МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»
694420 г. Александровск –Сахалинский, ул. Советская, д. 1, тел/факс 8(42434)-451-25,
e-mail: sentr.raduga@mail.ru
Исследовательскаяработа на тему
Стилизованнаяэтническая кукла
Кангун
Выполнила Раскина НатальяКонстантиновна
обучающаяся Муниципальногобюджетного учреждения
дополнительногообразования центра детского
творчества «Радуга»коллектив «Кружевница»
ученица 5-го класса школа№2
Руководитель: педагог дополнительного образования
Булыгина Елена Владимировна
г.Александровск-Сахалинский
2021г
Скуклами возиться — бытию учиться!
Народнаямудрость.
«Народнаяигрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена,которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка». БартрамНиколай Дмитриевич художник, историк, коллекционер.
Создательпервого музея детской игрушки
Введение:В нашем современном мире существует настоятельная необходимость изучения итворческого осмысления взаимосвязи между опытом прошлого и настоящим,сохранения исторической преемственности, воспитания в детях интереса к культуреи декоративно-прикладному искусству древнего народа. Развитие у учащихсяинтереса к истории страны, краеведению – истории своей малой Родины. Знания онивхском декоративно-прикладном искусстве, вековых обычаях аборигенов Сахалинаспособствуют воспитанию у учащихся общей культуры и толерантности, что особенноактуально для формирования личности современного гражданина.
Длянивхов декоративно-прикладное искусство это не столько способность кмногообразному оформлению, сколько, в первую очередь, древняя система знаков,содержащая в себе широкие знания всех предшествующих поколений об окружающеммире и обществе.
Цель:Знакомство обучающихся с историей, народными традициями,
культуройродного края и способствующих развитию этнотолерантности посредствомнациональной нивхской куклы.
Задачи:
-Изучение особенностей нивхского декоративно-прикладного искусства, стиля иизобразительных приемов, применение знаний в работе над графическими идекоративными композициями.
-Познакомить с историей нивхской игрушки, обычаями, традициям и коренных народовсевера (нивхи).
-Способствовать развитию у детей навыков познавательной, творческойдеятельности.
-Освоение новых приемов и технологий.
Историческаясправка:Материальная и духовная культура малочисленных народов, к сожалению, находитсяпод угрозой исчезновения. Именно потому и необходимо популяризироватьхудожественное, декоративно-прикладное творчество народов севера Сахалина. В последниедесятилетия наблюдается стабильный рост интереса мировой общественности кположению коренных народов, в том числе и малочисленных народов Севера. Если незаниматься данной проблемой на уровне воспитания и обучения детей, то это раноили поздно приведет к исчезновению самих народов. Ведь, история народовСахалина, история их национальной культуры составляет общую историю региона.Изучение региональной истории, по словам российского книговеда С.А. Пайчадзе,является актуальной задачей современной науки и воспитания подрастающегопоколения.
Неотъемлемаячасть изучения этнической истории – это национальная игрушка. Такая игрушка —это своеобразный ключ к пониманию забытых обрядов, обычаев, ритуалов, символови знаков; больше того — мифологических и нравственных воззрений этносов, ихкультурных традиций. Декоративный язык мастера, её изготовившего, показывает сособой силой своеобразие традиционного искусства. Игрушка дальневосточныхаборигенов является этнокультурным памятником, изучение которого дает возможностьосмыслить роль игрушки в формировании мировосприятия детей на ранних этапахтрадиционного общества, общества рыболовов и охотников. В первобытном обществеигра не была отделена от магии, искусства, танца; игрушка не отделялась отпредметов раннего культа, она весьма часто имела значение оберега. Игрушкитрадиционных культур во многом связаны с природными культами, культами предков,выполнялись из природных материалов. В них не только орнамент, но и материалнесёт сакральный смысл, а их изготовление, технология обработки являютсяритуалом, закреплённым культурной традицией.
Традиционныедетские игрушки (это характерно для традиционных культур с их разделением наженскую и мужскую культуру) разделялись на три группы: игрушки девочек, игрушкимальчиков и общие игрушки для обеих групп детей. Игрушки для девочекизготавливались женщинами-матерями, бабушками, родственницами; игрушки длямальчиков — отцами, братьями, мужчинами-родственниками.
Однимиз часто задаваемых вопросов на выставках, где представлены куклы, созданные наэтнической основе – «А почему у неё нет лица?»
Традиционнаякукла на самом деле безлика её назначение на самом деле, быть не игрушкой, аоберегом. Конечно, нарисовать или вышить детали лица нетрудно, но по поверью,нет лица, значит, нет доступа злым силам и ни один злой дух не вселится в куклуи не сможет навредить её хозяйке. Изображение глаз являлось моментом вселения вфигурку духа, будущего хозяина данной материальной оболочки, способногонавредить ребенку. Поэтому, куклы изготавливались без лица.
Средиигрушек для девочек можно увидеть большое количество кукол с кукольныминвентарём. Выделяются две группы кукол: плоские и объемные. Детская кукла, неутратившая еще своего первобытного магического смысла, существует у народностейПриамурья давно, сохраняя древнюю традиционную форму, лишенную лица, рук, ног.
