Открытыйинтегрированный урок литературного чтения и изобразительного искусства во 2 «Б»классе: «Осень. Волшебные краски осени».
Учительначальных классов Лиджиева Айса Александровна
Цель урока:
1. Показать, как писателии художник выражает свои чувства через слово, звуки, краски и наоборот, какиечувства вызывают в нас слово, звук, краска.
Учить воспринимать произведения искусства,находить в них поэтические образы природы. /Воспитывать любовь к природе, кпоэзии. /
Развивать наблюдательность испособствовать формированию эстетического отношения к действительности.
МАТЕРИАЛЫ.
1. Дляучителя:
а) Репродукции картин И.И. Левитана: «Золотаяосень»
б) Фотографии-слайды осенней природы.
в) Антонио Вивальди «Осень. Октябрь».
г) Загадки, приметы, стихи осени.
2. Для учащихся:
Художественный материал /акварель, гуашь/,бумага, тампоны, кисти, осенние листья, презентация.
1. Организационный момент.
Здравствуйте.
-Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами окунёмся в мир поэзии иживописи. Думаю, что мы с вами с радостью поделимся нашими чувствами и мыслями,которые возникнут на уроке. (Слайд 1).
Актуализация знаний.
2. Сейчас, я загадаю вамзагадки. (На доске висят осенние листья с загадками)
Слякоть. Лужи. Непогода.
Дождевое время года.
Тучи небо бороздят,
В парке пёстрый листопад.
Ветер песни завывает,
В кучи листики сметает.
Дождик льёт как из ведра.
Что за дивная пора?! (Осень)
Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто … (Листопад )
С неба капает уныло.
Всюду мокро, всюду сыро.
От него легко спастись,
Лишь зонтом обзавестись. (Дождь)
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
3. Мотивация к учебнойдеятельности.
-Ребята, все верно вымолодцы. А давайте теперь посмотрим на отгадки. (Слайд 2).
Кто догадался, а какомвремени года, сегодня на уроке мы будем говорить?
— Правильно!!! Обосени!
Хорошо! Давайтевспомним о приметах осени, назовите мне их?
(опросить два-три ученика о приметах). (Слайд3)
4. Вступительная беседа.
-Да правильно, сегодня на уроке мы будем рисовать, говорить об осени. Жизньприроды необычна и изменчива, но она полна удивительных событий. (Слайд 4).
— Ребята, я больше всего люблю золотую осень. А какуюосень любите вы? Почему? (опрос учащихся).
— А почему осень называют золотой? ( на самом ли деле надеревьях золото висит?).
— Нет, это переносное значение. Листьяна деревьях из зеленых перекрашиваются в самые разные оттенки золотого изолотистого цвета.
— Осенью восхищались многие поэты,художники, музыканты, и каждый по-своему показал её в своих произведениях.Рисуя природу, они выражали своё отношение к ней, передавали нескрываемуюлюбовь к родной земле, родной природе.
У многих поэтов осень тоже была любимым временем года.
И чтобы в этом убедиться, давайтепрочтем стихотворение писателя Алексея Толстого ( слайд 5).
Стихотворение Алексея Толстого«Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…» (с. 62 учебника).
—Поднимите , руки, кто помнитстихотворение Алексея Толстого «Обсыпается наш бедный сад..» «? Хорошо!Молодцы! ( Учащиеся рассказывают стихотворение).
Осень.Обсыпается весь наш бедный сад,
Листьяпожелтелые по ветру летят;
Лишьвдали красуются, там на дне долин,
Кистиярко-красные вянущих рябин.
— А теперь представим осенний лес. Любил осень великийрусский художник Исаак Ильич Левитан. (слайд 6).
— У него есть замечательная картина, котораяназывается «Золотая осень», которая очень разнообразна, красива. ( слайд 7).
— Что вы видите на картине? (Ответыучащихся).
— Какое небо? Какая трава? Есть ли солнышко?
— В пейзаже преобладаюттеплые, золотистые краски. На картине изображена опушка леса. Одетые в желтуюлиству березки выделяются на фоне голубого неба. Две трепетные осинки, какподружки, притаились на краю рощи. Они уже сбросили свою листву. Через рощубежит речка. Вода в ней темная, потому что холодная. Вдалеке вода светлее, вней отражается синева неба. Река течет к деревеньке, которая видна на холме.
— В своей картине «Золотая осень» художник показал намуголок родной природы.
— Какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать осень?
(желтая,золотая, красная, зеленая, бордовая, коричневая…)
5. Физкультминутка.
Проводимгимнастику для рук.
Раз, два, три, четыре, пять – (Сжимают и разжимают кулачки.)
Будем листья собирать.
Листья берёзы, (Загибают на каждую сточку по одному пальцу.)
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Гимнастика для глаз.
Вверх-вниз, влево-вправо.
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись,снять напряжение, считая до десяти.
-Давайтевспомним с вами технику безопасности на уроке рисования. (слайд 8)
Положитьперед собой альбом.
Какнужно правильно сидеть за партой?
Неделать резких движений во время работы.
Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
Осторожнопользоваться красками и необходимыми на уроке материалами.
Непокидать рабочее место без разрешения учителя.
_ Ребята, а сейчас вы с вами нарисуете золотую осень!
Пока вы будете работать над рисунком, для вас явключу музыку. У великого итальянского композитора Антонио Вивальди естьпрекрасная музыка, которая называется «Осень». (слайд 9).
Учащиесярисуют. Учитель ходить по рядам, помогает ученикам. (слайд 10).
5. Обобщение.
-Какие краски характерны для осени?
-С произведениями какого художника мы познакомились?
-Музыка какого композитора звучала?
Ребята,осталось пару минут, пожалуйста заканчиваем.
6 .Рефлексия.(слайд 11).
Увас на столе осенние листья, разного цвета.
Есливы многое узнали на уроке, старались активно работать, то поднимите желтыйлист. А если у вас не совсем получилось, то поднимите красный листочек.
7. Подведём итогурока.
Ребята,я прошла по рядам, вы все работали очень хорошо. Я вам всем поставлю 5. Вымолодцы. (слайд 12).
-Спасибо всем за урок, за внимание. Вы молодцы!
