X-PDF

Современные педагогические образовательные технологии на уроках истории и обществознания

Поделиться статьей

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

«Современныепедагогические образовательные технологии

на уроках истории и обществознания»

 

 

 

 

 Учительпо истории и обществознанию

КармановВладимир Юрьевич

 

 

 

 

 

 

Санкт–Петербург

2023

Введение

 

Целью моей педагогическойдеятельности является обеспечение благоприятных условийдля формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальныхспособностей и возможностей.

Цельюобразовательного процесса считаю: создание условий для развития гражданскихкомпетенций учащихся через организацию внеурочной, исследовательской ипроектной деятельности. Программа развития лицея, а также модернизациясовременного образования, определили задачи в межаттестационный период:

1. Повышениеуровня профессиональной компетентности для соответствия требованиям,предъявляемым к современному учителю:

       изучение и внедрение в практикупреподавания эффективных педагогических технологий;

       использование инновационных достижений вобразовании (электронные учебники, Интернет–ресурсы, информационно–коммуникативныетехнологии).

2. Соответствиеуровня знаний, умений, навыков и способов деятельности обучающихсягосударственным стандартам и запросам современного общества.

3.Формированиегражданских компетенций у учащихся на уроках обществоведческого цикла, через организациюпроектной и исследовательской деятельности.

Важную роль вобучении истории и обществознания играет методическое обеспечение учебногопроцесса.  Кабинет истории оснащён картами, атласами, таблицами, электроннымипособиями по всем разделам истории и обществознания. Я постоянно работаю надпополнением учебно–методического материала. С учётом потребностей обучающихся яразработала: алгоритмы выполнения заданий (памятки, инструкции, логическиесхемы), дифференцированные задания по темам, задания для практической исамостоятельной работы, задания повышенной сложности для дополнительнойподготовки учащихся, материалы для контроля знаний и умений учащихся (срезы, тесты,вопросы к зачёту и др.).  В своей педагогической деятельности использую УМКиздательства: «Просвещение» и «Русское слово». Основанием для выбора данныхучебно–методических комплексов послужило: адаптивность содержания учебногоматериала к требованиям ФГОС ООО, итоговой государственной аттестации, наличиеразнообразных методических пособий для учителя и ученика, диагностирующих материалов,обеспечение преемственности в обучении и соответствие возрастным особенностямобучающихся. На основе УМК и требований ФГОС я разработала рабочие и профильныеучебные программы по истории и обществознанию.

 

Педагогическиеобразовательные технологии на уроках истории и обществознания

 

В основе моей педагогическойдеятельности лежит системно–деятельностный подход. В рамках этого подхода я применяю современные педагогическиетехнологии, ориентированные на примененииактивных форм и методов обучения:    

       личностно–ориентированноеобучение;

       проблемное обучение;

       разноуровневое обучение;

       исследовательский метод;

       блочно–модульное обучение;

       технология проектного обучения;

       технология  игровых методов:ролевых, деловых и других  видов обучающих игр;

       технология сотрудничества(парная, групповая работа);

       информационно–коммуникационныетехнологии;

       здоровьесберегающиетехнологии;

       традиционные технологии и др.

Технология личностно–ориентированногообучения ориентирует учителя на поиск и применение различных приёмов сцелью создания благоприятной развивающей образовательной среды и реализацииФГОС нового поколения. Таким образом, я выстраиваю образовательныйпроцесс с учётом индивидуальных способностей учащихся.  Дети становятсясоавторами урока и равноправными партнёрами, они проектируют цели урока,самостоятельно осваивают учебный материал, решают учебные задачи, оцениваютсебя и своих товарищей. Главным условием применения личностно–ориентированногоподхода является   опора на индивидуальные особенности учеников, учёт спецификиих памяти, мышления, интересов и познавательных потребностей. Стараюсь накаждом уроке создать положительный эмоциональный настрой, выстраиваюиндивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика.           

Применяя технологию проблемного обучения,ввожу в урок проблемные вопросы в виде «незаконченного предложения» или«ситуативной задачи». Например: «Октябрьский переворот или…», «Сталин вождьнародов или…», «Распад или развал СССР…». Например: с целью активизациипознавательного процесса, я применяю методы: «мозговой штурм», метод синквейна,кластер, дебаты, методика «толстых и тонких вопросов». На проблемном уроке   создаётсяобстановка, в которой у обучаемых возникают интеллектуально–психологическиезатруднения, преодоление которого требует поиска новых знаний, новых подходов,поиск путей решения. Поводом к дискуссии могут быть: легенды, притчи иафоризмы, как источники вариантов мнений.

Этопозволяет всех учеников вовлечь в образовательный процесс. Можно использовать факты, идеи, вызывающие«интригу» на уроках истории. При изучении важнейшихэтапов Великой Отечественной войны учащимся предлагается выполнить лабораторнуюработу по историческим источникам, подобранным по методу «противоречивости»:официальные директивные документы, статьи, воспоминания участников войны,литературные произведения. Изучив предложенные источники,  учащимся необходимосформировать собственные оценочные суждения по данному вопросу, разрешитьпоставленные проблемы.

Применениетехнологии системно–деятельностного подхода предполагает фиксацию знанийучащихся на всех этапах обучения. Для того чтобы оценить каждого ученика ясоставляю задания разного уровня сложности: разноуровневые,дифференцированные задания. Осуществляя внутриклассную дифференциацию задания,составляю по 3 уровням: базовый, повышенный, вариативный (творческий). Дляучащихся с высокой мотивацией обучения предмету и имеющих затруднения в усвоенииматериала разрабатываю и применяю адаптивные рабочие программы. На мойвзгляд, работа с сильными учениками должна идти не по пути увеличенияобъема заданий, а за счёт разнообразия типов заданий по уровню сложности.

Впроблемном обучении особое значение уделяется применению исследовательскихметодов обучения, когда учащиеся знакомятся с элементами научных методовдобывания знаний, овладевают умениями самостоятельно добывать новые знания,планировать поиск и открывать новую информацию. В этом случае проблемноезадание содержит недостаточное количество данных для его решения. На урокеорганизуется мини–исследование. Изучение истории на примере конкретных людей,предполагает проведение урока–конференции, где учащиеся представляют учебныеисследования, защищают визитки–портреты своих известных родственников, членовсемьи, земляков – участников исторических событий. Это позволяет создатьситуацию успеха на своих уроках, привлечь ребят к изучению актуальных вопросовисторической науки. Используя возможности школьного краеведческого музея имениН.А. Каландаришвили, применяю технологии музейного урока: описаниеархеологической «находки», презентация экспоната, составление технологическойкарты музейного предмета, оформление тематической экскурсии. В результате урокаформируется выставка, пополняется музей, организуется учебно–исследовательскаядеятельность.

Работаяв старших классах, применяю блочно–модульное обучение. Особое вниманиеуделяю первому уроку темы, где происходит актуализация знаний, даётся общеепредставление об изучаемом событии в контексте различных мнений, выделяютсяпроблемные вопросы, предлагаются виды зачётных работ по теме (сообщение,презентация, творческая работа и др.). Очень важно привлечь учащихся к изучениюданной темы, вывести на диалог, дискуссию. С целью отработки исторических иобществоведческих понятий применяю метод ассоциаций:

         – каким цветом понятие….

         – как оно звучит…

         – на какое природное явление похоже…

Используясозданные образы, учащиеся выделяют значимые характеристики какого–либо события.При изучении основного содержания темы применяю активные формы учебных занятийна развитие монологической речи ученика: лабораторные работы, практикумы,«круглые столы», семинары, конференции, уроки–презентации. Для закрепления иусвоения знаний, предлагаю учащимся выполнить следующие задания: составить историческийпортрет личности, кластер или опорную схему, заполнить сравнительную таблицу, описатьсобытия по плану или логической схеме, составить исторический календарь,написать статью от лица современника или участника событий, эссе, выполнитьзачётную, тестовую работу и др.  С целью систематизации знаний и организацииработы с хронологией я предлагаю следующие виды деятельности учащихся:выполнение заданий на нахождение событий, соотнесение и хронологическуюпоследовательность, составление календаря боевых действий, ведение хронографа,заполнение таблиц. Считаю важным аспектом своей работы – организацию учебнойдеятельности с исторической и контурной картой. Познавательная деятельность полокализации исторических событий в пространстве основана на самостоятельной ипрактической работе учащихся. Для данной работы я применяю задания:

1.Найтиобъекты на карте: города, государства, места сражений.

2.Отметитьна контурной карте: различные объекты, линии обороны, границы государств,направления движения войск и др.

3.Составить карту–схему.

Данныезадания развивают практические навыки и умения учащихся и направлены наотработку заданий, которые вызывают наибольшие затруднения при выполнении ГИАпо истории. На последнем уроке блока, когда наступает рефлексия, часто применяю«Синквейн», высказывания исторических деятелей и известные цитаты, чтобыучащиеся смогли выразить свое отношение к теме урока, выявленной проблеме.

Какв урочной, так и во внеурочной деятельности активно применяю технологию проектногообучения. Данная технология предполагает выполнение практическихзаданий по заданной тематике. Например: на обобщающих уроках историии обществознания можно предложить учащимся создать проект жилищадревнего человека, герба своей семьи, составить проект Конституции, правовогодемократического государства или смонтировать социальный видеоролик т.д. Проектымогут быть как индивидуальные, так и групповые. Во внеурочной деятельности яявляюсь инициатором проекта «Выборы» с целью формирования школьногосамоуправления. Метод проектов позволяет развивать ключевые компетенцииучащихся, навыки публичного выступления. Так же положительным результатомпроектной деятельности является — групповая защита проекта, которая позволяетдаже слабым ученикам проявить себя и почувствовать свою значимость в работе.

Однимиз требований современного урока является применение игровых технологий. Моделированиежизненных ситуаций, использование ролевых, деловых игр на уроках позволяетраскрыть творческие способности ученика.

Дискуссия

Цель:рассмотрение проблемы и точек зрения, представляемых участниками занятия.Алгоритм урока:

•          обоснованиевыбора темы или вопроса

•          уточнениеусловий дискуссии

•          выделениеосновных этапов обсуждения проблемы

•          определениецифровых инструментов для представления результатов работы

•          организацияобсуждения проблемы — дискуссии

Соревнование

Цель:обобщение знаний, проверка навыков и умений, развитие познавательного интересаи активности. Алгоритм урока:

•          подготовительныйэтап, выбор цифровых инструментов для совместной работы

•          игра,презентация, обсуждение результатов

•          подведениеитогов

Деловая игра

Цель:поиск решения проблемы, смоделированной участниками, каждому из которыхотведена определенная роль. Алгоритм урока:

•          погружениев реальную ситуацию

•          построениеимитационной модели

•          созданиеигровой проблемной ситуации, постановка перед командами главной задачи,уточнение их роли в игре

•          вычленениенеобходимого теоретического материала

•          разрешениепроблемы; реализация принятого решения

•          обсуждениеполученных результатов, коррекция

•          анализрезультатов

Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

Ролевая игра

Цель:применение тактики поиска эффективного решения поставленной проблемы, выборстиля поведения. Алгоритм урока:

•          распределениеролей, например: оппонент, логик, эксперт, пессимист, оптимист

•          выборинструментария для работы и презентации результатов

•          решениеситуации согласно выбранной роли

•          презентациярезультатов, обсуждение, подведение итогов

Консультация

Цель:обобщение материала. Алгоритм урока:

•          формулировкавопросов

•          определениецифровых инструментов решения вопросов

•          консультации,помощь, поддержка, решение задач

•          представлениерезультатов

Коллективный тренинг

Цель:формирование культуры ведения научного спора, развитие способностиаргументированно излагать свою точку зрения и отстаивать свою позицию. Алгоритмурока:

•          постановкапрактико–ориентированной задачи

•          выборинструментов для решения задачи

•          имитациядеятельности по сценарию, моделирующему поведение, направленное на решениезадачи

•          представлениерезультатов, защита представленных результатов, обратная связь

Экскурсия

Цель:обогащение знаний, установление кросс–функциональных связей, развитиетворческих способностей. Алгоритм урока:

•          восприятиеособенностей объектов изучения

•          первичноеосознание информации

•          поискцифровых сервисов для решения задачи

•          виртуальнаяэкскурсия

•          итоги,обобщение

Современныецифровые инструменты и сервисы предоставляют новые возможности для реализацииперечисленных выше методов, активного вовлечения в обучение всех учеников.Удачный подбор и эффективное сочетание цифровых инструментов и известныхметодик способствует мобилизации творческих сил учащегося, создает условия дляформирования исследовательских навыков.

Например:коллективная работа по исследованию изучаемого явления заканчивается визуальнымпредставлением полученных результатов в формате инфографики, созданием шкалывремени, написанием историй в специальной программе, созданием анимационныхроликов.

Важная роль в деятельностном подходе отводится технологиисотрудничества. При организации работы по этой технологии использую парнуюи групповую формы работы (работа в малых группах). Главная идея обучения всотрудничестве — учиться вместе и обучать других. Эффективно применение парной работына уроках контроля и коррекции знаний, зачётах, когда применяется методвзаимопроверки. При групповой работе вся команда должна знать, чего достиг всовместной работе каждый её участник.  Учащиеся в группах работают систорическими источниками, документами, законами (Конституция, кодексы) а затемпредставляют результаты совместной работы.

Сцелью воспитания толерантности, умений правильно вести спор, слышать других,четко и грамотно формулировать свои мысли, разработала памятку групповойработы.

 

Используемые электронные средства иинформационные ресурсы

 

       Единая коллекция цифровых образовательныхресурсов (ЦОР) – репозиторий обучающих средств, предназначенных дляпреподавания и изучения различных учебных дисциплин в соответствии сфедеральными государственными образовательными стандартами начального общего,основного общего и среднего (полного) общего образования.

       Федеральный центр информационно–образовательныхресурсов (ФЦИОР) – репозиторий электронно–образовательных модулей для всехуровней и ступеней образования, которые могут быть использованы в учебномпроцессе и для самообразования.

       Российская электронная школа (РЭШ) –репозиторий интерактивных уроков для полного цикла школьного образования,разработанных на основе авторских программ, которые успешно прошли независимуюэкспертизу и полностью соответствуют ФГОС и основной программе общегообразования.

       Московская медиатека образовательныхресурсов – коллекция электронных учебных материалов для дошкольного, среднего идополнительного образования, включая ЭОР, разработанные в рамках федеральныхпрограмм, а также учебные материалы московских организаций, учителей иучащихся, которые предназначены для свободного использования в системероссийского образования.

       Яндекс.Учебник – бесплатный онлайн–сервис,являющийся составной частью комплексного образовательного проекта Яндекс.Школа,который содержит материалы по математике, русскому языку и окружающему миру для1–5 классов.

       Постнаука – образовательный сайт осовременной фундаментальной науке и учёных, созданный с целью популяризациинаучных знаний. На сайте представлены публикации, видео, лекции, курсы, гиды,игры и другие материалы по различным научным дисциплинам.

       Arzamas – просветительский проект,посвященный истории культуры, основой которого являются бесплатныеобразовательные материалы и онлайн–курсы по истории, литературе, искусству,антропологии, философии и культуре.

       Сириус – бесплатные онлайн–курсыобразовательного центра Сириус по различным дисциплинам школьнойпрограммы.

       Билет в будущее – проект для поддержкиранней профессиональной ориентации школьников 6–11 классов, предоставляющийдоступ к бесплатным материалам и видеокурсам, а также онлайн–тестированию.

       GeekBrains – образовательный портал отMail.ru Group, который помогает начать карьеру через бесплатный доступ к курсампо следующим направлениям: программирование, дизайн, управление и маркетинг.

       Цифровой Наноград – образовательнаяплатформа Школьной лиги РОСНАНО для учеников 1–11 класса. Занятияна платформе включают в себя 4 сессии, состоящие из миникурсов, посвященныхестествознанию, высоким технологиям и технопредпринимательству.

       Khan Academy – вебсайт, обеспечивающийоткрытый и бесплатный доступ к микролекциям по математике, истории,здравоохранению и медицине, финансам, физике, химии, биологии, астрономии,экономике, космологии, истории искусства, макро– и микроэкономике, компьютерными др. наукам. Образовательный контент представлен главным образом на английскоми на других языках, включая русский.

       My Education Key – англоязычный портал,обеспечивающий студентам и преподавателям открытый доступ к видеолекциям икурсам по различным дисциплинам уровня университетской или школьной программы.

       GCFLearnFree – образовательный сайт соткрытым доступом к интерактивным урокам по информатике, профессиональнойподготовке, чтению, математике, английскому языку, а также направленных наформирование навыков 21–го века. Сайт доступен на английском, испанском ипортугальском языках, имеются материалы на русском языке.

       Единое окно доступа к образовательнымресурсам (Единое окно) – каталог цифровых образовательных ресурсов, учебно–методическихи научных материалов для общего и профессионального образования, обеспечивающийпереадресацию к вебсайтам, на которых они размещены.

       Учись дома.онлайн – онлайн–площадка дляпедагогов, на которой размещены каталог электронных образовательных  ресурсов икурс по организации дистанционного обучения с помощью бесплатных приложений,курсов и видеолекций.

       Современная цифровая образовательная средав Российской Федерации – платформа, работающая по принципу единого окна,которая предоставляет свободный доступ к онлайн–курсам, разработанным иреализуемым образовательными организациями и на различных платформах онлайн–обучения.

