X-PDF

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе: Заглавная буква в именах собственных

Поделиться статьей

 

Технологическая карта урокарусского языка во 2 классе по теме

«Заглавная буква в именахсобственных»

 

 

Предмет: русскийязык

Класс: 2

УМК: «ШколаРоссии»

Тип урока:усвоениеновых знаний

Форма: деловаяигра

Тема: «Заглавная буква в именах собственных»,

Цель: Совершенствование умений записывать имена собственные инарицательные, уметь находить их различия.

Задачи:

-Углублениезнаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавнойбуквы в именах собственных.

-Развитие аналитическогомышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического    навыка;расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся,исследовательских умений.

-Воспитание познавательногоинтереса к происхождению своего имени и фамилии; любви к родному краю, кживотным

Формируемые УДД:

Личностные — формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям,развитие творческого    воображения.
Метапредметные:

-Регулятивные универсальныеучебные действия (УУД) — организация учащимися своей учебнойдеятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса ирезультатов учебной деятельности.

— Познавательные УУД– умениеанализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбиратьсведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

-Коммуникативные УУД– умениеслушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;умение работать в паре, оказывать взаимопомощь.

Предметные — уточнить представления о собственных и нарицательных именахсуществительных, формировать умения написания заглавной буквы в именахсобственных.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать имена собственные; писать именасобственные с заглавной буквы; применять полученные знания при выполнениинестандартных заданий.

Организация учебной деятельности: индивидуальная, коллективная, работа в парах.

Необходимоеоборудование и материалы для урока:
компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, колонки, презентация вформате Microsoft  Office  Power  Point ,раздаточный материал для парной ииндивидуальной работы (Приложение )

Оборудованиедля педагога:
интерактивнаядоска, учебник русского языка,
Ÿ табличкана столе учителя «Главный редактор»
Ÿтабличкина столах учеников с названиями отделов:
«Отдел информации»
«Корректоры»
«Отдел новостей»
«Отдел писем»
«Отдел типографии»
«Отдел печати»
«Отдел развлечений и релаксации»
Ÿдидактический раздаточный материал
Оборудование для обучающихся:
модель газеты в виде солнышка,рабочая тетрадь, карточки для работы в группе и в паре, алгоритм.

Этапы урока

Скриншот страниц

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

I этап.  Самоопределение к деятельности. Организационный момент.

Цель: проверить

организацию

обучающихся к

началу урока,

подготовить

учащихся к

работе на

уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II этап. Постановка цели и задач урока.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.

Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство

учебной деятельности на уроке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Удивляй»

 

 

 

Прием «Таблица «ЗУХ».

(аутотренинг-релаксация) «Сотвори в себе Солнце». Слайд 2

  — В природе есть Солнце, оно светит, и всех любит и греет. Давайте сотворим солнышко в себе. Ребята, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Я направляю к вашей звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность и ласку. Теперь, звездочка становится большой, как Солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем – руки в стороны.

  — Сегодня у нас необычный урок русского языка. Он пройдет в форме деловой игры.

На доске «Заседание редакционного совета газеты…»

  Слайд 3

 — Посмотрите на свои парты, так как урок у нас сегодня необычный, поэтому эти солнышко с лучиками заменят вам сегодня рабочие тетради,

а тетради превратятся в ваши деловые блокноты.

Слайд 4

  — На заседании у нас присутствуют сотрудники из «Отдела информации», «Корректоры», «Отдел новостей», «Отдел писем», «Отдел типографии и печати», «Отдел развлечений и релаксации».

 — Все сотрудники должны активно участвовать в обсуждении всех вопросов.

Слайд 5

 -Уважаемые коллеги, откройте ваши деловые блокноты (тетради) и запишите   число нашего заседания, а также слова «Классная работа».

Слайд 6

1. Минутка чистописания.

  — Соберите рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза.

Слайд 7На слайде: ЗАГЛАВНЫЕ БУКВЫ

Сегодня на уроке мы должны показать, как умеем правильно и красиво писать прописные заглавные буквы.

Слайд 8

— В своих деловых блокнотах запишите только прописные заглавные буквы гласных звуков из данной фразы. Будьте внимательны!

  — Все ли гласные звуки можно написать с заглавной буквы?  

(прописной буквы ы в русском языке нет).

   — Как вы думаете почему?

(Потому что в русском языке нет слов начинающихся с гласного звука ы)

2. Парная работа.  Слайд 9

— Перед вами карточки с таблицей. (Приложение1)   Вспомните все что вы знаете о написании заглавных букв в словах и приготовьтесь отвечать.  Главный вопрос дня: Какую важную роль играют заглавные буквы в словах?

Проявление интереса. Эмоциональный настрой на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают только прописные заглавные буквы гласных звуков из данной фразы.

А, Е, У

 

 

 

 

Работа в парах. Демонстрируют знания, умения.

 

По ходу ответов обучающихся, заполняется таблица на интерактивной доске.

 

Регулятивные:

контроль

Личностные:

самоопределение к деятельности

-Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познавательные:

 постановка и решение проблемы;

 — Регулятивные:

  постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

 — Личностные:

 развитие учебно-познавательных мотивации.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

 

III этап. Актуализация опорных знаний.

Цель: подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению    нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Собери слово»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 10

-Срочно отправляемся в отдел типографии, отдел просит помощи всех сотрудников. Буквы рассыпались.

   — По какому признаку можно объединить эти слова? (имена существительные, т.к. обозначают предмет и   отвечают на вопрос КТО? или  ЧТО?; словарные слова)

— Разделите данные слова на группы.

(девочка, собака – одушевленные имена существительные, т.к. отвечают на вопрос КТО?; город – неодушевленное имя существительное, т.к. отвечает на вопрос ЧТО?; двусложные, трехсложные)

  Слайд 11

-Запишите эти словарные слова в свои рабочие блокноты в левый столбик. Подберите и напишите в правый столбик имя девочки, кличку животного, название города

С какой буквы будем записывать слова в правый столбик?

Что могут обозначать вопросительные знаки в таблице?

(Надо найти общее в каждом столбике и дать название.

(Может быть, надо вывести правила, почему одни слова пишутся с маленькой буквы, а другие с большой).

У нас несколько версий.  Слайд 12 Прочитайте в газете тему дня и скажите над какой темой мы будем работать сегодня на уроке? Так на какой вопрос мы будем сегодня искать ответ?

Варианты ответов:

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми понятиями.

— Мы узнаем, что существительное бывает собственное.

— Узнаем, как пишутся собственные имена существительные.

Работа со словарными словами

Выдвигают варианты по какому признаку можно объединить слова. Делят на группы

 

 

 

 

 

 

Заполнение таблицы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с газетой

Анализируют проблемную ситуацию, ищут решение, выдвигают и проверяют гипотезу.

 

 

— Регулятивные:

умение сотрудничать, вступать в дискуссию, умение ставить цели, планировать свою работу.

— Познавательные:

Анализировать доказывать, отстаивать свое мнение — Коммуникативные:

умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем.

IVэтап. Первичное усвоение новых знаний.

Цель:

раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся;

-обобщение и систематизацию знаний, и формирование рациональных   способов применения их на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прием «Ошибкоопасное место»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

Дорогие коллеги обратите внимание в нашей стране «Части речи» у имени существительного появился новый кирпичик                                                     

ВЫВОД: По характеру лексического значения существительные делятся на два разряда: нарицательные существительные и собственные существительные

Слайд 14

— «Отдел Информации» просит нас заглянуть в поисковую систему «Яндекс» и найти значение слова нарицательный

— Как вы думаете, что обозначает слово собственное? Ваши варианты.

(Собственное – это значит, находится в собственности).

(Слово обозначает – моё. Например, моя рука)

Слайд 15

Заглянем поисковую систему «Яндекс» и найдём значение слова собственный

— У каждого человека есть собственные имена существительные. Как вы думаете какие?

(Я считаю, что это имя, фамилия и отчество.

Для чего человеку нужны имя, фамилия, отчество?

(Чтобы люди друг друга не путали.

 Чтобы было различие между людьми.

 Чтобы люди уважали друг друга…)

Слайд 16

Отдел Информации» просит нас поработать с толковым словарем. Какое значение имеют данные слова? Каким образом человек получает фамилию? Кто из вас может рассказать о том, как образуется отчество?  

  — Найдите в газете рубрику «Имена, отчества, фамилии». Рядом со словом редактор напишите свое имя и фамилию. С какой буквы будем писать свои имена и фамилии? Подчеркните заглавную букву.

  — Сформулируйте правило, как пишутся имена, отчества, фамилии.

Слайд 17

Имена, фамилии, отчества – это имена собственные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

— «Отдел развлечений и релаксации»

предлагает нам отдохнуть «Динамическая пауза»

— Продолжаем нашу работу.   Слайд 18

Отдел писем просит прочитать стихотворение:

Возвращаясь под вечер с поля,      

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

— Отыскалась твоя серёжка!

— Почему одни и те же слова пишутся то с маленькой, то с большой буквы?

—  Как будут звать детей, когда они вырастут? Назовите их полные имена.

Вывод: слова одинаковые по звучанию могут различаться написанием и значением.

Слайд 19

— Уважаемые коллеги, в наш «Отдел Корректоры» поступила статья. Прочитайте, необходимо ее откорректировать: написать строчную или заглавную букву.  

Вывод: Клички животных– это имена собственные. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

— «Отдел развлечений и релаксации»

предлагает нам отдохнуть «Физминутка для глаз» Слайд 20

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Плавно глазками моргаем,

С силой глазки закрываем.

Повторим все еще раз

И рукой закроем глаз.

На нос посмотрим, потом вдаль.

Как гостей сегодня жаль:

Играть с нами не хотели —

У них глазки заболели

— Продолжаем нашу работу.

Слайд 21  «Отдел Новостей» предлагает выполнить задания   

Задание 1: вставьте пропущенные буквы.

В городе  …етрозаводск построен новый дом

   по улице …истая, рядом течет река  …ососинка.

Задание 2: Посмотрите на карту нашего округа. Перечислите географические названия. С какой буквы они написаны? Почему? вывод

  Слайд 22                                 

 Слайд 23                                 

— Посмотрите внимательно на нашу газету.Как вы думаете, чего здесь не хватает?

(У газеты нет названия).

-Придумайте название для нашей газеты. «Солнышко», «Лучик»….

-С какой буквы напишем название газеты?

(С заглавной).

-Почему? (Потому что – это имя собственное).

Вывод:Названия журналов, газет, литературных произведений и т. д. (газета «Правда», журнал «Наш сад») пишутся с заглавной буквы, т.к– это имена собственные.

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

  Слайд 24

— Давайте сделаем общий вывод.

 

Работа в поисковой системе «Яндекс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа со словарём.

 

 

Работа с первым лучиком

 

 

 

 

 

Выполнение физминутки

 

 

Читают стихотворение. Делают вывод

 

 

 

 

 

 

Работа в парах

 

 

Работа со вторым лучиком

Делают вывод

 

 

Выполнение физминутки

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с третьим лучиком

 

Выполняют задания

 

 

 

 

 

 

 

Придумывают название газеты

 

 

 

Делают вывод

Делают общий вывод

— Познавательные:

формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

 — Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

— знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

 —Коммуникативные:

Формирование умений учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

 — Регулятивные:

 предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

 

V этап.  Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.

Цель: проверка усвоения новых знаний.

 

Прием «Живые буквы»

 

 

 

 

 

Слайд 25-26

А теперь нам предстоит учиться различать имена собственные и нарицательные. Предлагаю Вам поиграть. На слайде вы видите записанные имена существительные. Каждый из Вас подходит, читает существительное и определяет, какое оно – собственное или нарицательное и с какой буквы оно пишется.

— Молодцы!

-Проверьте свои знания, выполнив тест (Приложение 3. Тест).        Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком «минус». Результаты выполненной работы проверим.

 

Различают собственные и нарицательные имена существительные, решают задание с проговариванием алгоритма решения вслух. Использует приобретенные знания в практической деятельности.

Выполняют тест с самопроверкой по эталону

 

— Познавательные:

умение использовать информацию и вычленять необходимую для решения учебной задачи.  

 — Личностные:

уточнение собственных возможностей

 — Регулятивные:

формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

 

VI этап

Информация о домашнем задании.

Цель: информирование обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

VII этап

 Рефлексия. (подведение итогов занятия). Оценивание.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода применения нового способа действий.

 

 

Прием «Кластер»

 

 

 

Слайд 27-28

«Отдел писем» поручил Вам выполнить домашнее задание (на листочках): написать письмо другу, используя имена собственные. Для этого сначала повторите правила на обратной стороне листочка.

 

 

Слайд 29-30

-Наш урок подходит к концу.

-О чём мы сегодня говорили на уроке?

-Как полученные знания могут пригодиться в жизни?

Варианты ответов учащихся:

-Мы должны уметь правильно записывать своё имя, отчество, фамилию.

-Полученные знания на уроке, помогут при оформлении документов.

— На уроке окружающего мира мы часто записываем географические названия, их необходимо писать с большой буквы.

— А сейчас, ребята, переверните вашу газету оцените свою работу по шкалам:

Грамотность   аккуратность      внимание

— Поднимите вашу газету, на которой вы оценили себя и покажите друг другу.

— Я вижу, что в классе многие поставили высокую оценку, этот урок покидаете с хорошим багажом знаний.

Давай хором прочитаем следующее высказывание:

Мы гордимся своими именами, своим селом, страной, писателями, книгами… И в знак уважения будем записывать их с заглавной буквы

— Молодцы! Спасибо за урок!

 

Слушают объяснение по выполнению домашнего задания. Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

 

 

 

 

 

 

Сегодня на уроке я узнал (какие имена называются собственными, а какие- нарицательными) …

 Научился (писать правильно имена собственные и нарицательные) …

 могу похвалить себя и одноклассников за ….

 

 

Оценивание по шкале

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные:

 оценка своих достижений на уроке.

Личностные:

самоопределение

Познавательные:

Рефлексия мотивации, способов

 деятельности общения.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет