СЦЕНАРИЙ
концертногомероприятия
МБУ ДОДетской школы искусств N6
«Добрымсветом озаряла музыка Сезара»,
посвящённое200-летию со дня рождения Сезара Франка
Тема концерта: «Добрымсветом озаряла музыка Сезара»
Тип концерта: школьныйклассный час
Форма концерта: открытая
Цель концерта:
· ознакомлениес биографией Сезара Франка
· знакомство с творчеством Сезара Франка
· публичноевыступление учащихся в концертном зале школы
Задачи концерта:
Обучающие:
· получениеопыта публичного выступления
· освоениеучащимися репертуара из творческого наследия Сезара Франка
Развивающие:
· познакомитьучащихся и их родителей с творчеством Сезара Франка
· развитьнавык слушания концерта
Воспитательные:
· воспитатьвкус к всемирному музыкальному наследию
· возбудитьинтерес к музыкальному обучению
· привитьстремление к освоению игровых навыков
· воспитатьвкус к музыкально-исполнительской сценической деятельности
Методы, используемые на концерте:
· словесные:исторические справки, цитаты из воспоминаний великих современников;
· наглядные:показ слайдов;
· практические:выступления учащихся, прослушивание аудиозаписей
Оборудование:сцена концертного зала, рояль, ноутбук, проектор,динамики
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО:
«…Нет имени чище, чем имя этой великой простосердечной души. Почти все, ктоприближались к Франку, испытали на себе его неотразимое обаяние…» — РоменРоллан.
СезарФранк (Пьеса №3 из цикла «Четыре пьесы»)
Сезар Огю́ст Жан Гийо́м Юбе́р Франк — необычная фигура во французскоммузыкальном искусстве, незаурядная, своеобразная личность, появился на свет внемецко-бельгийской семье в 1822 году, 10 декабря в Льеже. Отец будущегокомпозитора принадлежал к старинному роду придворных фламандских живописцев.Возможно, поэтому он рано заметил исключительный талант сына. В восьмилетнемвозрасте Сезар поступает в консерваторию города Льежа, которую по классуфортепиано и классу сольфеджио оканчивает с отличием всего за четыре года.Отец, пораженный фантастическими достижениями сына, устроил в 1835 году для негонесколько концертов в Ахене, родном городе матери Сезара, Льеже и Брюсселе.
ВЫСТУПЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ:
(Пьеса№2 из цикла «Четыре пьесы»)
К концу 1835 года семья перебирается в столицу Франции. Здесь молодогомузыканта, не имевшего французского гражданства, в обход всем принятымправилам, принимают в консерваторию в1837 году. Начиная с 1838 года Сезар Франккаждый год на выпускных испытаниях по классам органа, фортепиано, а такжеконтрапункта получал премию.
(Пьеса№1 из цикла «Четыре пьесы»)
Сезару, как одному из самых способных учеников было предложено соревнование вконкурсе на получение Римской премии. Римская премия — это награда длякомпозиторов, позволяющая победителю провести год обучения на вилле Медичи вРиме. Она также давало ему право на пятилетнюю пенсию. Но музыкант отказываетсяи по принуждению отца возвращается в Бельгию, где долгое время концертирует какорганист-виртуоз, реже как пианист.
(Пьеса№1 из цикла «Три лёгкие пьесы»)
Своеобразным рубежом для композитора оказался значимый и для Франции год –1848. Франк женится. Его возлюбленная Фелисите де Муссо — дочь ведущих актеровТеатра французской комедии. А день бракосочетания совпадает с началом революции– 22 февраля. Молодоженам даже «повезло» — пришлось перебираться свадебнымкортежем через повстанческие баррикады.
Фортепианноетрио (фрагмент аудиозаписи в исполнении С. Рихтера, О. Кагана, Н. Гутман) –первое официальное сочинение, опус №1
В этот период Сезар отказывается от концертной деятельности, решая всерьеззаняться сочинительством. Чтобы содержать семью, Сезару приходится даватьбесконечные частные уроки. Во многих газетах можно было прочесть его объявлениео предложении дать урок теоретической и практической гармонии, а такжефортепиано, контрапункта и фуги. Эта изнуряющая, истощающая ежедневная работапреследовала его до конца жизни в буквальном смысле слова. Направляясь кочередному ученику, композитор, обходя омнибус, получил удар, от котороговпоследствии и умер.
Однаколюбые жизненные невзгоды не поколебали здоровой силы духа, наивного оптимизма,доброжелательности композитора, вызывавших симпатии современников и потомков.Он находил, что ходьба на уроки полезна для здоровья и умел получатьудовольствие даже от посредственного исполнения своих произведений, нередкопринимая равнодушие публики за радушный прием. Видимо, в этом сказалось инациональное своеобразие его фламандского темперамента.
Ответствен,точен, спокойно суров, благороден был Франк в своей работе. Подвижническиоднообразен был образ жизни композитора — подъем в 4 ч. 30 мин., 2 часа работыдля себя, как он называл сочинение, в 7 утра он уже отправлялся на уроки,возвращаясь домой лишь к ужину, и, если к нему не приходили в этот день его ученики,у него оставалась еще пара часов на доработку своих произведений. Это безпреувеличения можно назвать подвигом самоотверженной работы не ради денег илиуспеха, но ради верности себе, делу своей жизни, своему призванию, высшемумастерству.
(Медленныйтанец)
Спустя пару лет Франк снова отправляется в Париж. В 1853 году Сезар приняторганистом в церковь Сен-Жан-Сен-Франсуа дю Маре. Начинается периодсовершенствования. Композитор сутками напролет повышает исполнительскоемастерство, а именно технику органной импровизации и педалей. В началепоследнего месяца 1859 года его усилия были вознаграждены: церковь СвятойКлотильды доверила ему сыграть на новом, лишь только законченном органе работыпрославленного Аристида Кавайе-Колля. За этим инструментом Сезар Франкпроработал до конца своих дней.
В1871 году Франку предложили принять руководство классом органа. Единственнымусловием было французское гражданство, которое Сезар наконец и принял. И всередине зимы 1872 года Франк стал официальным руководителем класса –профессором органа. В этом классе с удовольствием обучались не только ученики,зачисленные в учебное заведение, но и вольные слушатели, которые принималиновые взгляды на обучение, основанные на принципах творчества И.-С. Баха иЛ.-В. Бетховена.
В 1885 году знаменитый композитор и органист получил награду, — орден Почетноголегиона, высшую государственную награду Франции; а ещё через год был назначенпрезидентом Национального музыкального общества. Мировое же признание пришлотолько после смерти композитора.
Франком создано 3 оперы, 4 оратории, 5 симфонических поэм (в т. ч. Поэма дляфортепиано с оркестром), часто исполняемые Симфонические вариации дляфортепиано с оркестром, великолепная Симфония, камерно-инструментальныепроизведения (Трио, Квартеты и Квинтеты), любимая исполнителями и слушателямиСоната для скрипки и фортепиано, романсы, около 130 пьес для органа… ифортепианные произведения, из которых особое признание публики заслужиликрупные одночастные композиции — «Прелюдия, ария и финал» и «Прелюдия, хорал ифуга».
(Andantino,фрагмент из «Органная прелюдия и фуга с вариацией»)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕСЛОВО:
«…Этому неземному Франку, этому святому от музыки удалось пронести черезжизнь, полную лишений и всеми презираемого труда, немеркнущую ясностьтерпеливой души, и отсюда — та смиренная улыбка, что осеняла светом добра еготворчество» — Ромен Роллан… Сезар Франк.