       Open Culture – каталог образовательныхонлайн–курсов, аудиокниг, электронных книг, видеоуроков и образовательныхфильмов, которыми можно воспользоваться непосредственно на сайте или скачать ихс iTunes или из других источников.

       Русскоязычные электронные ресурсы вобразовании – онлайн–портал, ориентированный на оказание методической поддержкипедагогам по вопросам цифрового образования.

       Московская электронная школа – облачнаяплатформа, которая содержит образовательные материалы, инструменты для ихсоздания и редактирования, а также конструктор основной цифровойобразовательной программы. Среди функциональных возможностей платформы –предоставление открытого доступа к библиотеке электронных образовательныхматериалов, содержащей интерактивные сценарии уроков, атомарный контент, тестыи тестовые задания, произведения художественной литературы, электронные учебныепособия и учебники, образовательные приложения.

       TED–ed – платформа, объединяющая в себеоткрытый архив образовательных видеороликов (видеоуроков), и конструктор длясоздания уроков на основе видеороликов. Видеоресурсы каталогизированы с учетомвозраста учащихся и предметных дисциплин. Основной язык – английский,существует возможность сгенерировать субтитры на других языках, в т.ч. русском.

 

Платформы

 

       Я.Учитель – учебно–методические материалыдля организации дистанционного обучения.

       ФИПИ – портал ФГБНУ «Федеральный институтпедагогических измерений», который содержит методические рекомендации длясамостоятельной подготовки к ЕГЭ, в т.ч. открытый банк заданий ОГЭ и ЕГЭ,включая тренировочные сборники для подготовки к ГВЭ обучающихся с ОВЗ.

       Издательский дом «Первое сентября» –интернет–портал, который оказывает поддержку педагогам, предлагая доступ кучебно–методическим материалам, курсам повышения квалификации, вебинарам.

       ЯКласс — онлайн–сервис по различнымпредметам школьной программы, который содержит 1,6 трлн заданий и 1500видеоуроков.

       Элементы большой науки — научно–популярныйонлайн–проект, целью которого является популяризация фундаментальной науки.

       Методическая копилка учителя – онлайн–библиотека,в которой представлены методические и нормативные документы, лабораторно–практическиеработы, учебные пособия, лекции, конспекты, дидактические материалы,презентации, видеоуроки и тесты по всем предметам школьной программы с 1 по 11класс.

       Российский учебник предоставляет доступ кметодическим пособиям, рабочим программам и рекомендациям по работе сучебниками; проводит вебинары, дистанционные курсы и открытые уроки.

       Единыйурок.рф – онлайн–площадка дляпроведения мероприятий и реализации проектов в сфере образования. 

       Оlimpiada.ru – информационный сайт оболимпиадах и других мероприятиях для школьников, который содержит информацию опредстоящих мероприятиях, материалы прошедших олимпиад, в т.ч. задачи и ихрешения.

       EduNeo предлагает материалы для тех, ктозанимается обучением детей и взрослых языкам и литературе, чтению и грамоте,включая коррекционные и специальные методики по развитию речи.

       Антропогенез.ру — коллекция научно–просветительскихматериалов, посвященных эволюции человека.

       Всемирная история — онлайн–библиотека,содержащая энциклопедии, исторические карты и публикации, посвященные различнымпериодам человечества от первобытной эпохи до новейшего времени.

       Школа обществознания — видеокурсы дляподготовки к ЕГЭ и ОГЭ по кодификаторам. Видеоуроки с 6 по 11 классы поучебнику Боголюбова Л.Н.

 

Заключение

 

Проведение уроков с применениемтехнологий системно–деятельностного подхода предполагает развитие у учащихсявнутренних мотивов учебной деятельности, что даёт позитивные личностныеизменения в процессе учения. Данные технологии предполагают также формированиеуниверсальных способов действий и практических навыков. Деятельностный подходпредполагает активное участие школьников в проверке и обсуждении результатовработы.

             

Литература:

1. Асмолов А. Г. Системно–деятельностныйподход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 – №4. –С18–22.

2. Селевко Г.К. Современныеобразовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 2004г.

3. Никишина И.В. Инновационныепедагогические технологии и организация учебно–воспитательного и методическогопроцессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.

4. Курс «Цифровые инструменты и сервисы дляучителя»

4. КолеченкоА.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей.СПб.: КАРО, 2005.

5. Интернет–ресурсы


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.38%
НЕТ
40.62%
Проголосовало: 1167

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет