X-PDF

Рабочая программа для 4 класса Музыка

Поделиться статьей

                 

 

Рабочая программа

учебного предмета

«Музыка»

4 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Рабочая программа  учебного предмета «Музыка» соответствует  Федеральному государственному образовательномустандарту начального общего образования, утвержденному приказомМинобрнауки России от 06.10.2009 № 373. Программаразработана на основе  авторской программы  по музыке —  «Музыка. Начальнаяшкола», авторов:   Е.Д.Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагина, М.,Просвещение, 2014.   Рабочая программа обеспечена учебниками, учебнымипособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендованныхМинобрнауки России к использованию в образовательном процессев общеобразовательных учреждениях:
«Музыка» Е.Д.Критская , М.: «Просвещение», 2017.

Программа учебного предмета „Музыка“рассчитана на обучение с 1-го по 4-й класс по 1 часув неделю: 4-й класс – 34 часа в год; 
Количество контрольных работ: —
Количество итогового тестирования – 1.

                 Цель массового музыкального образования и воспитания – формированиемузыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников – наиболееполно отражает интересы современного общества в развитии духовного потенциалаподрастающего поколения.

Задачи:

  • формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к  Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
  • развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

обогащение знаний о музыкальном искусстве;овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности(пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах,музыкально-пластических движений и импровизация.

                         

Раздел 1.  Планируемыерезультаты освоения учебного предмета.

Врезультате изучения музыки учащийся начальной школы научится:

ð      воспринимать музыку различных жанров, размышлять омузыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека;

ð      ориентироваться в музыкально-поэтическомтворчестве, в многообразии фольклора России;

ð      соотносить выразительные и изобразительныеинтонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;

ð      общаться и взаимодействовать в процессеколлективного воплощения различных художественных образов;

ð      исполнять музыкальные произведения разных форм ижанров;

ð      определять виды музыки, сопоставлять музыкальныеобразы в звучании различных музыкальных инструментов;

           оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и         профессионального музыкального творчества разных стран мира

 

 

 

Музыка в жизни человека

Обучающийся научится:

-восприниматьи понимать музыку разного эмоционально-образного содержания, разных жанров,включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;

-различатьрусскую музыку и музыку других народов; сопоставлять произведенияпрофессиональной и народной музыки;

-пониматьнравственный смысл сказочных образов в опере и балете, героических образов врусских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере и кантате;

-эмоциональновыражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-ориентироватьсяв жанрах и основных особенностях музыкального фольклора;

-пониматьвозможности музыки, передавать чувства и мысли человека;

-передаватьв музыкально -художественной деятельности художественно-образное содержание иосновные особенности сочинений разных композиторов и народного творчества.

Обучающийся  получит возможность научиться:

-соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями иосуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план песнии т.д.

-осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимойинформации, в т. ч. ИКТ;

-владеть первоначальными навыками самоорганизации и самооценкикультурного досуга.

Основные закономерности музыкального искусства

слушать музыкальное произведение, выделять внем выразительные и изобразительные интонации, различать произведения разныхжанров;

наблюдать за развитием музыкальных образов,тем, интонаций, воспринимать различие в формах построения музыки;

участвовать в коллективном воплощениимузыкальных образов, выражая свое мнение в общении со сверстниками;

узнавать черты музыкальной речи отдельныхкомпозиторов; применять полученные знания в исполнительской деятельности;

узнавать народные мелодии в творчествекомпозиторов; звучание музыкальных инструментов и певческих голосов.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять творческую инициативу в реализации собственных замыслов впроцессе пения, игры на детских элементарных музыкальных инструментах подмузыку;

-импровизировать мелодии на отдельные фразы  и законченные фрагментыстихотворного текста в характере песни, танца и марша;

-пользоваться записью, принятой в относительной и абсолютнойсольминизации;

-находить  в музыкальном тексте особенности формы, изложения;

различатьзвучание музыкальных инструментов(включая тембр арфы, виолончели, челесты).

Обучающийся получит возможность овладеть:

-представлениями о композиторском (М.И. Глинка,  П.И. Чайковский,  А.П.Бородин. Н.А. Римский-Корсаков, Ф. -Й Гайдн, И. -С. Бах , В.-А Моцарт, Э.Григ,Г.В. Свиридов, С.С. Прокофьев, Р.К. Щедрин и др. ) исполнительском творчестве;

-музыкальными  понятиям: мажорная и минорная гаммы, фермата, паузыразличных длительностей, диез, бемоль, ария, канон и др.

Музыкальная картина мира

Обучающийся научится:

-выразительноисполнять попевки и песни с соблюдением основных правил пения в т. ч. сдирижированием (24,  34, 44. 38, 68)

-петьтемы из отдельных прослушиваемых музыкальных произведений; исполнять песни водноголосном и двухголосном изложении;

-различатьмелодию и аккомпанемент, передавать различный ритмический рисунок в исполнениидоступных произведений;

-сопоставлятьмузыкальные образы в звучании разных музыкальных инструментов;

-различатьязык музыки разных стран мира.

Обучающийся получит возможность научиться:

-сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;

-узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;

-приводить примеры известных музыкальных жанров, форм;

-собирать музыкальные коллекции, принимать участие в проведениикультурных мероприятий в классе, представлять результаты проектнойдеятельности.

 

 

Раздел 2. Содержание учебного предмета

 

Основноесодержание курса представлено следующими содержательными линиями:

«Музыка в жизничеловека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальнаякартина мира».

Музыка в жизничеловека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыкикак естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни,природы, настроений, чувств и характера человека.

Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразиимузыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.

Отечественныенародные музыкальные традиции. Народное творчество России.

Основные закономерностимузыкального искусства. Интонационно-образная природамузыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.

Интонациимузыкальные и речевые. Сходство и различие.

Музыкальнаякартина мира. Различные виды музыки. Певческие голоса:детские, женские, мужские. Музыкальные инструменты. Народное и профессиональноемузыкальное творчество разных стран мира.

           

 

Темараздела: «Россия – Родина моя» (5 ч.)

Урок 1. Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»,«Чтоне выразишь словами, звуком на душу навей».

Основныесредства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народноймузыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения дослушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения вискусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и ихисполнительские возможности.

Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественныхкомпозиторов о Родине (С.Рахманинов «Концерт №3», В.Локтев «Песня о России»). Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражениемыслей. («Ты, река ль, моя реченька», русская народная песня) и музыки русскихкомпозиторов (С.Рахманинова, М.Мусоргского, П.Чайковского). Знакомство с жанромвокализ (С.В.Рахманинов «Вокализ»).

Урок 2 . «Чего не выразишь словами?»Как сложили песню.

Музыкальныйфольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью(навык пения способом «пения на распев»).

Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклорРоссии: песни. Рассказ М.Горького «Как сложили песню». Выразительность иизобразительность в музыке. Сравнение музыкальных произведений разных жанров скартиной К.Петрова-Водкина  «Полдень». Размышления учащихся над поэтическимистроками: «Вся Россия просится в песню» и «Жизнь дает для песни образы извуки…». 

Урок 3. «Ты откуда русская, зародилась,музыка?

Способностьмузыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, егоотношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи.Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.

 Многообразие  жанров  народных песен.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

 

«О России петь – что стремиться в храм» — 4ч.

Урок 4. .Святые земли Русской. Илья Муромец.

Святые земли Русской. Народная ипрофессиональная музыка. Духовная музыка в творчестве композиторов. Стихира.(«Богатырскиеворота»М.П.Мусоргский, «Богатырская симфония» А.Бородин).

Урок 5.  Кирилл и Мефодий.

Народныемузыкальные традиции Отечества.

Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах.Гимн, величание. Святые земли Русской.

Урок 6. Праздников праздник, торжествоиз торжеств. 

Музыкав народных обрядах и обычаях. Музыкальный фольклор как особая формасамовыражения.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклорРоссии. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчествекомпозиторов. («Богородице Дево, радуйся!»  С.В. Рахманинов). Церковныепеснопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков –молитва).

Урок 7. Региональные музыкально-поэтическиетрадиции. Светлый праздник.

Музыкав народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.

Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальныетрадиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита длядвух фортепиано «Светлый праздник»

 

                      «День, полный событий» — 5ч.

Урок 8.«Приют спокойствия, трудов ивдохновенья…»

 Музыкальнаяинтонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образномстрое.

 Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций иотражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, вмузыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительномискусстве (В.Попков «Осенние дожди»).

Урок 9. Зимнее утро, зимнийвечер.

Выразительностьи изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевойинтонациях, их эмоционально-образном строе.

Музыкально-поэтические образы. Музыкальноепрочтение стихотворения (стихи А.Пушкина, пьеса «Зимнее утро» из «Детскогоальбома» П.Чайковского, русская народная песня «Зимняя дорога», хор В.Шебалина«Зимняя дорога»).

Урок 10. «Что за прелесть этисказки!!!». Три чуда.

Песенность,танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенностизвучания различных видов оркестров:  симфонического. Тембровая окраскамузыкальных инструментов.

 Музыкально-поэтическиеобразы в сказке А.С.Пушкина и в опере  Н.А.Римского –Корсакова «Сказка о цареСалтане».

