Предмет, класс |
Урок внеклассного чтения в 8 классе |
||
Учитель |
Евачева Надежда Николаевна |
||
Тема урока
|
А. Лиханов «Последние холода» «Дети войны, горьким опытом
|
||
Тип урока |
Внеклассное чтение. Работа с художественным текстом. |
||
Цель урока |
Создание условий для обучения детей умению анализировать художественный текст на примере повести А. Лиханова «Последние холода» |
||
Задачи урока |
обучающие |
развивающие |
воспитательные |
познакомиться с творчеством писателя А. Лиханова; развивать умение анализа художественного произведения; формировать умения выражать собственную позицию, вести диалог; развивать умение выражать свои размышления в форме аргументированного ответа на вопросы
|
способствовать развитию навыков самостоятельной работы с текстом, аналитических и творческих способностей учащихся
|
через использование разных форм организации учебной деятельности формировать чувство ответственности за результат командной работы, содействовать сплочению детского коллектива, воспитывать любовь к чтению, такие качества личности, как: доброта, благородство, помощь ближнему
|
|
Актуальность использования средств ИКТ |
Использование ИКТ позволит активизировать индивидуальные, личностные мотивы в процессе усвоения учебной информации; формировать навыки и умения информационно-поисковой деятельности; создать условия для эффективной реализации современных методов обучения. |
||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Аудиозапись песни И. Резника «Дети войны», видеоролик, презентация |
||
Необходимое аппаратное и программное обеспечение |
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, флипчарт. |
||
Универсальные учебные действия |
Личностные УУД: мотивация учения, оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор. Познавательные УУД: анализ с целью выделения признаков, установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация Регулятивные УУД: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; предвосхищение результата и уровня усвоения; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Формирование УУД |
||||
Организационный момент Задача учителя: создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремлённости к познанию в сотрудничестве. |
||||||
I. Стадия вызова Задачи: — актуализировать имеющиеся у учащихся знания; — пробудить познавательный интерес учащихся; — мотивировать учащихся для дальнейшей работы по теме. Функции: 1.Мотивационная: побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме. 2.Информационная: вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме. 3.Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями. |
||||||
Целеполагание. Задача этапа: учить самостоятельно определять тему и цели урока. Задача учителя: обозначив тему урока, поставить перед учениками учебную цель.
|
||||||
Учитель: — провоцирует ученика — задает вопросы — создает ситуацию актуализации опыта ученика — формирует мотивацию ученика
1.Звучит песня «Дети войны» 2. Фронтальная беседа.
—Ребята, вы послушали песню «Дети войны» И. Резника в исполнении Тамары Гверцители. -Какому событию посвящена песня? (Войне) —Что вы знаете об этой войне? (1941-1945гг, война с фашисткой Германией)
— Ребята, как вы уже догадались, о чем мы сегодня с вами будем говорить? (О войне) —Да, вы правы, сегодня мы с вами поговорим об этом страшном слове «Война». — Какие произведения, которые затрагивают тему войны, мы уже знаем? (В. Катаев «Сын полка», М. Шолохов «Нахаленок») — Многие писатели обращались и обращаются к этой теме. —С выставкой книг о войне, героями которых были дети, вас познакомит Находкина Татьяна Павловна — сельский библиотекарь — Наше занятие мы посвятим повести А. Лиханова «Последние холода», которую вы прочитали дома. —Запишите тему урока. «Дети войны, горьким опытом
—Какой опыт можно назвать горьким? (Дети войны не имели того, что мы сейчас имеем. Им сложно было любить, дружить, они голодали, некоторые не имели возможности учиться…)
|
— отвечают на вопросы — формулируют первые гипотезы — определяются в своих мотивах и целях
Слушают песню
Отвечают на вопросы
Записывают тему урока
Составить кластер?
|
Личностные УУД (мотивация учения)
Познавательные УУД (анализ с целью выделения признаков)
Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Регулятивные УУД (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно) |
||||
II. Стадия осмысления Задачи: — сохранение интереса к теме при непосредственной работе с текстом; — помочь учащимся активно воспринимать материал; — помочь соотнести старые знания с новыми. Функции: 1.Информационная: получение новых знаний по теме. 2.Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания. 3.Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме. |
||||||
1.Подготовка к восприятию Задача этапа: вызвать интерес к учебному материалу. Задача учителя: сформировать у учеников мотивацию к работе по теме урока
|
||||||
—Я предлагаю такую концепцию: -Много горя принесла война. А сколько детской печали. Но война не разъединила людей, а объединила детей и взрослых. Горе учило людей думать не только о себе, чувствовать не только свою боль, но и боль тех, кто рядом. А. Лиханов писал, что посвящает свою повесть детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. —Давайте попробуем доказать эти слова на примере из текста.
|
Презентация «Жизнь и творчество А. Лиханова» Слушают, задают вопросы, выделяет главные моменты в новой информации |
Коммуникативные УУД (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Коммуникативные УУД (контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли) |
||||
2.Анализ текста |
||||||
Задача этапа: учить принимать позицию слушателя, создать условия для эмоционального обсуждения поступков героев. Задача учителя: организовать работу учащихся с текстом анализируемого произведения, учитывая их индивидуальные особенности. |
||||||
1.Работа в группах. Домашнее задание
— Остановимся на конкретных судьбах героев. Вы подготовили дома рассказ на заданную тему:
1 группа-«Жизнь Коли и его семьи в эвакуации», 2 группа- «Судьба Маши и Вадима». Выступление 1 группы
(В тексте читаем:«Мои дорогие мама и бабушка изо всех сил защищают меня, ограждают от окружающей жизни, хотят, чтобы я поменьше знал о нелегкой жизни, побольше был обыкновенным ребенком, без всяких горестей… Хоть и жили мы в городе тыловом, хоть мама с бабушкой и надсаживались изо всех сил, не давая мне голодать, чувство несытости навещало по многу раз в день. Голод – это страшно». Коля воочию увидел, какие страдания принесла война: голод, смерть, горе. Шум, крики, длинные очереди за похлебкой… Коля видит здесь разных ребят: детей с обидной кличкой «шакалы», хулиганов, которые отбирают еду, устраивают драки. Желтые лица детей, глаза, горящие безумным светом, девочку, тонкую, бледную, как бумага, — это невозможно забыть.) -Война заставляла людей воровать, попрошайничать, могла превратить человека в зверя. И какой силой воли надо было обладать, чтобы не растерять в себе самое ценное – доброту, порядочность, человечность!
-Объясните слова: надсаживались, попрошайничать, несытости.
(Надсаживались — тяжело трудились, надрывались Несытости- голода Попрошайничать- просить)
-Кто вынужден был попрошайничать? (Вадик и Маша) —Из всей массы детей, обедавших в восьмой столовой, автор выделил двоих, им и суждено сыграть важную роль в судьбе Коли. — Расскажите о судьбе Маши и Вадима Выступление 2 группы
(Вадим и Мария Русаковы эвакуированы в чужой город из Минска. Отец погиб на фронте, мама больна тифом и лежит в больнице, при этом она ещё потеряла рассудок после известия о гибели мужа. Дети живут вдвоём. А тут ещё одна беда: Маша потеряла карточки на продукты, и теперь они голодают. Нет ни денег, ни одежды, чтобы продать. От голода Вадим и Марья порой падают в обморок. И никто не знает об их беде. Вадим вынужден шакалить.
—Вы сказали, что Вадим вынужден был шакалить, а кто такие шакалы?
(Это дети, у которых нет талонов, они смогут отобрать и съесть твой обед) —Но ведь шакалы – хитрые, злобные, жадные животные. Похожи ли были эти дети на шакалов? (Нет) —А кого в повести можно назвать настоящими шакалами? (Команду Носа. Тех, кто ходил с бритвочками, ножами, кто подкарауливал людей тёмной ночью) Подведём итог этому этапу: —Итак, ребята, мы увидели, каким тяжёлым грузом ложилась на плечи детей война. Она не щадила их. Не пощадила она и Вадима с Марией. 2. Работа в группах. Анализ текста. 1 группа (вопросы на столах) 1)В какую беду попадают Вадим и Мария? (Живут вдвоем, Мария теряет карточки. Они голодают.)
2)Зачитайте отрывки из текста, подтверждающие тяжелую жизнь детей: 1)Желтолицый после драки 2)Описание комнаты, в которой живут дети.
— Представьте себя на месте Вадика, Марии. Ведь у вас сейчас есть всё? -А в каких условиях жили они? -Жутко? Да?
3)Что помогло им выстоять, выжить?
(Доброта, любовь, забота друг о друге. Забота о маме.)
2 группа (вопросы на столах)
1)Какую роль сыграли Вадик и Маша в жизни Коли?
(В Коле проявляется бескорыстие, готовность помочь, идти на любые жертвы. Коля называет Вадика благороднейшим человеком, так как понял, какую тяжесть взвалил этот мальчик на себя. Ему стыдно перед Вадиком. Коля понял, что рядом с Вадиком становится взрослым. Голодные несчастные дети сумели в Коле пробудить добрые чувства.)
Чтение отрывков из текста: -благородство; -верность; -взрослость.
2)Расскажите о тех эпизодах повести, из которых видно, что Коля повзрослел, ведь он учился лишь в 3-м классе? ( Коля отдаёт куртку, не идет в школу, а помогает Вадику искать еду, помогает Марии писать письмо и даже заходит в тифозный барак передать письмо.)
Зачитать.
-Ребята подготовили инсценировку эпизода: «Коля диктует письмо Марии»
Показ инсценировки: «Коля диктует письмо Марии»
3)Как вы считаете, почему знакомство Коли с Вадимом не переросло в дружбу?
-В тексте есть прямой ответ на этот вопрос, послушайте отрывок и ответьте словами из текста.
Учитель читает «В общем я пришел к ним в сумерки…»
(В тексте есть прямой ответ на этот вопрос: «Просто я жил в одном мире, а он (Вадим) существовал в другом»)
Итог 2 этапу: Очень сильно натерпелись во время войны дети. Сколько их, потерявших родной дом, родителей, близких голодало, скиталось, нуждалось в защите. Война учила детей стойкости, мужеству. Состраданию. Горе учило думать не только о себе.
3. Фронтальная беседа. —Ребята, а почему повесть называется «Последние холода»? (У природы – конец зимы, в книге – конец войны, а значит, кончится голод, не будет «шакалов», в душе начнется «потепление») — Да, весна! Заканчивается война, холод войны. Та весна была необыкновенной. Приближался особенный день. Первый день Мира. Закончилась война. Народное ликование, радость…но рядом смерть, безутешное детское горе – последствия войны. Чтение учителем отрывка с. 252
|
Отвечают на вопросы
Работают в группах
Работают с текстом
Представленная информация была полезной? ДА 58.96% НЕТ 41.04% Проголосовало: 1111
Дают лексическое значение слов
Рассказывают по плану
Отвечают на вопросы
Отвечают на проблемный вопрос
Зачитывают отрывки из текста
Инсцинируют отрывок из текста
Слушают чтение отрывка учителем |
Познавательные УУД (установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование)
Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Познавательные УУД (формулирование проблемы)
|
||||
3.Работа над нравственной идеей текста |
||||||
Задача этапа: использовать речевые средства для передачи своего впечатления, обсудить прочитанное. |
||||||
— Какой завет передала учительница Анна Николаевна своему ученику Коле? Прочитайте его. («Ну вот, – сказала негромко Анна Николаевна, – война кончилась…Понимаете?…»)
4.Творческая работа
-Как вы считаете, ребята, донёс писатель А. Лиханов завет своей учительницы не забывать войну, не забывать, что пережили дети? Донёс ли он её слово-предупреждение до нас? (Конечно, да) — А почему нельзя забывать об этом трудном, тяжёлом времени? Поразмышляйте, не торопитесь с ответом. Запишите ответ, опираясь на ключевые слова: моя Родина, наша история, военное время, голодные дни, слёзы, погибшие отцы, светлое будущее.
5.Чтение творческих работ
—А. Лиханов словами учительницы ещё раз напоминает, что забывать о войне нельзя, нужно сохранять самое дорогое и святое на Земле — это мир. Мы должны сделать всё, чтобы войны не повторялись, чтобы детство было счастливым, не знало выстрелов и таких слов, как: эвакуация, тиф, бомбёжка.
— Скажите, а многие ли из вас знают о военном детстве своих прабабушек, прадедушек, знакомых, соседей? Некоторые ребята подготовили материалы к сегодняшнему уроку, которые доказывают, что пережитое нашим народом, детьми, в частности, во время Великой Отечественной войны, это не выдумка писателя, а жестокая правда жизни. Обратите внимание на видеоролик, в котором размещены рассказы близких, родных, знакомых, соседей ваших одноклассников. Я прошу познакомить нас с тем материалом, который был собран вами, ребята.
6. Видеоролик
-Спасибо вам, ребята, за эти работы. Слушая ваши рассказы, я подумала о том, что вы тоже выполняете наказ Колиной учительницы не забывать ни горя, ни слёз, ни трудностей жизни уходящего поколения, чтобы не оборвалась ниточка, связывающая прошлое, настоящее и будущее.
|
Записан на доске (флипчарт)
Отвечают на вопросы
Выполняют творческое задание
Ключевые слова на доске (флипчарт)
Смотрят видеоролик |
Познавательные УУД (выявление, идентификация проблемы) Коммуникативные УУД (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) Личностные УУД (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих личностный моральный выбор) |
||||
III. Рефлексия Задачи: — помочь учащимся самостоятельно обобщить материал; — помочь самостоятельно определиться в дальнейшей обработке материала. Функции: 1.Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации. 2.Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля. 3.Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса. |
||||||
Итог |
||||||
Задача этапа: понимать цель и смысл выполняемых заданий, осуществлять первоначальный контроль своих действий, формировать коммуникативные умения Задача учителя: выяснить представления детей о том, что было предметом обсуждения на уроке; дать возможность ученикам поразмышлять над уроком.
|
||||||
Домашнее задание |
||||||
Задача учителя: мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению; стимулировать творческую активность детей.
|
||||||
Написать мини-сочинение «О чем меня заставила задуматься повесть «Последние холода?»
|
Записывают задание в дневнике и в тетради |
|
||||