«Днем»на стене, около которой располагаются куклы, навешивались особые кукольныенастенные коврики-циновки, использовалась циновка из тростника, соломки,бересты или бумаги. «На ночь» куклы укладывались «спать»: после игры куклы,кукольный инвентарь убирались в специальную берестяную коробку, также богатоорнаментированную. Женские одежда для куклы имеет по подолу узор, состоящий изритмически повторяющихся кружков, ромбиков и других фигур, имитирующихпришиваемые только к женским халатам ряды мелких подвесок или монет, заменившихсобой более древние подвески из раковин. Иногда вместо ажурных или накладныхузоров на подолах кукол встречаются семена растений, птичьи перья или мелкиенаружные хрящевые части рыб из породы осетровых, касатки.
Оченьчасто кукла изготавливалась матерью и дарилась дочери в качестве свадебногоподарка. Такие куклы имели особо богатую орнаментацию одежды, большоеколичество халатов и постельного инвентаря. Все информаторы подчеркивают, чтоэтими плоскими куклами играли только девочки, мастерицы дорожили такимикуклами, доставшимися им в наследство от матери. Повидимому, в прошлом этатрадиционная плоская кукла использовалась в культовых обрядах и была связана скультом плодородия, культом предков.
Размерсобственно куклы, т. е. той ее части, которая представляет собой туловище сголовой, невелик: высота фигуры обычно не превышает 8-12 см.
Полученныерезультатыисследования могут быть использованы при составлении социальных проектов,проведении классных часов, уроков посвящённых изучению направленных насохранение и развитие нивхского этноса.
Ожидаемыйрезультат:
Развитиетворчески активной личности предполагает воспитание особых качеств индивида кактворческого лица, находящегося в определённых связях с коллективным опытомнарода. Поэтому при знакомстве с народным искусством обучающиеся должныовладевать приёмами декоративно-художественной деятельности на основе понятияколлективного создания образов, мотивов, сюжетов народного искусства, егоосновных принципов – повтора, вариации, импровизации.
-развитие фантазии, образного мышления, воображения;
-выработка устойчивой заинтересованности в творческой деятельности как способасамопознания и познания мира;
-использовать знания по изготовлению авторской куклы во внеурочное время;
-создавать художественно-индивидуальный образ куклы через национальный костюм;
-применять на практике полученные навыки работы.
Вданной работе мы рассматриваем национальную нивхскую игрушку, а частности -этническую стилизованную куклу. Мотивы, используемые для украшения, являютсяпредметом стилизации, преобразующей реальный облик изображаемого. Стилизациядостигается обобщением, цель которого – сделать мотив более понятным длязрителя, а также облегчить его выполнение для художника. Обобщение заменяетреальный, слишком привычный, а иногда и малопривлекательный образ новым, вкотором акцентируется характерное, чтобы придать мотиву максимальнуювыразительность. При этом обобщение может сочетаться с добавлениями,преследующими ту же цель. В любом случае стилизация заставляет мастера приспосабливатьсяк законам, которые предписывает избранный им материал; так, один материалтребует декора с преобладанием линейного орнамента, другой – объемного. Крометого, мастеру приходиться считаться и с отведенным для декора местом, собрамлением, ограничивающим поле его работы, вынуждающим подчас видоизменятьразмещенные в нем мотивы.
Заключение: Впоследние десятилетия наблюдается стабильный рост интереса мировойобщественности к положению коренных народов, в том числе и малочисленныхнародов Севера. Оказался несостоятельным взгляд на культуру этих народов, какна реликтовую, не имеющую существенного значения для современного и будущегоразвития человеческого сообщества.
Всовременной жизни большинство обрядов древних потеряли свой первоначальныйсмысл. В лучшем случае они сохранились в качестве праздников. Да и темигрушкам, которыми играли наши предки, пришли на смену новые современные: яркиеи красочные, механические и электронные, их изготавливают из современныхматериалов по новейшим технологиям. Но все же в нашей современной жизнинаходится место милой и простой, скромной народной кукле, которая являетсясимволом наших корней, нашей связи с предками. В нашу жизнь возвращаетсятрадиция изготавливать таких кукол вместе с мамой, передавать кукол, сделанныхсвоими руками, которым отдана частичка своей души, своим родственникам,укрепляя связь поколений и целостность семьи. В процессе изготовления такихкукол можно ближе узнать быт и обычаи древних народов. В этой традиционностиглавное отличие от современных игрушек. Кукла первая среди игрушек. Онаизвестна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Кукла не рождается сама:ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своегосоздателя.
Используемаялитература
1.«Русская тряпичная кукла» Дайн Г. Л., Дайн М.Б., Культура и традиции, 2007 г.
2.«Приамурскиеузоры» К.П. Белобородова, изд. «Художник РСФСР» Ленинград, 1975г.
3.«Декоративнаякомпозиция» К.Даглдиян, Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 2008г.
4.Энциклопедиядекоративно-прикладного искусства
«Историядекоративно-прикладного искусства», Анри-де-Моран, Москва, издательство«Искусство»,1982г.
5.«Знание-сила»№ 7, 2000 г. Бронштейн М. По следам одетых в рыбью кожу. С-1
6.Историяи культура нивхов: истэтногр. Очерки/Отв. Ред. В.А. Тураев; Ин-т истории,археологии и этнографии народов Дальнего Востока РАН. СПб:Наука, 2008.