X-PDF

Урок русского языка 10 класс Лексикология и фразеология. Лексические нормы

Поделиться статьей

Тема. Лексикология ифразеология. Лексические нормы

Целиурока: формировать знания олексических нормах современного русского литературного языка и видахлексических ошибок; совершенствовать умение соблюдать лексические нормы в своейречи, замечать ошибки в речи окружающих, исправлять их; обобщить знания,полученные при изучении раздела «Лексика и фразеология», воспитание интереса,уважения и любви к русскому языку; формировать навыки общения и работы вгруппе, умение отстаивать своё мнение.

Планируемые результаты:

Личностные: понимание русского языка как одной из основныхнационально-культурных ценностей  русского народа; уважительное отношение кродному языку, гордость за него.

Метапредметные:

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулированиепознавательной цели; структурирование знаний; построение логической цепочкирассуждений.

Коммуникативные УУД: формирование  умения слушать и пониматьдругих; оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре.

Регулятивные УУД: формирование  умения высказывать своепредположение на основе работы с материалом учебника; формирование  уменияосуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Предметные: обогащение активного и потенциального словарногозапаса; расширение и систематизация научных знаний о языке, формированиеответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, карточки, таблицы

                                                               Ход урока

I.                  Организационный момент.  

II.               Постановка цели и задач урока

III.            Актуализация опорныхзнаний.                                                        

1.Терминологический диктант.

1. Все слова языка. (Лексика)

2. Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология)

3. Перенос названия с одного предмета на другой на основесходства. (Метафора)

4. Слова, близкие по значению, по-разному называют то же понятие.(Синонимы)

5. Слово, которое вышло из употребления. (Устаревшее)

6. Слова или обороты, присущие речи людей определённой профессии.(Профессионализмы)

7. Образное выражение или оборот, который метко характеризуетчеловека, его поступки, явления жизни, без поучительного содержания.(Пословица)

8. Оригинальная законченная мысль, изречённая и записанная влаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократновоспроизводимая другими людьми. (Афоризм)

9. Раздел лингвистики, изучающий происхождение слов. (Этимология)

10. Слово, которое имеет одно лексическое значение. (Однозначное)

                                                    

IV.            Первичное усвоение новыхзнаний    

1.Изучение теоретического материала учебника   § 11

2.Подберите синонимы к поданным словам. Кто быстрее и большеподберёт синонимов?

Украшать (отделывать, изукрашивать, красить, декорировать,драпировать, приукрашивать, уснащать, разукрашивать, наводить красоту, орнаментировать,инкрустировать, расшивать, пересыпать, приукрашать, задрапировывать,расцвечивать, скрашивать, прикрашивать, убирать, наряжать, прихорашивать,расписывать, сглаживать, гарнировать, придавать красоту)

 

Хороший (безукоризненный, безупречный, благодушный, благой,благонравный, благообразный, благоприятный, благоустроенный, блестящий,близкий, большой, будь здоров, будь-будь, важнецкий, важный, восхитительный,высокий, высокого качества, высококачественный, высокопробный, высшей (марки,пробы), выше всяких похвал, годный (в дело), готов(ый), грамотный, гуманный, данекуда, дай боже, дельный, добродетельный, добродушный, доброкачественный,добросердечный, добросовестный, добрососедский, добротный, добрый, достаточный,достойный, душевный, жалостливый, забойный, завидный, законный, замечательный,знатный, значительный, идеальный, изрядный, изумительный, как на подбор,капитальный, качественный, классный, клевый, козырной, комплиментарный,коронный, красивый, ладный, лестный, ломовой, лучше (не надо, нет).

 

Думать (беспокоиться, быть (на уме, того же мнения, не далеким откакой мысли, мыслями где), варить, вдумываться, вздумалось, вникать,вознамериваться, воображать, ворочать мозгами, вострить лыжи, вошло в (голову,ум, мысль), выдумывать, вызывать, голову трудить, грешить, делать планы,(держаться, придерживаться, быть) такого-то мнения, допускать, думается,заботиться, (забрать, взять) себе в (голову), задаваться мыслью, задаватьсяцелью, задумать, задумывать(ся), замышлять, злоумышлять, знать, иметь (намерение,подозрения), кажется, крутить шариками, (ку)мекать, ладить(ся), лелеять мысль,ломать (себе) голову, мерекать, метить, мечтать, мнить, мозговать, мозжить, начей (взгляд, глаз), (наводить, напасть) на (мысль, размышления), надумывать,намереваться, намыливаться, напрягать (извилину, мозжечок, серую массу,череп(ок)), настропаляться, находить, не (выкинуть, выбросить, выбить) что изголовы, непщевать, носиться с мыслью, обдумывать, обмозговывать, передумывать,печалиться)

 

Перейти (перешагивать, переваливать, передаваться, перепадать,выливаться, сообщаться, перемещаться, превышать, перепрыгивать, перекочевывать,переводиться, доставаться, заражать, пересекать, переходить в руки,переключаться, переметываться, перебираться, превращаться, откочевывать,проходить, переступать, обращаться, перевоплощаться, отходить, преступать,перекидываться, оставаться, переходить во владение, перерастать, перебегать,приступать, претворяться, перебрасываться, перескакивать)

 

Почтенный (почитать; уважаемый, многоуважаемый, глубокоуважаемый,почтеннейший, достопочтенный, достоуважаемый, досточтимый; большой,пользующийся уважением, от всех почтен и уважен, в почете, огромный, маститый,значительный, уваженный, крупный, респектабельный, достойный, именитый,признанный, честной)

 

 

V.               Первичная проверка понимания

 Загадки-шутки (объяснитьзначение омонимов)

Какойгород парит над головами? — Орёл.

Скакого крана не наберёшь воды? — С подъёмного.

Какуюреку можно срезать ножом? — Прут.

Вкаких лесах не водится дичь? — В строительных.

Какойвид литературного произведения обозначается мужским именем? — Роман.

Какоегосударство летом можно носить на голове? — Панама.

Вкакую бочку не налить воды? — «Бочка» — фигура высшего пилотажа.

Какимпатроном не зарядишь ружье? — Патроном, в который вставляется электрическаялампочка.

Вкакой клетке не держат птиц и зверей? — В грудной.

Какимпоясом нельзя подпоясаться? — Земным.

 

Физкультминутка

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.06%
НЕТ
40.94%
Проголосовало: 1109

VI.            Первичное закрепление

                             

1.  Подобрать фразеологизмы ксловосочетаниям.

Разоблачить на месте преступления -поймать с поличным.

Так, что не к чему придраться — и комарноса не подточит.

Абсолютно тихо — мёртвая тишина.

Поссориться — разбить горшки.

Уязвимое место — ахиллесова пята.

Искренне — с открытым сердцем.

Капризничать, издеваться над кем-нибудь -варить воду.

Не осталось никаких следов — и концы вводу.

Следить с напряжённым вниманием — смотретьв оба.

О ком-либо, кто имеет усталый вид — как скреста снятый.

Давно исчез — и след простыл.

Медленно, без желания — как море горит.

Следом, не отставая — идти по пятам.

Объявить что-то давно известно — Америкуоткрыть.

Близко — рукой подать.

Очень испугаться — аж в пот бросило.

Затаённая злоба – камень за пазухой.

О таком, что может и не состояться -вилами по воде писано.

Не беспокоиться — и в ус не дуть.

Совсем промокнуть — до нитки промокнуть.

Слушать с восторгом — развесить уши.

Доверительное, комическое и печальное — исмех и слезы.

Зря надеяться — ждать у моря погоды.

2. Подберитек устаревшим словам (архаизмам) современные слова-синонимы:

Архаизмы

Современные слова-синонимы

Очи

Глаза

Перст

Палец (перстень, наперсток)

Пясть

Кисть

Рекла

Говорила

Чело

Лоб

Глас

Голос

Агнец

Ягнёнок

Чадо

Ребёнок

 

 

VII. Контроль усвоения,обсуждение допущенных ошибок и ихкоррекция                                                       

VIII.      Оценивание                                                                           

IX.            Информация о домашнем задании,инструктаж по его выполнению :  §  11  , упр. 113(5 фразеологизмов)

X.               Рефлексия(подведение итогов )

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.06%
НЕТ
40.94%
Проголосовало: 1109

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет