МКДОУТогучинского района «Тогучинский детский сад №1»
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности с детьми среднегодошкольного возраста
натему:
«ЗВУКОВАЯКУЛЬТУРА РЕЧИ: ЗВУКИ Р и РЬ».
Речевоеразвитие.
Учитель-логопед: Глебова Т.С.
Тогучин2021г
ЦЕЛЬ: познакомитьдетей со звуком р и рь Задачи:
образовательная:
— преобразованиеслов существительных во множественное число.
Развивающие:
— расширятьсловарный запас путем введения новых слов с разъяснением их лексическогозначения;
— добиться правильного звучания изолированного звука в речи ребёнка через игровые приёмы и демонстрацию правильной артикуляции со сторонывоспитателя (приём подражания);
— развиватьартикуляционную моторику;
— способствоватьразвитию координации речи с движением;
— способствовать развитию зрительной памяти; Воспитательные:
— воспитывать умение работать в коллективе, чувство уважения друг кдругу; — воспитывать заботу о животных и птицах.
Методы и приемы: создание интереса, беседа, показкартинок, сюрпризный момент, дидактические игры
Тип занятия: Изучение и усвоение нового материала
Форма организации: Беседа в игровой форме, сдемонстрацией нового материала
Активизациясловаря: введение следующих слов в словарь детей: корзинка,покрывало, перинка, простынка, снегирь, воробей, ворона, сорока,
Оборудование: игрушка щенок, корзинка с постельнымипринадлежностями (простынка, покрывало), картинки птиц 4 шт.,кормушка.
Раздаточный материал: картинки, раскраски, зерно,хлеб
Доброеутро дети!!!
Вы сегодня, когда шли в детский сад не замерзли? ДедушкаМороз вас за носик, щечки не трогал? Ручки ваши не морозил? Погода на улицесегодня какая? (морозная, снег под ногами скрепит, трещит,а если на него падает свет, то искриться) (выслушиваем ответы детей)
А вот когда я сегодня шла в детский сад, мне у входаповстречался щенок, он очень замерз, и мне пришлось взять его к нам в группупогостить, и отогреться я его положила в корзинку, на перинку,простынку, и укрыла покрывальцем.
Ой, что-то я от такого рассказасовсем замерзла, да и у вас гляжу носики, покраснели,ручки посинели. Давайте-кана них подуем, потрем их хорошенечко, похлопаем себя по плечикам, прогоняяхолод, потопаем ножками, обнимем соседа, чтобы ему теплее стало. Ну, вот мне ужедаже жарко стало, а вам? А вы согрелись?
Смотрите и щенок в коробочке тоже согрелся.Посмотрите, какой он, красивенький, щерстка у него серенькая.Дети давайте с ним познакомимся (знакомимся с щенком (дети представляются щенкувсе по очереди)). Рэкс пришел к вам сегодня в гости и в подарочек длявас принес, он хочет подарить для вас звук р и рь . Дети, а что происходитс нашим язычком, когда мы рычим (он у нас прячется за верхнимизубками и дрожит, давайте попробуем). А ещё когда мы произносим звук «Р,РЬ»,губы растянуты в улыбку.
Давайте-ка с вами хорошенькопотренируемся и порычимррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррррр, молодцы, отлично увас получается
Дети, а вам не кажется, что кто-то за нашим занятиенаблюдает еще. Вот у меня такое ощущение, что кто-то на нас с вами смотрит.Ой, посмотрите, да это же птички на раму окна уселись и на нас свами глядят. Что-то я не пойму, какие же это птички. А давайте их с вамисфотографируем и внимательно по фотографии рассмотрим.(Фотографируем руками птичек, встаем из-за стола, встаем напротив окна ифотографируем). А теперь давайте закроем глазки, поколдуем и порычим,ведь щенок Рэкс подарил нам не простой, а волшебный звук Р и рь,и посмотрим, что произойдет?рррррррррррррррррр (пока у детейзакрыты глаза, воспитатель раскладываем картинки птиц сидящих на дереве) Ой,смотрите, наши с вами фотографии появились. Какие вы молодцы, всехптичек сфотографировали. Но так как птички еще и на дереве заокном сидели, что-то их плоховато видно, давайте на нашу фотографию черезбинокль посмотрим, делаем из рук бинокль и смотрим на рисунок. Ну вот, теперь все птички хорошо видны. Давайте будем отгадыватьзагадки и узнаем, кто же к нам в гости прилетел:
Чик-чирик! К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей! Кто это?
Верещунья белобока, а зовут ее …
СОРОКА
Выпал снег, а эта птица Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым… (снегирем).
Дети, а вы заметили, что в названиях этих птиц есть тожезвук р,рь
А теперь, когда птичек мы с вами отгадали давайте поиграемв такую игру
Начинаетсяигра ра ра ра ра
Прилетелиснигери- ри ри ри ри
Оченьмного снигерей рей рей рей рей
Дадимкорма снигерям рям рям рям рям
Красота, покормили снегиря ря ря ря ря
Вотзакончилась игра ра ра ра ра
А теперь давайте поиграем с вами в один многои ласковые слова с мячиком
(воробей-воробьи- воробушек
Перо-перья-перышко
Крыло крылья крылышко
Снегирь-снегири-снегирек Грудкагрудки-грушушка)
Дети, мне опять кажется, что за нами подглядывает еще однаптица. Давайте посмотрим вокруг. Ой, смотрите вот она. Давайте ис ней познакомимся. Как зовут тебя? ВОРОНА
Что ты делаешь ворона? КАРКАЮ КАРКАЮ
Что кричишь как на пожаре? ХОРОША Я,ШОРОША Я, КРАСАВИЦА А вы дети каркать умеете? (дети показывают, как оникаркают)
ФИЗМИНУТКА «Вороны»
Вотпод елочкой зеленой (встать)
Скачутвесело вороны: (попрыгать)
Кар-кар-кар!(хлопать над головой в ладоши)
Целыйдень они кричали, (повороты туловища влево-вправо)
Спатьребятам не давали: (наклоны туловища влево-вправо)
Кар-кар-кар!(Громко.) (хлопать над головой в ладоши)
Толькок ночи умолкают (махать руками как крыльями)
Ивсе вместе засыпают: (сесть на корточки, руки под щеку — заснуть)
Кар-кар-кар! (Тихо.) (хлопать над головой в ладоши)
Дети, давайте вспомним и повторим и проговорим,какие птички прилетели к нам в гости (воробей, сорока,снегирь, ворона)
Снегирь,и сорока, и клёст, и синицы–
Зимуюту нас эти чудныептицы.
Ичтоб они жили по-прежнему снами, Мы будем кормить их, конечно же,сами.
(каждым пальчиком нажимаем на подушечку большого пальца по очереди на
каждойруке)
– Ребята, а давайте теперь вспомним о чем мы с вами говорили:
— кто к намсегодня приходил в гости (щенок РЭКС)
— как он рычит (р р р р р р р)
— какой звук оннам подарил (р, рь)
— какие птицы кнам в гости прилетали? (воробей, снегирь, сорока, ворона).
— Кто из этихптиц чирикает? (Воробей).
— Кто из этихптиц трещит? (Сорока).
— как разговариваетворона (каркает кар кар кар)
— Как людипомогают птицам зимой? (Подкармливают их).
— Как называется«птичья столовая»? (Кормушка).
Дети теперь мы с вами знаем, что есть такой звук р, рь,и он теперь у нас с
вами есть, нам его подарили нашигости
Пальчиковаягимнастика: «Кормушка».
Сколько птиц к кормушке нашей (Дети сжимают и разжимаютку- Прилетело? Мы расскажем: лачки).
Две синицы, воробей, (Детизагибают пальцы на руках, Шесть щеглов и голубей, начиная сбольшого).
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (Дети «сыплют»зернышки).
А теперь послушайте внимательно вот такое стихотворениеПтицам холодно зимой, Птицам голодно порой.
Вы,ребята поспешите,
Их бедняжек подкормите. Крошки, семечки и сало Вотчего им не хватало.
Ягоды рябины, орехи и пшено, В кормушки положите,Сделайте добро!
Сохранитьприроду, мы можем без труда,
Повесим лишь кормушки у своего окна. Ведь все насвете птицы Нам с тобой друзья!
О ком это стихотворение? О чем в нем говорится?
Дети, представьте себе, а если бы все птицы взяли иисчезли? Выслушиваем ответы
А теперь давайте возьмем хлебушек, накрошим крошечек,добавим зернышек, и когда пойдем на прогулку с вами, высыпим приготовленнуюнами еду птичкам в кормушки.
Молодцы: Теперь я спокойна – вы неоставите птиц в беде, будете о них заботиться и они смогут пережить морознуюхолодную зиму.
А за то, что вы заботитесь о птичках, они вам дарят раскраску,где вы сможете самостоятельно раскрасить красивую птичкуснегиря, который сидит на рябиновой веточке
Дети,а что вам понравилось больше всего на занятии?
Приложенияк конспекту
ПТИЦЫСО ЗВУКОМ Р ,РЬ
ДЕРЕВО СПТИЦАМИ
РАСКРАСКА