Интерактивная игра
«Карта моего внутреннего мира»
Игра представляет собой игру-самодиагностику, котораяпозволяет участникам осознать некоторые личностные особенности, развиватькоммуникативные навыки и навыки взаимодействия.
Цель: помощь участникам игры в развитии самосознания и понимания другихлюдей.
Материалы: индивидуальные карты, бланки для экспресс-диагностикигеометрической типологии, фломастеры и карандаши, мягкие игрушки, воздушныешарики, карточки для настольной игры, карточки с надписями животных, стулья,свободное пространство в помещении.
Возраст участников: 10-13 лет.
Время: 60-80 минут.
Структура игры:
Игра включает в себя несколько моментов:
— организационный,
— диагностические,
— игровые,
— творческие,
— рефлексивный.
Основная нагрузка лежит на диагностических моментах, так как именно онипредоставляют участникам наибольшую возможность для самодиагностики исамопознания. Игровые моменты включены для разрядки атмосферы, снятиянапряжения, для обучения навыкам взаимодействия в малых группах. Творческиемоменты представляют собой творческое заполнение участниками индивидуальныхкарт, в которые вносятся в произвольной форме все полученные данные в ходедиагностики. Диагностические, игровые и творческие моменты сменяют друг другана протяжении всей игровой деятельности. В течение игры все участники активновзаимодействуют друг с другом.
Ход игры:
Организационный (вводный) момент
· Приветствие:
Всем хором сказать: «Мир, здравствуй! Я открыт для тебя!»
· Правила:
В каждой игре есть свои правила, в нашей игре правила просты: уважениек своему внутреннему миру и уважение к миру других участников плюс творческаяактивность.
· Знакомство:
В нашей комнате есть мир игрушек, давайте с ним познакомимся: пустькаждый возьмет из предложенных игрушек ту, которая ему больше понравится; атеперь сядьте в круг и давайте познакомимся от имени игрушки: например, «Я левСергей, я храбрый».
· Введение в игровуюситуацию:
Вы видите, что все мы такие разные, каждый из нас имеет свойвнутренний, ничем неповторимый мир, именно в него я предлагаю сегодня каждомуиз вас заглянуть. А для этого каждый из вас получит личную карту*, которую мыс вами будем заполнять на протяжении всей игры (раздаются индивидуальныекарты). Предлагаю на первом листе написать свое имя и фамилию.
Диагностический момент
· Игра «Четыре угла»
Прослушав вопрос, Вы выбираете один из предложенных вариантов ответа иперемещаетесь в тот угол, который ему соответствует. Если вариант Вам неподходит, Вы остаетесь в центре комнаты и предлагаете свой вариант. Свои ответывы заносите в личные карты.
Вопросы:
1. Ваш любимый цвет?
· Красный (вы активныйчеловек**).
· Желтый (вы творческаяличность).
· Зеленый (вам нравится вовсем развираться).
· Синий (вы, скорее всего,предпочитаете спокойное течение дел).
2. Ваша любимая пора года?
· весна (вас тянет к чему-тоновому).
· лето (вам нужнаактивность, приключения).
· осень (скорее всего, вылюбите размышлять).
· зима (вам не хватаетспокойствия).
3. Ваше любимое время суток?
· утро (вы – жаворонок,любите активно действовать утром).
· день (вы можете выполнятьработу как утром, так и вечером).
· вечер (вы – сова, вашаактивность увеличивается вечером).
· ночь (вы любите поспать).
4. Ваш любимый праздник?
· день рождения (кто ж егоне любит!).
· Пасха (светлый праздник)
· Рождество (много радости).
· новый год (так многоподарков!).
5. Ваша любимая телепередача?
· новости (вы стремитесьбыть в курсе событий).
· музыкальные передачи (вам,несомненно, нравится музыка).
· телесериалы (здесь можнокое-что узнать о жизни).
· спортивные передачи (вы,скорее всего, спортивный человек).
Игровой момент
· Игра «Необычный способприменения»
Участникам предлагается разделиться на небольшие группки (по 3-4человека).
Мини-игра заключается в том, чтобы придумать как можно больше необычныхспособов использования пуговицы. Каждая группа предлагает свой ответ, и так покругу, пока не исчерпаются все варианты. Каждый участник получает фишку«находчивость» за ответ группы, которую может затем вклеить в свою карту.
Диагностический момент
· Игра Гюнтера Хорна
На столе перемешаны карты (См. Приложение 1).Участники игры по очереди берут по одной карте и зачитывают ее вслух. Еслиучастник игры считает, что прочитанное ему подходит, он сохраняет себе этукарту. Если он считает, что содержимое карты больше подходит какому-то другомуучастнику, он передает ему карту и пытается это обосновать. Если этот участниксчитает, что карта ему не подходит, он кладет ее в отдельную стопку — “корзинудля мусора”. Когда все карты распределены, участники зачитывают вслух все своикарты. Если кто-то считает, что ему более важны какие-то другие карты, чем своисобственные, он может попросить обменять их***.
Далее карточки наклеиваются в индивидуальную карту.
Игровой момент
· Игра «Первооткрыватель»
Участникам предлагается разделиться на небольшие группки (по 3-4человека).
Мини-игра заключается в том, что участникам предлагается открыть новуюпланету: за ограниченное время надуть воздушный шарик, — и заселить еёжителями: нарисовать на нем как можно больше смешных рожиц, человечков.
Каждый участник получает фишку «ловкость», которую может затем вклеитьв свою карту. Та команда, у которой окажется больше человечков, получаетдополнительные фишки.
Диагностический момент
· Экспресс-диагностика«Геометрическая типология»
На доске нарисованы геометрические фигуры, необходимо выбрать одну изних: наиболее понравившуюся:круг, квадрат, треугольник, зигзаг. Далее каждый участник получает листок синтерпретацией (См. Приложение 2), который вклеивается в карту.
Игровой момент
· Игра «Крокодил»
Участникам предлагается разделиться на небольшие группки (по 5-6человек).
Мини-игра заключается в том, что от каждой группы выбирается человек,который должен обладать артистическим талантом. Задача добровольца: изобразитьгруппе животное при помощи мимики и жестов. Задача группы – отгадать животное.«Актеры» получают фишки «актерское мастерство», остальные участники –«смекалка».
Диагностический момент
· Игра «Ассоциации»
Всем участникам предлагается подойти к столику выбрать любое качество (См.Приложение 3), написанное на табличке, которое, по их мнению, иххарактеризует. Далее нужно подумать, с чем ассоциируется это качество, на чтооно было бы похоже, если бы имело форму, размер, объем, если бы его можно былобы увидеть, потрогать. Если бы оно реально существовало в нашем мире, то что быэто было?
Качество и ассоциация записываются в карты, далее происходитобсуждение.
Творческий момент
· Упражнение «Я в лучахсолнца»
Участникам предлагается в карте в центре солнца записать слово «Я», а влучах – все, что согревает, приносит ощущение счастья, является для человека родными близким. Это могут быть родители и друзья, интересы и увлечения, хобби,чувства, школьные предметы, занятия по интересам, отдых, музыка и т.д.
· Оформление карт
Каждому предлагается оформить свои карты: наклеить фишки, дорисоватьчто-нибудь, раскрасить свой мир.
Рефлексивный момент
· Упражнение «Мой мир»
Участникам предлагается продемонстрировать всем присутствующим своюкарту.
· Рефлексия «Дерево новогомира»
Предлагается на листочках ответить на вопрос «Что я узнал о себенового?», далее листочки вывешиваются на дерево.
Примечания для ведущего:
* Личные карты готовятся заранее, для экономии времени в нихвписываются основные параметры, по которым проводится диагностика.
**Комментарий к ответам может быть изменен и даваться в свободнойформе.
*** Особенность этой игры заключается в том, что в ней никто отдельноне выигрывает. Напротив, в выигрыше оказываются все благодаря лучшемузнакомству с особенностями личности как себя самого, так и партнеров по игре.
Приложение 1
Когда другие дерутся, я не вмешиваюсь. |
Я думаю, моим родителям иногда стыдно со мной. |
Когда мои родители еще были детьми, им жилось лучше, чем мне. |
Чтобы заработать деньги на карманные расходы, я бы не прочь подработать. |
Прежде чем зайти в комнату родителей, я стучусь. |
Мне легко найти друга или подругу. |
Иногда я чувствую ярость, но не могу ее никак выразить. |
|
|
Иногда мне доставляет удовольствие жульничать во время игры. |
|
|
Если вам дарят домашнее животное, то за ним нужно самому ухаживать. |
Я экономлю деньги на карманные расходы. |
Мне хотелось бы иметь подругу, которая играла бы только со мной. |
Иногда мне бывает трудно смотреть взрослому при разговоре в лицо. |
|
Мне хотелось бы иметь хорошие оценки по поведению. |
Если мне не напоминать о работе по дому, я о ней забываю. |
|
|
У учителя, который следит за порядком в классе, я чувствую себя уверенно. |
Я люблю животных. |
|
|
|
Если мои родители сорятся, я пытаюсь их примирить. |
|
|
Если извиниться за свою вину, то на душе становится легче. |
|
|
|
Мне бы не хотелось, чтобы мой друг дружил еще с кем-нибудь. |
Мне кажется, что я не умею хорошо рисовать. |
Если я плачу, то я боюсь, что надо мной будут смеяться. |
Ради сохранения природы я могу пойти на неудобства. |
Большинство людей в мире живет лучше, |
Если мне кто-то говорит, что ко мне хорошо относится, я смущаюсь. |
Мне бы хотелось каждый день совершать хороший поступок. |
|
Я никогда не выбрасываю хлеб. |
|
|
Когда мои родители еще были детьми, им жилось хуже, чем мне. |
|
|
Мне бы больше хотелось поиграть с родителями, чем смотреть телевизор. |
Если ко мне пристает другой, я не умею хорошо защищаться.
|
|
Я боюсь даже мысли, попасть когда-нибудь в больницу. |
Если я получаю плохую оценку, мне даже не хочется дальше учиться. |
Переходить в другую школу мне кажется ужасным. |
Когда я спешу, я даже могу перейти улицу на красный свет. |
Если папа мне в чем-нибудь отказывает, я пробую получить это от мамы. |
|
Я встаю по утрам самостоятельно, и будить меня не нужно. |
Иногда у меня бывает плохое настроение, а я не знаю почему. |
|
Если другого ребенка хвалят, мне тоже хочется, чтобы меня похвалили. |
Если другой ребенок выбрасывает хлеб, я ему говорю, что так не поступают. |
|
Иногда мне бывает плохо, а я не знаю, с кем об этом можно поговорить. |
Если мне кто-нибудь не нравится, я всё равно веду себя по отношению к нему корректно. |
Я боюсь зубного врача.
|
Если учитель мне не нравится, то я особенно и не стараюсь выполнять его задания. |
|
|
Если меня что-то беспокоит, то я знаю, кому об этом рассказать. |
Иногда меня охватывает такая ярость, что я потом об этом сожалею. |
Я такой ребенок, который очень много смеется. |
|
Если мне бывает страшно, я не хочу, чтобы другие это замечали. |
С чужими вещами я обращаюсь осторожно. |
|
В своей комнате я убираюсь самостоятельно. |
|
К нерусским людям я отношусь так же доброжелательно, как и к русским. |
Для меня важно вести себя так, чтобы моя совесть была чиста. |
|
|
Мне хотелось бы побольше узнать, что мы можем сделать для сохранения природы. |
|
|
Я не люблю передачи, где показывают много убийств и смерть. |
|
Мне хотелось бы что-нибудь поделать вместе с детьми, чем смотреть телевизор. |
Мои высказывания бывают более сдержанными, чем у других. |
Мои родители могут обо мне не беспокоиться. |
Я люблю, когда мама укладывает меня в постель. |
|
|
|
Когда хвалят другого ребенка, я радуюсь вместе с ним. |
Если другие на меня кричат, то я остаюсь спокоен. |
Если другие дети громко кричат, я все равно сохраняю спокойствие. |
Мне бы хотелось еще раз стать маленьким. |
Выполнение домашних заданий я часто стараюсь отложить. |
Иногда мне бывает страшно, что я могу потерять моего папу или маму. |
|
|
Я знаю больше приятных и приветливых людей, чем хмурых и неприветливых..
|
|
Мне уже приходилось что-то брать без разрешения. |
Я люблю смотреть фильмы, где есть убийства. |
|
|
Я говорю в основном больше, чем другие в моем возрасте. |
Мне бы хотелось, чтобы родители помогали мне делать домашние задания. |
Я люблю, когда мне говорят, что я кому-то нравлюсь. |
За то, что мама для меня делает, я часто забываю ее поблагодарить. |
Часто я накладываю на тарелку больше еды, чем я могу потом съесть. |
|
|
Я считаю неправильным кидать на улице мусор. |
|
Мои ноги часто хотят мчаться гораздо быстрее, чем можно. |
|
Когда мама готовит вкусную еду, я ее хвалю. |
Мне кажется, что взрослым хорошо иметь мужа или жену. |
Я могу радоваться успехам моих одноклассников, не завидуя им при этом. |
|
Мне всегда хочется болтать ногами, когда я сижу на стуле. |
Когда, другие говорят, то я не перебиваю, а говорю только тогда, когда они закончат. |
Я думаю, что мои родители иногда мною гордятся. |
Нетрудно подать другому человеку руку, чтобы поздороваться. |
Когда я говорю что-то важное, то я размахиваю руками. |
|
Если вечером я выхожу из комнаты, то я выключаю свет. |
Если вокруг шумно, то я тоже становлюсь возбужденным и шумным. |
Мне больше нравится быть с девочками. |
Прежде чем зайти в комнату моей сестры, я стучусь. |
Выводить из себя учителя доставляет мне |
Представленная информация была полезной? ДА 59.46% НЕТ 40.54% Проголосовало: 1157 |
|
|
|
|
Я часто спешу и суечусь. |
Мне бы хотелось еще больше делать что-нибудь вместе с мамой. |
|
Приложение 2
Квадрат
Организованность, пунктуальность,соблюдение правил, внимательность к деталям, ориентация на факты, аккуратность,осторожность, опора на разум, логику, твердость в решениях, терпеливость,практичность, трудолюбие, узкий круг друзей.
Треугольник
Стремление к власти, честолюбие, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, импульсивность, сила чувств, склонность к риску,нетерпеливость, остроумие, высокая работоспособность, широкий круг общения,узкий круг друзей и близких.
Круг
Высокая потребность в общении, доброжелательность, способность ксопереживанию, спокойствие, хорошая интуиция, ориентация на мнение окружающих,нерешительность, склонность к общественной работе, широкий круг знакомых.
Зигзаг
Жажда изменений, великолепная интуиция, одержимость своими идеями,мечтательность, устремление в будущее, положительная установка ко всему новому,импульсивность, непостоянство настроения, остроумие, непрактичность, стремлениеработать в одиночку, ограниченный круг общения.
Приложение 3
Любовь
Забота
Участие
Удивление
Лень
Смелость
Жизнелюбие
Смех
Оптимизм
Счастье
Оживленность
Радость
Привлека-тельность
Печаль
Испуг
Тревога
Обида
Спокойствие
Удовлетво-ренность
Раздражение
Свобода
Одиночество
Враждебность
Миролюбие
Ярость
Обида
Уверенность
Гордость
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
|
|||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||
|