед нами предстают крестьянские дети?

Это дети с искренней и чистой душой, богатым внутренним миром, добрым,тёплым и чистым сердцем (запись в тетрадь).

«Бежинлуг» — один из самых поэтичных рассказов в «Записках охотника».Он пробуждает вчеловеке способность воспринимать прекрасное, раскрывает красоту и русскойприроды, и выросших среди нее, на первый взгляд, ничем не приметных героев.(запись в тетрадь).

Рефлексия

•Итак, какую задачу мы с вами ставили?

•Удалось решить поставленную задачу? Что было трудно выполнить, что интересно?

*Как вы оцениваете результат работы класса?   Свою работу?

 

Д/з. Выбратьлюбую непрочитанную сегодня быличку, подготовить выразительный пересказ,написать отзыв о рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Наэтом наше занятие подошло к концу. Спасибо, до свидания!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ.

http://www.playcast.ru/uploads/2014/11/30/10864004.jpg 

Федя

 

 

 

http://s.neznaka.ru/images/original/12/355914/55107b11e8b70e34318bf738.jpg

Илюша

http://3.bp.blogspot.com/-Z3Gnh32excQ/UHshFESTRDI/AAAAAAAAEzk/pBTQFlpPk80/s1600/3.jpg

Павлуша

http://www.playcast.ru/uploads/2014/11/30/10864004.jpg

Федя

 

 

 

 

http://fb.ru/misc/i/gallery/32798/796428.jpg

Костя

http://3.bp.blogspot.com/-vQXTMeHlgXg/UHshcWkwpsI/AAAAAAAAEz8/oCG5yhrML1g/s1600/6.jpg

Ваня


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.99%
НЕТ
41.01%
Проголосовало: 1107

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет