Использование педагогической технологии ИКТ на уроках английского языка
Автор статьиучитель английского языка высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 11 имениГероя Советского Союза Е.И. Ларюшина г. Люберцы Московской области БарышеваЭ.А.
|
Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология – на науке. С искусства все начинается, технологией — заканчивается чтобы затем все начиналось сначала. В.П. Беспалько |
Как хочется, чтобы ученики шли на мои уроки с радостью, были любознательны и имели хорошиезнания по предмету, чтобы родители учеников были моими союзниками, и каждыйдень заканчивался бы с чувством самоудовлетворения и мечтами о завтрашнемуроке, а не переживаниями.
В последнее времяувеличивается спрос на изучение иностранных языков, конкуренция среди но использованием старых наглядных пособий, однообразных учебников, таблиц,схем и неэффективных методов и педагогических приемов не справится с …….Помочь здесь могут современные информационно- коммуникативные технологии (ИКТ),в частности компьютерные, используемые на различных стадиях учебного процесса.
Применениеинформационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на уроке становится оченьраспространенным явлением. И правильное использование в учебном процессекомпьютера, который является наивысшим техническим средством обучения,позволяет осуществлять учебный процесс в новых условиях, когда учительперестает быть единственным источником информации для учащихся. Но прежде чемговорить о том, какую важную роль играют ИКТ в том, чтобы методически грамотноподготовить и провести современный урок, необходимо сказать о том, чтоинформационные технологии – это инструмент, который обретает силу лишь приусловии правильного подхода к нему и последнее слово всегда останется заличностью, его творческим мышлением.
Использованиеинформационных технологий — это обновление роли учителя, его готовностипередавать свои знания и опыт новыми средствами. И поэтому в первую очередьдолжен быть подготовлен учитель для грамотного использования компьютера впреподавании того или иного предмета.
В процессе обученияИКТ позволяют повысить интерес и расширить кругозор учащихся по предмету,изменить традиционное преподавание, активизируя все потенциальные возможностиученика посредством смены видов деятельности на уроке.
Использованиевозможностей компьютерных технологий открывает доступ к справочным системам иэлектронным библиотекам, позволяет обеспечивать учебный процесс новыми учебнымии учебно — методическими ресурсами, развивает творческие способности учащихся.
ИКТ дают: экономиювремени на уроке, глубину погружения в материал, повышенную мотивацию вобучении; интегрированный подход в обучении, возможность в формированиикоммуникативной компетенции на учащихся, т.к. ученики становится активнымиучастниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, наэтапе формирования структуры урока, привлечении разных видов деятельности, рассчитанныхна активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний попредмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, самостоятельнодобывать информацию.
В своей работе я использую следующие общеобразовательные технологии:
-традиционные(учебник, лабораторные работы, наглядный материал);
-компьютерные (учебные электронные пособия, получение дополнительнойинформации посредством сети Интернет, демонстрация презентаций, мультимедийныхпособий);
По способу использования провожу уроки, с использованием ИКТ вдемонстрационном режиме — один компьютер на учительском столе + проектор. Атакже, уроки в компьютерном классе в индивидуальном и групповом режиме.
Используюэлектронные пособия на разных этапах: при изучении нового материала, длязакрепления полученных знаний, контроля знаний, получение дополнительной информации.На основных и дополнительных уроках по английскому язык и во внеурочное времяиспользую такие электронные учебники, как «……….
В прошлом году начала использовать интерактивную доску на своих уроках.
Во многих случаях компьютер может статьхорошим помощником, например, при, так называемом, индуктивном методепреподавания, когда ученики приходят к тем или иным выводам, сортируяполученную информацию. Учитель может по-разному классифицировать материал,используя различные возможности: перемещать объекты, работать с цветом, — приэтом, привлекая к процессу учеников, которые затем могут самостоятельноработать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся надоску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, какпродолжить работу. Но важно понимать, что этот эффективность работы с доской ипроектором во многом зависит от самого преподавателя, от того, как онприменяет те или иные его возможности.
Проектор и доска -ценный инструмент для обучения всего класса. Это визуальный ресурс, которыйпомогает преподавателю излагать новый материал очень живо и увлекательно. Онипозволяют представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов,преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать егомаксимально подробно. Они могут упростить объяснение схем и помочь разобратьсяв сложной проблеме.
Преподаватели могутиспользовать такие возможности ИКТ для того, чтобы сделать представление идейувлекательным и динамичным. Это позволяет учащимся взаимодействовать. Преподавателимогут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекатьучащихся и побуждать их записывать идеи.
Наличие ноутбука,мультимедийного проектора и доски значительно расширило возможности примененияИКТ в образовательном процессе. Учитель не прикован к своему рабочему месту, чтопозволяет осуществлять более тесный контакт с аудиторией и незамедлительнуюобратную связь. Я могу свободно перемешаться по аудитории, привлекать к работес места любого ребенка.
Возможность загрузоки презентаций материала урока и последующее хранение в базе данных, позволяетпреподавателю всегда иметь возможность вернуться к предыдущему этапу урока иповторить ключевые моменты занятия.
В результате: учебное время урока организуетсяболее рационально; расширились возможности в выборе средств и методов обучения;повысилась мотивация учащихся и их активность на уроке, а как следствие иуспеваемость. При этом практически не нарушается привычное течение и комфортурока.
Преподавание спомощью ИКТ имеет следующие преимущества:
• Материалы к уроку можно приготовить заранее- это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.
• Можно создавать ссылки с одного файла надругой — например, аудио-, видео-файлы или Интернет-страницы. Это позволяет нетратить время на поиск нужных ресурсов.
• Поощряет импровизацию и гибкость
• После занятия файлы можно сохранить визначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе сдополнениями. Их можно использовать во время проверки знаний учеников.
Преимущества для учеников:
· ИКТ делает занятия интереснымии развивают мотивацию;
· предоставляют большевозможностей для участия в коллективной работе;
· помогают легче воспринимать иусваивать сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичнойподачи материала;
· помогают детям работать у доскис удовольствием, более творчески, с уверенностью в себе.
· Помогают слабоуспевающим детямповысить успеваемость, а сильным ученикам закрепить знания и попробовать своисилы в более сложных заданиях
Анализируя опыт использования ИКТ наразличных уроках, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
· активизировать познавательнуюдеятельность учащихся;
· обеспечить положительнуюмотивацию обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста;
· проводить уроки на высокомэстетическом и эмоциональном уровне;
· обеспечить высокую степеньдифференциации обучения (почти индивидуализацию);
· повысить объем выполняемойработы на уроке в 1,5-2 раза;
· усовершенствовать контрользнаний;
· рационально организоватьучебный процесс, повысить эффективность урока;
· формировать навыки подлинноисследовательской деятельности;
· обеспечить доступ к различнымсправочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Использование ИКТ на урокаханглийского языка позволит интенсифицировать деятельность учителя и школьника;повысить качество обучения по предмету; сделать сложный грамматический материалболее легким и понятным
Информационные технологии позволяют:
· построить открытую системуобразования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения.
· коренным образом изменитьорганизацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление.
· рационально организоватьпознавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса.
· использовать компьютеры с цельюиндивидуализации учебного процесса и обратиться к принципиально новымпознавательным средствам.
· представлять в удобном дляизучения виде грамматический и лексический материал
Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ
1. Нет компьютера в домашнем пользовании у всех учащихся,время самостоятельных занятий в компьютерных классах отведено далеко не во всехшколах.
2. У учителей недостаточно времени для подготовки куроку, на котором используются компьютеры.
3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.
4. Отсутствие контакта с учителем информатики.
5. В рабочем графике учителей не отведено время дляисследования возможностей Интернет.
6. Проблемы использования Интернет на уроке (низкая скоростьзагрузки, низкое качество связи).
7. Возможность использования в школе толькоограниченного числа программ ( не своевременное приобретение нужных материаловили получение лицензий).
8. Проблемы с своевременной заменойустаревшего оборудования проблемы с обеспечением комплектующих и расходныхматериалов.
9. При недостаточной мотивации к работе учащиеся частоотвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.
10. Существует вероятность, что, увлекшись применениемИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения кнаглядно-иллюстративным методам.
Использование ИТК в учебно-воспитательном процессе не позволяет учителю стоять на месте, апобуждает постоянно развиваться и учиться. Вот и я постоянно интересуюсьновинками: программами, методами, оборудованием, наиболее интересные материалыя получаю от моих коллег, с которыми я познакомилась через Интернет. Я прошлакурсовую подготовку по использованию ИКТ и созданию интерактивных материалов,учусь работать с веб- камерой, провожу родительские собрания удаленно. Думаю, пройдетнесколько лет и интерактивные гаджеты практически вытеснят бумажные учебники.
Многие направленияиспользования ИКТ-технологий стали особенно остро в период пандемии коронавируснойинфекции 2019-2020 учебного года и позволяют реализовать учебную программупо предмету каждым учеником в т.ч. и удаленно.
Второй год я работаю над данной темой своегосамообразования.