Картотека д./игр иупражнений по теме:
«Использованиехудожественного слова в развитии речи детей».
- Узнай сказку, потешку, рассказ (по отрывку).
Цель: «Развиватьпамять детей, внимание, желание и умение по отрывку узнавать сказку, потешку,рассказ, вызывать интерес к художественной литературе».
- Узнай сказку (по картинке).
Цель: «Воспитыватьинтерес к сказкам, учить внимательно рассматривать картинки, узнавая героев иназвание».
- Докончи рассказ.
Цель: «Развиватьтворческие способности детей, внимание, умение придумывать свой вариантокончание рассказа, передавать содержание полностью»
- Расскажи сказку по модели.
Цель: «Упражнятьдетей пользоваться моделью при рассказывании, соотнося схематичное изображениес речью».
- Загадки.
Цель: «Развиватьнавыки описательной речи, ум, проявлять смекалку и сообразительность».
- Речевые логические задачи.
Цель: «Систематизироватьзнания о природе, поддерживать любознательность и активную работу мысли,внимательно слушать текст».
- Подскажи словечко.
Цель: «Учитьотгадывать загадки, понимать смысл,
закреплятьнавыки доказательства, развивать навыки описательной речи».
- Путешествие по сказкам.
Цель: «Развиватьдиалогическую речь, вспоминать отрывки из сказок, улавливать последовательностьсобытий, прививать интерес к книгам».
- Вспомни автора.
Цель: «Прививатьинтерес к художественной литературе, к авторам через игру, желание встретитьсяс известными книгами вновь».
- Вспомни название произведения.
Цель: «Воспитыватьинтерес и любовь к литературе,
развиватьвнимательность, слух, память».
- Перепутанные фразы.
Цель: «Упражнятьдетей усваивать последовательность развития сюжетов сказок и рассказов,обогащать словарный запас».
- Назови героя ласково.
Цель: «Упражнятьдетей в употреблении слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами,формировать звукопроизношение».
- Подбери картинку к стихотворению.
Цель: «Предложитьдетям подобрать картинку времён года к прочитанному рассказу, стихотворению.Развивать поэтический слух, внимание».
- Сложи картинку (сюжет из сказки).
Цель: «Упражнятьв составлении целого из его частей, воспитывать целеустремлённость, желаниесложить картинку, увидеть сюжет».
- Подбери стихотворение к картинке.
Цель: «Помочьдетям подобрать к предложенным сюжетным картинкам стихотворения; развиватьпоэтический слух, внимание к прочитанному».
- Что такое хорошо и что такое плохо.
Цель: «Спомощью рассказов и сюжетных картинок помочь детям осознать и реализовать всвоём воображении правила поведения; приобретать чёткое представление о нормахи правилах, существующих в обществе, приобщать к общечеловеческим ценностям,развивать речь детей».
- Расскажи о любимом герое.
Цель: «Развиватьумения детей составлять связные рассказы, использовать в речи сложныепредложения, вспоминать любимых героев из сказок, рассказов».
- Копилка слов в картинках.
Цель: «Закреплятьумение внимательно рассматривать иллюстрации, подбирать точные по смыслу слова,пополнять словарный запас детей».
- Придумай название к рассказу.
Цель: «Развиватьу детей умение работать с текстом, желание самим придумывать своё названиерассказу, закреплять навык последовательного пересказа».
- Вспомни загадку (по рисунку).
Цель: «Развиватьум, наблюдательность, память, смекалку детей, умение отгадывать загадки».
- Придумай диалог.
Цель: «Учитьдетей строить диалог между двумя героями известных сказок, учитывая иххарактер, придумывая ситуацию, в которой им пришлось встретиться».
- Узнай героя по описанию.
Цель: «Учитьдетей узнавать по описанию героев из сказок, отмечать существенные признакивнешнего вида и поведения, активизировать словарь, получать радость от встречисо сказочными персонажами».
- Поймай рифму.
Цель: «Учитьподбирать рифмующиеся слова, развивать речь,
вызыватьжелание сочинять простые стихотворения».
- Поищем и найдём волшебные слова.
Цель: «Помочьдетям найти добрые слова в книгах, учить применять их
вовзаимоотношении с поступком, развивать речь, внимательность».
- Я знаю пять названий.
Цель: «Закреплятьв игре названия книг, их авторов, персонажей; воспитывать интерес к книгам,развивать память».
- Какое слово пропущено в стихотворении.
Цель: «Развиватьслуховое внимание, память, интерес к поэтическому литературному жанру».
- Сочиняем сказку.
Цель: «Учитьдетей придумывать различные ситуации с помощью заместителей предметов,развивать речевую активность».
- Составь предложение по сюжету.
Цель: «Развиватьграмотность речи, способность составлять предложения, быть внимательным ксюжету, анализировать своё предложение».
- Загадки о цветах в стихах.
Цель: «Учитьосмысливать загадки, отличать их от других произведений малых фольклорных форм,самостоятельно их составлять, запоминать названия цветов, активизироватьсловарь».
- Скажи фразу с разной интонацией.
Цель: «Учитьдетей произносить фразы из сказок с разной интонацией (вопросительной,удивлённой, с разной силой голоса, в разном темпе), развивать творческиеспособности, речь детей».
- Когда это бывает?
Цель: «Используястихотворения закреплять знания детей о временах года, развивать связную речь,внимание, находчивость, воспитывать эстетические эмоции и переживания, уважениек поэту».
- Позовём сказку.
Цель: «Используячудесный мешочек, доставать игрушки, сочиняя про них сказку; развиватьтворческое воображение детей, учить эмоционально передавать переживаниядействующих лиц.
- Что забыл нарисовать художник?
Цель: «Активизироватьумственную деятельность, развивать внимание, замечать предметы, отсутствующиена картинках, характерные для героев сказок».
- Игра – конкурс «Лучшая роль».
Цель: «Побуждатьдетей к поиску выразительных средств
дляпередачи характерных особенностей персонажей».
- Было – будет.
Цель: «Уточнятьпредставления детей о прошлом, настоящем и будущем времени, используястихотворения, развивать быстроту мышления, сообразительность».
- Так бывает или нет?
Цель: «Спомощью небылиц развивать логическое мышление, умение замечать и доказывать непоследовательностьв суждениях».
- Игра с пальчиками.
Цель: «Приучатьслушать речь, понимать, о чём говорится в потешке;
соотноситьслова с действием пальцев».
- От зёрнышка до булочки.
Цель: «Спомощью художественной литературы и сюжетных картинок дать детям представлениео том, откуда на столе появился хлеб; воспитывать бережное отношение к хлебу итруду; развивать интерес к чтению познавательных книг».
- Придумай загадку.
Цель: «Учитьдетей придумывать загадки, составлять связный рассказ о предметах, подбирать ииспользовать в речи сложные предложения, эпитеты, метафоры, сравнения».
40. Расскажисказку по опорным картинкам.
Цель: «Развиватьречь детей, умение пересказывать сказку по опорным предметным картинкам,проявлять творчество в пересказе».
- Подбери пословицу.
Цель: «Учитьдетей понимать значение пословиц, связывать их с определённой ситуацией,подбирать пословицы к рассказам, сказкам, басням».
- Добавлялки.
Цель: «Развиватьслуховое внимание, обогащать словарный запас детей, учить подбирать рифму».
- Тихо или громко.
Цель: «Учитьдетей управлять своим голосом, произносить разные стихотворения с разнымуровнем громкости, использовать интонацию в зависимости от конкретного речевогожанра».