ГАОУВО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства»
Утвержденарешением
Ученогосовета ДГУНХ,
протокол№ 12 от 30 мая 2022г.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙКОЛЛЕДЖ
РАБОЧАЯПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА(РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА)»
Профессия29.01.17 Оператор вязально-швейного оборудования
Квалификации– вязальщица трикотажных изделий,
полотна;кеттельщик; швея
Махачкала– 2022
Составитель — Омариева ПатиматРустамовна, кандидат филологических наук, преподавательПрофессионального колледжа ДГУНХ.
Внутренний рецензент – АхмедоваСабият Абдулаевна, преподаватель Профессионального колледжа ДГУНХ.
Внешний рецензент – Султанахмедова Камилат Ахмедовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТО и ТНЯО ФНКДГПУ.
Рабочая программа учебногопредмета «Литература (родная литература)» разработана в соответствиис требованиями федерального государственного образовательного стандартасреднего профессионального образования по профессии 29.01.17 Операторвязально-швейного оборудования, утвержденного приказом Министерства образованияи науки Российской Федерации от 2 августа 2013г. №760, в соответствии сприказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня2013г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательнойдеятельности по образовательным программам среднего профессиональногообразования», в соответствии с приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 17 мая 2012 г. №413 «Об утверждении федерального государственногообразовательного стандарта среднего общего образования».
Рабочая программа учебного предмета«Литература (родная литература)» размещена на официальном сайте www.dgunh.ru.
Омариева П.Р. Рабочаяпрограмма учебногопредмета«Литература(родная литература)» для профессии 29.01.17 Операторвязально-швейного оборудования. – Махачкала: ДГУНХ,2022. – 31 с.
Рекомендована к утверждению Учебно-методическимсоветом ДГУНХ 28 мая 2022 г.
Рекомендована кутверждению руководителем образовательной программы СПО– программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 29.01.17Оператор вязально-швейного оборудования, Салаховой И.Н.
Одобренана заседании Педагогического совета Профессионального колледжа 24 мая 2022 г.,протокол № 10.
Содержание
|
||
Раздел 1. |
Перечень планируемых результатов обучения по учебному предмету……………………………………………………….. |
4 |
Раздел 2. |
Место учебного предмета в структуре образовательной программы………………………………………………………….. |
7 |
Раздел 3. |
Объем учебного предмета с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий и форма промежуточной аттестации………………………………………………
|
7 |
Раздел 4. |
Содержание учебного предмета, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий………………………………….. |
10 |
Раздел 5. |
Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения учебного предмета……………….. |
22 |
Раздел 6. |
Перечень ресурсов информационно телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения учебного предмета………………………………………………………………. |
28
|
Раздел 7. |
Перечень лицензионного программного обеспечения, информационных справочных систем и профессиональных баз данных……………………………………………………………….
|
29 |
Раздел 8. |
Описание материально технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по учебному предмету………………………………………………………………… |
29
|
Раздел 9. Представленная информация была полезной? ДА 59.06% НЕТ 40.94% Проголосовало: 1109 |
Образовательные технологии…………………………………….
Лист актуализации рабочей программы учебного предмета …. |
30
31 |
Раздел 1. Перечень планируемых результатов обучения по учебномупредмету
Литературе принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитиичеловека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Литература как феноменкультуры эстетически осваиваетмир, выражая богатствои многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладаетбольшой силой воздействия на читателей, приобщаяих к нравственно эстетическим ценностям нации и человечества. Литератураформирует духовный облик и нравственные ориентиры молодогопоколения.
Основойсодержания учебного предмета «Литература (родная литература)» являются чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотойфонд дагестанской классики.Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Обучающиеся постигаюткатегории добра, справедливости, чести, патриотизма, любвик человеку, семье; понимают, что национальнаясамобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя.Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- итеоретико-литературных знаний, и умений, отвечающих возрастным особенностям обучающегося.
Содержание учебного предмета«Литература (родная литература)» в ДГУНХ в пределах освоения ОП СПО на базеосновного общего образования обусловлено общей нацеленностью образовательногопроцесса на достижение личностных, метапредметных и предметных результатовобучения.
Содержание рабочей программы учебногопредмета «Литература (родная литература)» направлено на достижение следующих целей:
— формирование духовно развитой личности, обладающейгуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, чувствомпатриотизма;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
— поэтапное, последовательное формирование уменийчитать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
— овладение возможными алгоритмами постижения смыслов,заложенных в художественном тексте, создание собственного текста, представлениесвоих оценок и суждений по поводу прочитанного;
— овладение важнейшими общеучебными умениями иуниверсальными учебными действиями (формулировать цель деятельности,планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатыватьнеобходимую информацию из различных источников, включая интернет и др.);
— использование опыта обобщения с произведениямихудожественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевомсамосовершенствовании.
Курс учебного предмета «Литература (родная литература)опирается на следующие виды деятельности по освоению содержанияхудожественных произведений и теоретико-литературных понятий:
— осознанное творческое чтение художественныхпроизведений разных жанров;
— выразительное чтение художественного текста;
— различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный,с элементами комментария, с творческим заданием);
— ответы на вопросы, раскрывающие знание и пониманиетекста произведения;
— заучивание наизусть стихотворных и прозаическихтекстов;
— анализ и интерпретация произведения;
— составление планов и написание отзывов опроизведениях;
— написание сочинений по литературным произведениям ина основе жизненных впечатлений.
Задачи учебного предмета «Литература (роднаялитература)»:
— ознакомить обучающихся с содержанием историко-литературного процессаXV-XXI веков народовДагестана;
— изучить основныеэтапы развития дагестанскойлитературы и выявить закономерности этого развития;
— раскрыть место и своеобразие родной литературы в общем ходе развитияотечественной и мировой литературы;
— исследовать связи между динамикойлитературного процесса и развитием дагестанского общества; добиться усвоения обучающимися на материалетворчества изучаемых писателей и на материале изучаемых произведений конкретных знаний об особенностяхродной литературы;
— выработать навыкиприменения литературоведческого анализапри изучении конкретных произведений на практических занятиях.
— теоретически и практически подготовить обучающихся к более активному и заинтересованному восприятию историко-литературного процесса народов Дагестана.
—
Освоение содержания учебногопредмета «Литература (родная литература)» обеспечивает достижение обучающимисяследующих результатов:
• личностных:
— воспитаниероссийской и дагестанской гражданской идентичности: патриотизма, любви иуважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящеемногонационального народа Дагестана;
— осознание своей этнической принадлежности, знаниеистории, языка, культуры своего народа, своей республики, основ культурногонаследия народов Дагестана;
— усвоение гуманистических, демократических итрадиционных ценностей многонационального дагестанского общества;
— воспитание чувства ответственности и долга передРодиной;
— формирование ответственного отношения к учению,готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основемотивации к обучению и познанию;
— формирование целостного мировоззрения,соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразиесовременного мира;
— формирование осознанного, уважительного идоброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению,культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии,традициям, языкам, ценностям народов Дагестана, России и мира;
— формирование готовности и способности вести диалог сдругими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
— освоение социальных норм, правил поведения, ролей иформ социальной жизни в обществе;
— развитие морального сознания и компетентности врешении моральных проблем на основе личностного выбора, формированиенравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственногоотношения к собственным поступкам;
— формирование основ экологической культуры на основепризнания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного,бережного отношения к окружающей среде;
— формирование коммуникативной компетентности вобщении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессеобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой идругих видов деятельности;
— осознание значения семьи в жизни человека иобщества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливоеотношение к членам своей семьи;
— развитие эстетического сознания через освоениехудожественного наследия народов Дагестана, творческой деятельностиэстетического характера
• метапредметных:
− умение понимать проблему, выдвигатьгипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждениясобственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменныхвысказываниях, формулировать выводы;
− умение самостоятельно организовыватьсобственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
− умение работать с разными источникамиинформации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельнойдеятельности;
− владение навыками познавательной,учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем;способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практическихзадач, применению различных методов познания;
• предметных:
— понимание ключевых проблем изученных произведений;
— понимание связи литературных произведений с эпохойих написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящихнравственных ценностей и их современного звучания;
— умение анализировать литературное произведение:определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературногопроизведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного илинескольких произведений;
— определение в произведении элементов сюжета,композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли враскрытии идейно-художественного содержания произведения;
— владение элементарной литературоведческойтерминологией при анализе литературного произведения;
— приобщение к духовно-нравственным ценностямдагестанской литературы и культуры;
— формулирование собственного отношения к литературнымпроизведениям, их оценки;
— умение интерпретировать изученные произведения;
— понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
— восприятие на слух литературных произведений разныхжанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
— умение пересказывать прозаические произведения илиих отрывки с использованием образных средств языка и цитат из текста, отвечатьна вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устныемонологические высказывания разного типа, вести диалог;
— написание сочинений на темы, связанные с тематикой,проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы;рефераты на литературные темы;
— понимание образной природы литературы как явлениясловесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы;формирование эстетического вкуса;
— понимание слова в его эстетической функции, ролиизобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образовлитературных произведений.
Раздел 2. Место учебногопредметав структуре образовательной программы
В пределах освоения образовательнойпрограммы среднего профессионального образования 29.01.17 Операторвязально-швейного оборудования на базе основного общего образованияучебный предмет «Литература (родная литература)» изучается в рамкахобщеобразовательной подготовки учебного плана образовательной программысреднего профессионального образования на базе основного общего образования.
Изучение данногоучебного предмета опирается на знания, полученные обучающимися в ходе освоенияпрограммы основного общего образования.
Раздел 3. Объем учебного предмета суказанием количества академических часов, выделенных на контактную работуобучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельнуюработу обучающихся и формы промежуточной аттестации
Объем учебного предмета в академическихчасах составляет 256 часов.
Количество академических часов, выделенныхна контактную работу обучающихся с педагогическим работником (по видам учебныхзанятий), составляет 171 час, в том числе:
— лекции –
— практические занятия – 171 ч.
— консультации –
Количество академических часов, выделенныхна самостоятельную работу обучающихся – 85 ч.
Формапромежуточной аттестации:
3 семестр -дифференцированный зачет