Докладпедагога -психолога на педагогическом совете
2021г.
Адаптацияпервоклассников к школе
Какребенок привыкает к школе
Первый год обучения в школе — чрезвычайно сложный, переломный период в жизниребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весьуклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботнымиграм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженногоумственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках иотносительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы.Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемаястатическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многихпервоклассников телевизионными передачами, иногда занятиямузыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательнаяактивность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления вшколу. Потребность же в движении остается большой.
Ребенка,пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Емунужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнятьтребования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой.Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, дажес высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, ккоторой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многихпервоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как несформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваиватьшкольные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
Год,отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психическогоразвития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольнаярегуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования.
Какникогда остро встает вопрос, как помочь ребенку без ущерба для здоровьянаучиться выполнять новые правила и требования учителя, как плавно ибезболезненно перейти от игровой к новой, очень сложной учебной деятельности. Вбольшей степени это относится к так называемым гиперактивным детям. Им никак неусидеть за партой. Они расторможенны, неумеренны в движениях, иногда вскакиваютс места, отвлекаются, говорят громко, даже когда их просят этого не делать.Такие дети не всегда ощущают дистанцию между собой и педагогом. Среди них многодрачунов, легко возбуждающихся и даже агрессивных по отношению кодноклассникам. Осуждать и наказывать гиперактивных детей бесполезно, онинуждаются во врачебной помощи.
Естьдети с иной проблемой, связанной с нервной системой. Они также не способнывысидеть весь урок, уже через четверть часа теряют интерес к занятию, смотрят вокно, отвлекаются. Они не шумят, не выкрикивают с места, не мешают объяснениямучителя. Речь идет о детях, у которых быстро наступает утомление, нервная системакоторых легко истощается. Внимательный учитель предложит такому ребенкуиндивидуальный график работы. К сожалению, не все учителя быстро реагируют наподобное поведение школьников. В силу свой занятости, желания сделать на урокекак можно больше, они увеличивают темпы работы и не замечаютотстающих. В этом случае весьма полезно корректное вмешательствородителей, которые лучше знают своего ребенка, его особенности и в частнойбеседе могут подсказать учителю выход из создавшейся ситуации.
С. Харрисон: Мы настолько увлеклись обучением наших детей, чтозабыли о том, что самая суть образования ребенка — это созидание его счастливойжизни. Ведь именно счастливая жизнь — то, чего мы от всей души желаем и своимдетям, и себе.
Многиепервоклассники берут с собой в школу игрушки. Родителям не стоит запрещатьим это. Надо лишь объяснить, что играть можно только на перемене. Беря с собойв школу любимую игрушку, ребенок чувствует себя защищенным. Особенно важночувство защищенности для робких, тревожных и застенчивых детей. Они с трудомвключаются в игры, не могут сблизиться с одноклассниками. Это будет позже. Апока пусть будет рядом любимая игрушка.
Какуже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей,поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организмупервоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детейна усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость,нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудностипсихологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательноеотношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях ивозможностях.
Описанныевыше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения вшколе, некоторые зарубежные ученые называют адаптационной болезнью,школьным шоком, школьным стрессом.