МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.САЯНОГОРСК
«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 8»
655600 РеспубликаХакасия, г.Саяногорск, Интернациональный м/р., д.20,
Тел.: 8 (39042)6-43-91; 2-36-33 Факс: 8 (39042) 6-43-91; E—mail: school_8_031@mail.ru
Рассмотрено на заседании Утверждено
методическогосовета приказомот__________№_____
от _______ протокол №______ директор школы
председательсовета_________ И.С.Кузовникова______________
Принято на заседании
Педагогического совета
от_______протокол №_______
РА Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
по истории
для обучающихся по адаптированной основнойобщеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями),
(вариант 1)
8 класс
Учитель:
А.Ю.Войнова,
высшаякатегория
г.Саяногорск, 2022г.
Особенности преподавания учебного предметаистории в 8-м классе.
Данная программа рассчитана на детей, обучающихся поадаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью. Урокипо предмету рассматриваютсякак коррекционные.
В классе обучается 10 человек по решению ПМПК. Обучение предмету проводится 2 год.
Особенности обучающихся.
|
Специальные образовательные условия
|
У большинства детей наблюдаются нарушения объема и темпа восприятия изучаемого материала.
|
Разделение сложного учебного материала на части; использование печатных текстов с заданиями, которые требуют минимального заполнения. Поэтапное разъяснение заданий и последовательное их выполнение; повторение инструкций к выполнению заданий. |
Имеются нарушения в развитии мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации Мария М., Андрей К. |
Постепенный переход от конкретно-образной наглядности к символическим пособиям (схемы, карты), развитие абстрактного мышления; формирование у обучающихся исторических понятий. |
Активность мыслительных процессов снижена у Даниила Б., Ирины Т. Ученики раньше времени начинают выполнять работу, не дослушав задания до конца. |
Поэтапное разъяснение заданий и последовательное их выполнение; повторение инструкций к выполнению заданий. Использование наглядности, аудио — визуальных технических средств обучения, иллюстраций. |
Очень слабое запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации у Марии М.
|
Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики нарушения развития. Использование наглядности, аудио — визуальных технических средств обучения, иллюстраций. |
Не устойчивое внимание и трудности в сосредоточенности испытывают почти все дети. |
Перемена видов деятельности; чередование заданий в ходе урока; проведение физкультурных пауз. Дифференцированное и индивидуализированное обучение детей с учетом специфики нарушения развития. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства. |
Неумение понимать изучаемый материал, несформированность воображения наблюдается у большинства обучающихся класса. |
Уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности, активное познание предметов и явлений окружающей действительности с привлечением анализаторов: зрения, слуха, осязания и т. д. |
Недостатки речевой деятельности, низкий словарный запас у всех учеников класса.
|
Работа над расширением и активизацией как активного, так и пассивного словаря. Увеличение объёма и качества словарного запаса по различным темам, артикуляционная гимнастика, чистоговорки, произношение трудных терминов, соблюдение речевого режима, проведение речевых гимнастик на развитие мыслительной деятельности и выработку произвольного запоминания. |
Нарушения в эмоциональной и волевой сфере имеют: Андрей К., Артём М.
|
Проведение систематической работы, направленной на развитие самостоятельности. Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания. Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями. |
Для обучающихся с нарушением интеллекта вкурсе «История Отечества» целесообразно последовательное изучение историческихсобытий, которое обеспечит более глубокое понимание материала, облегчает иускоряет формирование знаний. Обучающиеся в силу особенностей своего развития(низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи,примитивный активный словарь, нарушения последовательности высказывания и пронстранственновременных представлений) не могут воспринимать исторический материал в большомобъеме.
Одним из основных методов работы собучающимися является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся ушкольников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнитьих, активизировать поисково –познавательную активность, речевую деятельность,внимание.
Планируемые предметные результаты.
Образовательные:
Обучающиеся получат возможность для формирования:
§ представлений обэлементарных знаниях курса «Истории Отечества»:
крупных исторических событиях, жизни, быте людейразных эпох;
§ навыков работы с учебником, с тетрадью, с историческойкартой;
§ умения осмысленно, воспринимать прочитанное;
§ умения грамотно отвечать на вопросы по прочитанному;
§ умения формулироватьвопросы, составлять развернутые ответы;
§ умения анализироватьизучаемые события.
Обучающиеся должны знать:
§ когда началось и закончилось событие (повыбору);
§ как протекало конкретное событие;
§ великих русских поэтов, писателей,ученых.
Обучающиеся должны уметь:
§ пользоваться лентой времени;
§ устанавливать причинно-следственные связии зависимости, связь исторических событий;
§ выделять главную мысль в отрывке историческойстатьи;
§ оценивать ответ ученика, дополнить его,пользуясь учебником и картой.
Коррекционные:
Обучающиеся получат возможность для:
§ развития речи, памяти,внимания, восприятия, запоминанию
§ развития элементарное логическое мышление
§ умения устанавливать последовательность событий
§ умения применять полученные знания в практическойдеятельности
§ умения анализировать и сравнивать, устанавливатьпоследовательность событий.
Воспитательные
Обучающиеся получат возможность для формирования:
§ интереса к предмету, к изучению истории Отечественной истории
§ чувства гордости и любви к своей Родине, её людям, к своей семье
§ чувства восхищения и уважения к героям Отечества
§ стремления вырабатывать в себе моральные качества.
Содержание учебного предмета.
Иван III Великий — глава единого государства Российского.Расширение государства Российского за счет присоединения новых земель: Псков,Смоленск, Рязань и т. д. Борьба монастырей с еретиками, влияние православнойцеркви на Великого князя и его окружение. Противостояние бояр усилению властиМосковского князя и их борьба за свои привилегии.
Первыйрусский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Борьба ИванаГрозного с боярами. Малюта Скуратов — гроза бояр и правая рука царя.
ПрисоединениеВеликой реки Волги и всех земель вокруг нее к Российскому государству.Покорение Ермаком Сибири. Ливонская война — попытка присоединения балтийскихземель для обеспечения свободного выхода России к Балтийскому морю. Царскийдвор и его дворянское окружение. Быт горожан и ремесленников. Стрельцы, их быти назначение стрелецкого войска. Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: ихбыт, нравы и традиции. Строительство нового Московского Кремля и участие в неминостранцев. Путешествие Афанасия Никитина в Индию и его книга «Хождение за триморя». Великий иконописец Андрей Рублев. Первопечатник Иван Федоров и первоеиздание книг в России.
БорисГодунов и тайна гибели царевича Дмитрия — наследника царского престола.Последовавшее за тем Смутное время. Самозванцы. Семибоярщина и поход поляковна разоренную Россию. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.
Началоправления династии Романовых. Первый Романов –Михаил. Второй Романов –Алексей Михайлович Тишайший. Восстание Степана Разина. Назначение патриархаНикона и раскол в Православной церкви. Защита православной веры от влияниякатоличества: создание православных братств (школ). Запорожская сечь. ОсвоениеСибири. Культура и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. Строительство патриархом Никоном Ново-Иерусалимскогомонастыря как символа укрепления православной веры. Славяно-греко-латинскаяакадемия. Ученый монах Симеон Полоцкий.
Воцарение Петра I: борьба с сестрой — царевной Софьей, претендующейна царский престол. Стрелецкий бунт. Преобразования Петра I. Строительство Санкт-Петербурга. Полтавская битва: разгромшведов. Карл XII и гетман Мазепа. Петр I — первый российский император. Личность Петра I Великого. Александр Меньшиков — друг и первыйпомощник Петра I в его деятельности. Введениеевропейской моды при царском дворе. Борьба со старыми порядками и устоями.Преобразования Петра I в области культуры: новыйалфавит, издание первой русской газеты, введение нового календаря, обучениедетей дворян за границей и т. д.
Перваяженщина-императрица — Екатерина I(вдова Петра I): основание Академии наук России,присоединение Аляски. Борьба «немецкой» и «русской» парами при дворе за влияниена российский престол. Дворцовые перевороты.
ЦарствованиеЕлизаветы Петровны: основание в Москве первого Российского университета,Академии художеств, первого русского театра. Деятельность графа Шувалова ивеликого Ломоносова.
ЦарствованиеЕкатерины П. Победы черноморского флота во главе с графом Орловым.Завоевание графом Потемкиным Молдавии и Крыма. Знаменитый полководец АлександрСуворов: взятие Измаила и разгром польских повстанцев. Преобразования ЕкатериныII в области культуры и просвещения:открытие школ и училищ, Смольный институт благородных девиц — первое высшееучебное заведение для женщин, составление первого словаря русского языка,издание первого литературного журнала. Установление губернского управления встране.
Жизньи быт дворян, купечества, мещан, ремесленников и крестьян в XVIII веке. Восстание Емельяна Пугачева.Русские изобретатели и умельцы: Кулибин И. П. и Ползунов И. И. Развитие наукии искусства. Памятники культуры XVIIIвека в родном городе, крае.
Павел I и его дружба с Наполеоном. Приход квласти Александра I и заключение мира с Францией.Претензии Наполеона на мировое господство. Нападение на Россию. Отечественнаявойна 1812 г. Михаил Илларионович Кутузов — главнокомандующий русской армией,другие знаменитые полководцы: князь Багратион, генерал Раевский. Мужестворусских солдат. Бородинская битва. Московский пожар. Герои партизанской войны:Герасим Курин, Денис
Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов идругие. Гибель армии Наполеона.
ПравлениеАлександра I. Полный свод законов Сперанскогои военные поселения Аракчеева. Выход декабристов на Сенатскую площадь вСанкт-Петербурге. Расправа Николая I сдекабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. Разгром турецкого флота адмираломНахимовым. Героическая оборона Севастополя.
ПравлениеАлександра II: освобождение крестьян,запрещение телесных наказаний, отмена военных поселений, продажа США Аляски,спасение братской Болгарии от турецкого ига. Убийство Александра П.
Приходк власти Александра III — миротворца. Строительствофабрик, заводов и железнодорожных дорог, денежная реформа, увеличение торговлис другими государствами. Рабочий вопрос. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С. Ю. Витте и фабрикант Т. С. Морозов.
XIX век — век развития науки и культуры. А. С. Пушкин — великий русскийпоэт. Л. Н. Толстой — великий русский писатель. Русская опера, балет и развитиетеатра. Музыка П. И. Чайковского. Первая женщина-математик Софья Ковалевская.Величайший русский певец Ф. И. Шаляпин. Развитие образования и науки, живописии архитектуры.
Тематическоепланирование в 8 классе
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Основные виды учебной деятельности. |
1. |
Раздел I Единая Россия (конец XV века – XVII век)
|
19 |
Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Активное участие в обсуждении вопросов Что такое история; что изучает история, как пользоваться книгой по истории; по каким источникам мы узнаём о жизни людей в прошлом; кто живет рядом и вокруг России; наша Родина — Россия; наша страна на карте. |
2. |
Раздел II Великие преобразования России в XVIII веке. |
18 |
Слушание объяснений учителя. Совместно с учителем освоение учебного материала. Систематизация учебного материала. Просмотр учебных фильмов. Анализ карт, таблиц, схем. Активное участие обучающихся в монологических формах работы (пересказ прочитанного, составление рассказа), в самостоятельной деятельности на уроке. Участие в объяснении новых терминов и понятий в работе с словарём. Участие детей в беседе, дискуссии, обоснование своей точки зрения. |
3. |
Раздел III История нашей страны в XIX веке. |
22 |
Слушание объяснений учителя. Совместно с учителем составлять план действий, выделять проблему, ставить задачи, формулировать ожидаемые результаты, анализировать ситуацию, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми. Участие в объяснении новых терминов и понятий в работе. Восприятие учениками нового материала с текстом учебника; включение в обсуждение прочитанного, принятие решения; умение делать выводы. Самостоятельная работа с учебником. Работа с раздаточным материалом. Выполнение заданий по разграничению понятий. Участие детей в беседе, дискуссии, обоснование своей точки зрения. |
4. |
Повторение. |
9 |
Выполнение тестов, самостоятельных работ, умение оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми; умение кратко анализировать просматриваемые учебные фильмы. Выполнение работ практикума. |
5. |
Итого
|
68 |
|