Фрагментаналитической справки об уровне профессиональной деятельности учителя начальныхклассов, аттестующегося на первую квалификационную категорию
Технологияисследовательской деятельности
В своей профессиональной деятельности на методическом уровне особое место я отвожу образовательнойтехнологии исследовательской деятельности. Эта образовательная технологиярассматривается мною как организация особого вида интеллектуально-творческой деятельности.Учащиеся «открывают» знания или действия, подлежащие усвоению на основе решениязадач, выдвинутых мною, как учителем начальных классов, или самостоятельносформулированными учащимися. В процессе такой целенаправленной работы постепенноформируется исследовательская компетентность учащихся.
Александр ИльичСавенков дает следующее определение исследовательской деятельности: «Исследовательскуюдеятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческойдеятельности, порождаемой в результате функционирования механизмов поисковойактивности и строящейся на базе исследовательского поведения. Она логическивключает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательскогоповедения и механизмы его осуществления».
Изучая особенностиорганизации учебно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьноговозраста, ученые (Людмила Петровна Виноградова, Александр Ильич Савенков и др.)отмечают, что в своих важнейших процессуальных характеристиках логикаисследовательской деятельности младших школьников в принципе соответствуетлогике научного исследования.
Работая надвыявлением особенностей этой технологии, свои исследования проводила ГалинаИвановна Щукина. Она является известным советским и российским ученым в областипедагогики. Ее исследования раскрывают специфику формирования познавательногоинтереса как важнейшего условия для развития психических процессов младшихшкольников, их личностных качеств.
Я организую учебно-познавательную деятельности учащихся таким образом, чтобы на основеформируемого устойчивого интереса к исследовательской деятельности, проявлялсяактивный поиск, выдвигались гипотезы, проявлялся исследовательский подход,готовность к решению различных исследовательских задач.
Сущностьсистемно-деятельностного подхода в использовании технологии исследовательскойдеятельности состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путей еёрешения учащимися. В ходе своей практической деятельности я убедилась в том,что главное – не увлечение новыми приборами и сложными вычислениями, адоказательность выводов, результативность проведенных исследований.
Данную технологиюя постоянно применяю на основополагающих этапах обучения, в работе собучающимися разных возрастов и при изучении материала различной сложности. Атакже исследовательская работа систематически включается мной в системувнеурочной деятельности учащихся.
Средстваисследовательской деятельности младших школьников могут быть внутренними(познавательные способности и приобретенные знания и умения исследовательскойдеятельности) и внешними (источники информации, инструменты). Именно этисредства применяются учащимися на уроках в моей практической деятельности.
Формированиеисследовательских умений осуществляется мною при проведении исследовательскойработы на основе следующих двух этапов:
а) теоретическийэтап;
б) практическийэтап.
На первом этапеосновная деятельность принадлежит мне, как учителю начальных классов. Наоснове взаимодействия с учащимися отмечаю, что второй этап является следствиемпервого. Только на этом этапе учащиеся самостоятельно проводят исследования,формируют и закрепляют данные умения. Чем быстрее эти умения будутсформированы, тем эффективнее будут проходить уроки.
Как показываетпрактика использования мною данной образовательной технологии, развитиетворческой активности учащегося в значительной степени зависит отсамостоятельности его поисково-исследовательской деятельности. Знания,приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащениятворческого опыта учащегося, основой для получения новых знаний, освоенияприемов непрерывного самообразования, что очень важно на дальнейших этапахобучения и при выборе будущей профессии.
Включение младшихшкольников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляется мною черезсоздание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задачи заданий и признание ценности совместного формирования опытаисследовательской деятельности.
На данном этапемной используются следующие методы и приемы работы в урочной деятельности:
-учебнаядискуссия,
-наблюдения поплану,
-рассказы учащихсяи учителя с выделением исследовательских заданий,
-упражнения наразвитие способов мыслительной деятельности, мини-исследования.
Методы,используемые во внеурочной деятельности:
-экскурсии,
-индивидуальноесоставление моделей и схем,
-мини-исследования, мини-доклады, ролевые игры, эксперименты.
Включение младшихшкольников в учебно-исследовательскую деятельность осуществляю на основесоблюдения принципа гибкости и дифференцированности, что весьма важно для формирования и проявления индивидуального исследовательского опыта каждогоучащегося.
У учащихся с ОВЗ идетей-инвалидов изначально заложено естественное ограничение на организациюисследовательской деятельности, но я начинаю вовлекать их в данную деятельностьс учётом потенциальных возможностей, связанных с определёнными потребностями вобучении и внеучебной деятельности. Мой начальный опыт профессиональнойдеятельности позволяет отметить, что использование исследовательскойдеятельности в работе с обучающими с ОВЗ и детьми-инвалидами будетспособствовать развитию всех сторон их психики, а также более успешной социализации.
В ходе своей профессиональнойдеятельности я начинаю исследовательскую работу с учащимися уже с первогокласса. Например, уроки окружающего мира провожу в виде экскурсий вшкольном дворе и парке. В ходе экскурсий у учащихся начинает развиваться проявлятьсяустойчивый интерес к природе, наблюдениям. Они учатся сравнивать факты, явленияи делать выводы на основе своих первичных исследовательских действий. Первыеэкскурсии так и назывались: «Что растет на клумбе?», «Что у нас над головой ипод ногами?», «Что общего у разных растений?». Часть учебного материала вовремя экскурсий изучалась по опережающему принципу и в дальнейшемиспользовалась на уроках окружающего мира. Знания давались мною не в готовомвиде, а добывались самостоятельными интеллектуальными усилиями учащихся, азатем дополнительно уточнялись и закреплялись на уроках.
Таким образом, на основе постоянного использования мною технологии исследовательской деятельности значительноповышается самостоятельность учащихся, уровень их взаимопомощи ивзаимопроверки. Это реализуется за счёт того, что исследовательскаядеятельность:
1.Способствует более глубокому и прочномуусвоению знаний по учебным предметам.
2.Вырабатывает умения и навыкисамостоятельной работы учащихся.
3.Формирует умения применять теоретическиезнания в решении конкретных практических задач.
4.Развивает личностные качества младшегошкольника.
5.Влияет на выбор будущей профессии учащегося.
Таким образом, вышеуказанныеметоды образовательной технологии исследовательской деятельности частичноапробированы мною, как начинающим учителем начальных классов, поэтому вближайшее время я планирую работать на основе самообразовательной деятельностинад более углубленным изучением и внедрением в образовательный процессэффективных способов активизации исследовательской деятельности учащихсямладшего школьного возраста.
Источники:
1. Г.И. Вергелес, А. А. Денисова «Технологии обучения младших школьников». 2019 г.и.«Питер». 256 с.
2. А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников». Издательство«Учебная литература», 2020. 80с.
![Анастасия](/wp-content/uploads/2023/11/expert.webp)