Урок 11-13.  Ярмарочное гулянье.  Святогорский монастырь. «Приют, сияньем музодетый…».

Композиторкак создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка внародных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества.

Народная и профессиональная музыка. Музыка в народном стиле ( Хор изоперы «Евгений Онегин» П.Чайковского —  «Девицы, красавицы», «Уж как по мосту,мосточку»;  «Детский альбом» П.Чайковского — «Камаринская», «Мужик на гармоникеиграет»;  Вступление к опере «Борис Годунов» М.Мусоргского.

 

 

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» — 3ч.

Урок 14. Композитор – имя ему народ. Музыкальныеинструменты России.

 Основные отличия народной и профессиональноймузыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа,и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных вРоссии музыкальных инструментов и их выразительные возможности.

Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчестворазных стран мира.  Музыкальные инструменты России, история их возникновения ибытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народномстиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновениякомпозиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерныхнациональных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой.

Урок 15. Оркестр русских народныхинструментов. 

Особенностизвучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальнойжизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность егомузыкальной культуре.

Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов.

Урок 16.  «Народные праздники. Троица»

Музыкальныйфольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края.

Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народноемузыкальное творчество разных стран мира. Проверочная работа.

 

«В концертном зале» — 6ч.

Урок 17 -18. Музыкальные  инструменты.Вариации на тему рококо.

Музыкальныеинструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражениехудожественно-образного содержания произведений. Вариации.

 Накоплениемузыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки такихкомпозиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на темурококо» для виолончели с оркестром).

Урок 19. Старый замок.

Различныевиды музыки:  инструментальная.

 Фортепианнаясюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).

Урок 20. Не смолкнет сердце чуткое Шопена…Танцы, танцы, танцы…

Знакомствос творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные видымузыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенноевыражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные,двух-и трехчастные, куплетные.

Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс№10», «Мазурка»).

Урок 21. Патетическая соната. Годы странствий.

Знакомствос творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построениямузыки как обобщенное выражение художественно-образного содержанияпроизведений. Различные виды музыки:  инструментальная.

Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).

Урок 22. Годы странствий. М.И.Глинка.

Особенностизвучания различных видов оркестров:  симфонического. Различные виды музыки:оркестровая.

 Накоплениеи обобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнениеразученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование наэлементарных музыкальных инструментах.

 «В музыкальном театре» — 7ч.

Урок 23.  Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки.

Песенность,танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы.

Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческихчувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере.Контраст.  Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера«Иван Сусанин» М.Глинка — интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия).

Основныесредства музыкальной выразительности.

Музыкальнаяинтонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.

Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций иотражений мыслей.

Урок 24. «За Русь мы все стеной стоим». Сцена «Иван Сусанин с полякамив лесу»

Урок 25. «Сцена в лесу»

Урок 26 Песня Марфы.. Опера  «Хованщина»М.П.Мусоргского.

Народнаяи профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.

Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенноепредставление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария.Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке»,«Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского).

 Учащиесязнакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление«Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского,разучивают песню Марфы «Исходила младешенька»,

Урок 27. Русский Восток. Сезам, откройся!Восточные мотивы.

Народнаяи профессиональная музыка.

Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка,М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.

Урок 28. Театр музыкальной комедии.

Песенность,танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл.

Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки.

Урок 29. Балет «Петрушка»

Песенность,танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета.

Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональнаямузыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.

 

 

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» — 5ч.

Урок 30. Прелюдия. Исповедь души.Революционный этюд.

Интонациякак внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей.Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов,«Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа.

Урок 31. Мастерство исполнителя. Музыкальныеинструменты (гитара).

Рольисполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальноеисполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окрасканаиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительныевозможности.

Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор –исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня.Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната»Л.Бетховен,  «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожеланиедрузьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).

Урок 32. Музыкальный сказочник.

Выразительностьи изобразительность музыкальной интонации. Различные виды музыки: вокальная,инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.

Выразительность и изобразительность в музыке. Опера. Сюита. Музыкальныеобразы в произведениях Н.Римского-Корсакова (Оперы «Садко», «Сказка о цареСалтане», сюита «Шахеразада»).

Урок 33. Рассвет на Москве-реке. Обобщающийурок.

Выразительностьи изобразительность в музыке.

Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Музыкальныеобразы в произведении М.П.Мусоргского.  («Рассвет на Москве-реке» — вступлениек опере «Хованщина»). Обобщение музыкальных впечатлений четвероклассников за 4четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение  выученных иполюбившихся  песен  всего учебного  года.

Урок 34.Итоговоетестирование.

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.76%
НЕТ
41.24%
Проголосовало: 965

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет