Государственное бюджетноеобщеобразовательное учреждение Республики Крым
«Феодосийская специальная школа-интернат»
Конспектурока
по математике в 1 дополнительном классе
Тема: «Составления примеров порисункам в пределах 5».
(ФГОСОВЗ вар. 2.2).
Учительначальных классов
РогожинскаяЛ. С.
г.Феодосия
Тема: «Составления примеров по рисункам в пределах 5».
Учитель 1 дополнительного класса Рогожинская Л. С.
Цель: закрепитьумение составлять примеры по рисункам на сложения и вычитания в пределах 5.
Задачи:
Образовательные:
-закрепить знание состава чисел от 1до 5
-закрепить умение учащихся составлять примеры на сложение ивычитание по рисункам в пределах 5 и правильно записывать их;
-учить детей давать полные ответы на вопросы с соблюдениемтребований к грамматическому оформлению фразы.
Коррекционно-развивающие:
-формировать математический словарь;
-развивать мышление учащихся на основе решения примеров изадач.
-развивать цветовые представления, пространственнуюориентировку, мелкую моторику в процессе выполнения задания геометрическогохарактера.
Воспитательные:
-воспитывать умение слушать друг- друга, общаться, бытьтерпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знаниядругих;
-воспитывать аккуратность при оформлении письменных работ;
-создавать ситуацию успеха на уроке для каждого ученика.
Оборудование: числовойряд 1-10,таблица «Состав чисел 2, 3, 4,5,», индивидуальные конверты с цифрами1-9, предметные картинки с изображением петушка, цыплят, лесной поляны, ежика,белки, грибов, яблок, рисунок «Бусы», кружки красного, синего, желтого цветов,карточки для составления примеров, дидактическое пособие «Сосчитай», счетныепалочки, мешочек с пластмассовыми цифрами 1, 2, 3,4,5, знаками «+», «-», «=», наборноеполотно.
Ход занятия.
I. Организационныймомент.
— Школьный прозвенел звонок, начинается урок.
-Все готовы. Молодцы! Садитесь! Сели красиво, правильно
— Покажите, с каким настроением вы пришли на занятие?
(Дети показывают карточки с лицом радостным или грустным).
II.РСВ.Какой сейчас урок? Что мы будем делать? Сколько парт в классе? окон? Чегобольше? На сколько?
III.Речеваяразминка. Будем говоритьправильно.
Один, два, три, че-ты- ре, пя-ть.
Плюс, минус, равно.
VI. Актуализация изученного материала.
1.Устный счёт.
а) Задание наразвитие слухового восприятия, на формирование навыков устного счета.
-На урок к нам пришёл голосистый гость в красивой пёстройодежде. Кто это? (Петух).
-Что любит Петушок клевать? (Петушок любит клеватьзёрнышки, крошки, крупу, червячков).
-Сейчас мы узнаем, сколько зёрнышек нашёл Петушок.Разложите карточки с цифрами, слушайте внимательно.
(Учитель стучит карандашом по столу, имитируя стук клюва,учащиеся поднимают карточку с цифрой).
б) Счёт множеств.
-Сейчас посчитайте, сколько крошек нашёл Петушок.(Дидактическое пособие «Сосчитай». На круге, разделённом на сегменты, учительстрелкой показывает на числовые множества. (Учащиеся поднимают карточку сцифрой).
-Молодцы! Соберите карточки.
в) Дидактическая игра «Назови соседей».
-Сейчас мы поиграем в игру «Назови соседей».
-У меня карточка с цифрой, у вас тоже карточки с цифрами.По моему хлопку в ладоши быстро выйдут те дети, у которых карточка – соседнегомоего числа. (Остальные учащиеся проверяют правильность числового ряда,называют данное число, его соседей).
-Очень хорошо, все ребята справились с заданием
2. Дидактическая игра «Засели в домики». Закреплениесостава чисел от 2 до 5. Работа у доски.
3. Устное решение примеров. Наглядные карточки с примерами(2+1,3+2,4+1,2+2, 3+1,5-1,
4-2, 2-2).
4. Устное решение задачи. Услышал Петушка маленькийцыплёнок и прибежал на Петино «ку-ка-ре-ку».
-Сколько стало птиц? (Птиц стало две).
-Как получили число 2? (Один петушок и один цыплёнок, будетдве птицы.)
Слабые учащиеся работают счётными палочками.
-Прибежал ещё один цыплёнок.
-Сколько всего цыплят? (Всего два цыплёнка).
-Сколько петушков? (1)
-Сколько всего птиц? (3)
Слабые учащиеся пересчитывают счётные палочки.
-Как получили число 3? (К двум прибавили 1, к одномуприбавили два.)
-Из каких двух чисел состоит число3? (2 да 1, будет 3;1 да2, будет 3) и т д.
5. Минутка чистописания. Рисование узоров, прописываниекаллиграфически числа.
V.Сообщение темы ицели урока.
-Ребята, к нам в гости пришла Царица Математика и принеславолшебный мешочек.
-Определите, что в нём лежит. (Учитель вызывает ученика кдоске, вкладывает в ладошку предмет из мешочка с просьбой назвать предмет:пластмассовые цифры 1, 2, 3, 4 ,5, арифметические знаки: +, — , =).
-Сегодня на уроке мы будем учиться решать примеры по рисункамна сложение и вычитания с этими числами.
-Что ещё есть в мешочке, вы узнаете в конце урока, еслибудете правильно выполнять задания, будете активны, старательны.
VII. Физкультминутка.
—1,2,3,4,5-всеумеем мы считать.
-Отдыхать умеем тоже;
-Руки за спину положим,
-Голову поднимем выше
-И легко-легко подышим.
-Молодцы! Садитесь!
VIII.Работа по теме урока. Составление примеров порисункам.
1.Рисунок №1
Ёжик на обед грибы нашёл,
Два под берёзой,
Один – у осины.
-Сколько их будет в корзине?
-Сколько грибов ёжик нашёл под берёзой? (Под берёзой ёжнашёл 2 гриба).
-Сколько грибов ёж нашёл под осиной? (Под осиной ёж нашёл 1гриб).
-Сколько грибов всего нашёл ёжик? (Ёжик нашёл 3 гриба).
-Составьте пример. (2+1=3).
-Прочитайте его. (Учащиеся считают разными способами: дваплюс один равно три; два да один, будет три; к двум прибавить один, получитсятри).
-Запишем пример в тетрадь. (Учащийся записывает пример надоске).
-2. Рисунок №2.
Три яблока из сада Ёжик притащил.
Два самых румяных белке подарил.
С радостью подарок Белка приняла.
Сколько яблок на спине Ежа?
-Сколько у ёжика было яблок? (у ёжика было 3 яблока).
-Сколько яблок он подарил белочке? (Он подарил белочке 2яблока).
(Один учащийся выполняет действие с картинкой у доски).
-Сколько яблок у него осталось? (У ёжика осталось однояблоко).
-Составьте пример.
-Прочитайте его.
-Запишите в тетрадь. (Один учащийся на доске).
3. Рисунок №3.Сколько шариков на первой картинке? (на картинке 4 шарика).
-Что изменилось на второй картинке? (Один шарик покатился).
-Сколько шариков осталось? (Осталось три шарика).
-Составьте пример. (4-1=3) (Устно).
-Сколько шариков на первой ступеньке первой картинки?
(На верхней ступеньке один шарик).
-Что изменилось на второй картинке? (Один шарик покатился кдвум шарикам).
-Сколько стало шариков? (Их стало три).
-Составьте пример. (1+2=3) (Устно).
IX.Закрепление первичного материала.
-Составьте пример на сложение по картинке, чтобы в ответебыло три? (2+1=3; 1+2=3).
-Составьте примеры по картинке на вычитание, чтобы в ответебыло число один?
(3-2=1;2-1=1)
X. Физминутка.
Как солдаты на параде,
Мы шагаем ряд за рядом.
Левой –раз, правой — два,
Посмотрите на меня.
Все захлопали в ладоши дружно,
Веселей.
Застучали наши ножки
Громче и быстрей.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Ручки, ручки поднимаем
Выше, выше, выше.
Завертелись наши ручки,
Снова опустились.
Мы на месте повернулись
И остановились.
XI. Закреплениеизученного материала. Решение простой арифметической задачи.
-Ребята, у вас на парте лежат иллюстрации.
1.Знакомство с задачей.
Дети рассматривают иллюстрацию.
Учитель читает задачу.
2.Работа над содержанием задачи.
-О ком говорится в задаче?
(В задаче говорится о лисятах.)
-Сколько играло лисят?
(Играло пятеро лисят.)
-Сколько лисят убежало?
(Два лисёнка убежали.)
Что спрашивается в задаче?
(Сколько лисят осталось?)
3. Поиск решения.
-Представим, что лисята -это кружки.
-Выложите на наборное полотно
столько кружков, сколько было лисят.
-Как показать, что двое лисят убежало?
(Уч-ся убирают два кружка.)
-Сколько лисят осталось?
(Осталось три лисёнка.)
-Каким действием решали задачу?
(Задачу решали вычитанием, из пяти вычитали два.)
4.Запись решения, формулировка ответа.
XII.Геометрическоезадание.
-Ребята, у одной девочки были красивые бусы.
-Нечаянно она их порвала, и бусинки рассыпались. Помогитедевочке собрать бусы.
Учащиеся называют порядок расположения бусинок по цвету,величине. Коллективно составляют бусы из цветных кружков. Повторение правилштриховки. (Соблюдение контура, направление штриховки).
-Нарисуйте и раскрасьте бусинки в тетради. Постарайтесь,чтобы бусинки получились красивыми.
-Сравните свою работу с образцом.
-Молодцы. Столько красивых целых бус появилось у девочки,вы ей очень помогли.
XIII. Итог урока. Рефлексия.
— Вы старались, были внимательны, трудолюбивы, значитзаслужили подарков Царицы Математики из Волшебного мешочка. Учащиеся получаютвесёлые картинки.
-Урок окончен. Спасибо за работу.
Самоанализ урока.
Обучение математике в 1 дополнительном классе являетсядостаточно традиционным. В своей работе я хотела отразить деятельность педагогапо отбору методов и приёмов обучения, направленную на более успешную реализациюцелей и задач урока, на наиболее эффективное овладение учащимися учебнымматериалом на примере урока математики в 1 классе на тему: «Составленияпримеров по рисункам в пределах 5».
Мною были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретический материал психолого-педагогическойи методической литературы.
2. Составить характеристику классав процессе изучения индивидуальных особенностей учащихся и уровня исходныхзнаний по математике.
3. Подобрать методы и приёмы дляуспешной реализации целей и задач урока.
Тема урока соответствует программе 1 дополнительного классаи календарно-тематическому плану.
Поставленные цель, задачи урока адекватныпсихолого-педагогической характеристике класса.
Место урока в системе уроков по данной теме – шестой.
Тип урока: урок закрепления знаний учащихся.
При выборе методов обучения я руководствовалась следующимикритериями:
1)Соответствие цели и задачам урока.
2)Соответствие содержанию учебного материала, учебнымвозможностям учеников и возмож-
ностям учителя.
3)Соответствие формам организации познавательнойдеятельности.
Методы, используемые на уроке, можно классифицироватьследующим образом:
1.По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
2.По степени взаимодействия учащегося и учителя: беседа,самостоятельная работа.
3.В зависимости от дидактических задач: объяснение,закрепление.
4.По характеру познавательной деятельности учащегося и участияучителя: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный.
5.По принципу расчленения или соединения знаний: аналитический,синтетический, обобщающий.
6.По характеру движения мысли от незнания к знанию:индуктивный, дедуктивный.
Методы и примеры, используемые на уроке, были педагогическиоправданы, соответствовали его структурным элементам; соответствовали реальнымвозможностям учеников данного класса; оказывали развивающее, коррекционное,воспитательное воздействие.
Средства обучения (задания, дидактические пособия,предметные картинки) использовались адекватно цели и задачам урока.
Были полностью реализованы принципы: доступности знаний,поэтапного формирования
знаний и умений, наглядности, системности, индивидуальногоподхода к уч-ся.
В процессе урока использовались различные формы обучения:индивидуальная, фронтальная, дифференцированная. Сочетание индивидуальной ифронтальной работы было целесообразно.
Не формировался навык коллективной работы, т.к. ученикинедостаточно адаптировались к школьным условиям.
Структура урока полная, соответствует цели и типу урока.
Начало и конец урока организованы. Время на каждом этапераспределено оправданно.
Материал урока последовательно усложнялся: от счётаконкретных предметов к самостоятельной работе с опорой на наглядность.
Темп ведения урока оптимальный.
Активность и работоспособность учащихся активизировалисьсменой динамических пауз,
системой вопросов, включением игровых моментов, яркой наглядностью,занимательным материалом.
Приёмы стимуляции работы учащихся: поощрение, похвала,учебная игра, создание ситуации успеха.
Атмосфера урока была спокойной, доброжелательной. Ястремилась быть настойчивой в осуществлении цели, не терять самообладания,такта, создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка.
В целом, цель урока достигнута – учащиеся показализнание состава числа 3, умение присчитывать, отсчитывать, пересчитывать.
Урок построен на основе применения положения теории Л.С. Выготского о зонах актуального развития, ближайшего развития и теории П. Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Применялисьтехнологии, используемые в педагогическом процессе:
1)Здоровьесберегающие.
2)Обучения и воспитания с учётом типов ЦНС.
3)Индивидуализация обучения.
4)Личностно-ориентированного подхода.
5)Педагогической дифференциации учащихся специальнойкоррекционной школы 8 вида.
6)Выявления психологических причин и коррекции трудностейпри обучении младших школьников математике.
Урок имел выраженную коррекционно-развивающуюнаправленность: материал урока развивал устойчивость и переключаемостьвнимания, слуховое и зрительное восприятие, мыслительные процессы анализа исинтеза, обобщение, пространственную ориентировку, мелкую моторику рук,лексикограмматический строй речи.
Считаю, что урок был эффективен, т. к. удалосьреализовать обучающие, развивающие, воспитательные задачи в полном объёме.