X-PDF

Рабочая программа по математике 6 класс

Поделиться статьей

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА МАТЕМАТИКА 

Рабочая программа поматематике для обучающихся 6 классов разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта основного общего образования сучётом и современных мировых требований, предъявляемых к математическомуобразованию, и традиций российского образования, которые обеспечивают овладениеключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования исаморазвития, а также целостность общекультурного, личностного ипознавательного развития обучающихся. В рабочей программе учтены идеи иположения Концепции развития математического образования в РоссийскойФедерации. В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельностиневозможно стать образованным современным человеком без базовой математическойподготовки. Уже в школе математика служит опорным предметом для изучениясмежных дисциплин, а после школы реальной необходимостью становится непрерывноеобразование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, втом числе и математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт числопрофессий, связанных с непосредственным применением математики: и в сфереэкономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в гуманитарныхсферах. Таким образом, круг школьников, для которых математика может статьзначимым предметом, расширяется.

Практическая полезностьматематики обусловлена тем, что её предметом являются фундаментальные структурынашего мира: пространственные формы и количественные отношения от простейших,усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых дляразвития научных и прикладных идей. Без конкретных математических знанийзатруднено понимание принципов устройства и использования современной техники,восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической,политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность.Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы,находить и применять формулы, владеть практическими приёмами геометрическихизмерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц,диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и понимать вероятностныйхарактер случайных событий.

Одновременно срасширением сфер применения математики в современном обществе всё более важнымстановится математический стиль мышления, проявляющийся в определённыхумственных навыках. В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методовмышления человека естественным образом включаются индукция и дедукция,обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация,абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений, правила ихконструирования раскрывают механизм логических построений, способствуютвыработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самымразвивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и вформировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании умений действоватьпо заданным алгоритмам, совершенствовать известные и конструировать новые. Впроцессе решения задач — основой учебной деятельности на уроках математики —развиваются также творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математикедаёт возможность развивать у обучающихся точную, рациональную и информативнуюречь, умение отбирать наиболее подходящие языковые, символические, графическиесредства для выражения суждений и наглядного их представления.

Необходимым компонентомобщей культуры в современном толковании является общее знакомство с методамипознания действительности, представление о предмете и методах математики, ихотличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об особенностяхприменения математики для решения научных и прикладных задач. Таким образом,математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культурычеловека.

Изучение математикитакже способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты иизящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоениюидеи симметрии.

ЦЕЛИИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

    Приоритетными целями обучения математике в 6 классе являются:

·        продолжение формирования основных математических понятий (число,величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность иперспективность математического образования обучающихся; 

·        развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся,познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучениюматематики; 

·        подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознаниювзаимосвязи математики и окружающего мира; 

·        формирование функциональной математической грамотности: уменияраспознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применятьосвоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретироватьполученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации.

Основные линиисодержания курса математики в 6 классе

арифметическая игеометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии ссобственной логикой, однако, не независимо одна от другой, а в тесном контактеи взаимодействии. Также в курсе происходит знакомство с элементами алгебры иописательной статистики.

Изучениеарифметического материала начинается со систематизации и развития знаний онатуральных числах, полученных в начальной школе. При этом совершенствованиевычислительной техники и формирование новых теоретических знаний сочетается сразвитием вычислительной культуры, в частности с обучением простейшим приёмамприкидки и оценки результатов вычислений. Изучение натуральных чиселпродолжается в 6 классе знакомством с начальными понятиями теории делимости.

Другой крупный блок всодержании арифметической линии — это дроби. К 6 классу отнесён второйэтап в изучении дробей, где происходит совершенствование навыков сравнения ипреобразования дробей, освоение новых вычислительных алгоритмов, оттачиваниетехники вычислений, в том числе значений выражений, содержащих и обыкновенные,и десятичные дроби, установление связей между ними, рассмотрение приёмоврешения задач на дроби. В начале 6 класса происходит знакомство с понятиемпроцента.

Особенностью изученияположительных и отрицательных чисел является то, что они также могутрассматриваться в несколько этапов. В 6 классе в начале изучения темы«Положительные и отрицательные числа» выделяется подтема «Целые числа», врамках которой знакомство с отрицательными числами и действиями сположительными и отрицательными числами происходит на основе содержательногоподхода. Это позволяет на доступном уровне познакомить учащихся практически совсеми основными понятиями темы, в том числе и с правилами знаков при выполненииарифметических действий. 

При обучении решениютекстовых задач в 6 классе используются арифметические приёмы решения.Текстовые задачи, решаемые при отработке вычислительных навыков в 6 классе,рассматриваются задачи следующих видов: задачи на движение, на части, напокупки, на работу и производительность, на проценты, на отношения и пропорции.Кроме того, обучающиеся знакомятся с приёмами решения задач перебором возможныхвариантов, учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц илидиаграмм.

В Примерной рабочейпрограмме предусмотрено формирование пропедевтических алгебраическихпредставлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости отматематического контекста вводится постепенно. Буквенная символика широкоиспользуется прежде всего для записи общих утверждений и предложений, формул, вчастности для вычисления геометрических величин, в качестве «заместителя»числа.

В курсе «Математики» 6класса представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образногомышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это важныйэтап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическомуровне, опирается на наглядно-образное мышление обучающихся. Большая рольотводится практической деятельности, опыту, эксперименту, моделированию.Обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и впространстве, с их простейшими конфигурациями, учатся изображать их нанелинованной и клетчатой бумаге, рассматривают их простейшие свойства. Впроцессе изучения наглядной геометрии знания, полученные обучающимися вначальной школе, систематизируются и расширяются.

МЕСТОУЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Согласно учебному плану в 6 классеизучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметическийматериал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры.Учебный план на изучение математики в 6 классе отводит 6 учебных часов внеделю, всего  204 учебных часа.

СОДЕРЖАНИЕРАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Натуральные числа

Арифметические действияс многозначными натуральными числами. Числовые выражения, порядок действий, использованиескобок. Использование при вычислениях переместительного и сочетательногосвойств сложения и умножения, распределительного свойства умножения. Округлениенатуральных чисел.  Делители и кратные числа; наибольший общий делитель инаименьшее общее кратное. Делимость суммы и произведения. Деление с остатком.

Дроби

Обыкновенная дробь,основное свойство дроби, сокращение дробей. Сравнение и упорядочивание дробей.Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части. Дробноечисло как результат деления. Представление десятичной дроби в виде обыкновеннойдроби и возможность представления обыкновенной дроби в виде десятичной.Десятичные дроби и метрическая система мер. Арифметические действия и числовыевыражения с обыкновенными и десятичными дробями. Отношение. Деление в данномотношении. Масштаб, пропорция. Применение пропорций при решениизадач. Понятие процента. Вычисление процента от величины и величины по еёпроценту. Выражение процентов десятичными дробями. Решение задач на проценты. Выражениеотношения величин в процентах.

Положительные иотрицательные числа

Положительные иотрицательные числа. Целые числа. Модуль числа, геометрическая интерпретациямодуля числа. Изображение чисел на координатной прямой. Числовые промежутки.Сравнение чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательнымичислами. Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки наплоскости, абсцисса и ордината. Построение точек и фигур на координатнойплоскости.

Буквенные выражения

Применение букв длязаписи математических выражений и предложений. Свойства арифметическихдействий. Буквенные выражения и числовые подстановки. Буквенные равенства,нахождение неизвестного компонента. Формулы; формулы периметра и площадипрямоугольника, квадрата, объёма параллелепипеда и куба.

Решение текстовых задач

Решение текстовых задачарифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всехвозможных вариантов. Решение задач, содержащих зависимости, связывающихвеличины: скорость, время, расстояние; цена, количество, стоимость;производительность, время, объём работы. Единицы измерения: массы, стоимости;расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины.Решение задач, связанных с отношением, пропорциональностью величин, процентами;решение основных задач на дроби и проценты. Оценка и прикидка, округлениерезультата. Составление буквенных выражений по условиюзадачи. Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Столбчатыедиаграммы: чтение и построение. Чтение круговых диаграмм.

Наглядная геометрия

Наглядные представленияо фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная,многоугольник, четырёхугольник, треугольник, окружность, круг. Взаимноерасположение двух прямых на плоскости, параллельные прямые, перпендикулярныепрямые. Измерение расстояний: между двумя точками, от точки до прямой; длинамаршрута на квадратной сетке. Измерение и построение углов с помощьютранспортира. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный;равнобедренный, равносторонний. Четырёхугольник, примеры четырёхугольников.Прямоугольник, квадрат: использование свойств сторон, углов, диагоналей.Изображение геометрических фигур на нелинованной бумаге с использованиемциркуля, линейки, угольника, транспортира. Построения на клетчатойбумаге. Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры; единицы измеренияплощади. Приближённое измерение площади фигур, в том числе на квадратной сетке.Приближённое измерение длины окружности, площади круга. Симметрия:центральная, осевая и зеркальная симметрии. Построение симметричных фигур. Наглядныепредставления о пространственных фигурах: параллелепипед, куб, призма,пирамида, конус, цилиндр, шар и сфера. Изображение пространственных фигур.Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Создание моделейпространственных фигур (из бумаги, проволоки, пластилина и др.). Понятиеобъёма; единицы измерения объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба.

 

ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Освоение учебногопредмета «Математика» должно обеспечивать достижение на уровне основного общегообразования следующих личностных, метапредметных и предметных образовательныхрезультатов:

ЛИЧНОСТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результатыосвоения программы учебного предмета «Математика» характеризуются:

Патриотическоевоспитание:

проявлением интереса к прошломуи настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениямроссийских математиков и российской математической школы, к использованию этихдостижений в других науках и прикладных сферах.

Гражданское и духовно-нравственноевоспитание:

готовностью квыполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением оматематических основах функционирования различных структур, явлений, процедургражданского общества (выборы, опросы и пр.); готовностью к обсуждениюэтических проблем, связанных с практическим применением достижений науки,осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного.

Трудовое воспитание:

установкой на активноеучастие в решении практических задач математической направленности, осознаниемважности математического образования на протяжении всей жизни для успешнойпрофессиональной деятельности и развитием необходимых умений; осознаннымвыбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов сучётом личных интересов и общественных потребностей.

Эстетическое воспитание:

способностью кэмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач,решений, рассуждений; умению видеть математические закономерности в искусстве.

Ценности научногопознания:

ориентацией вдеятельности на современную систему научных представлений об основныхзакономерностях развития человека, природы и общества, пониманиемматематической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития изначимости для развития цивилизации; овладением языком математики иматематической культурой как средством познания мира; овладением простейшиминавыками исследовательской деятельности.

Физическое воспитание,формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

готовностью применятьматематические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образажизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярнаяфизическая активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своегоправа на ошибку и такого же права другого человека.

Экологическоевоспитание:

ориентацией наприменение математических знаний для решения задач в области сохранностиокружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий дляокружающей среды; осознанием глобального характера экологических проблем ипутей их решения.

Личностные результаты,обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной иприродной среды:

·        готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышениюуровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умениеучиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания,навыки и компетенции из опыта других; 

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

·        необходимостью в формировании новых знаний, в том числеформулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранеенеизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей,планировать своё развитие;

·        способностью осознавать стрессовую ситуацию, восприниматьстрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемыерешения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формироватьопыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметныерезультаты освоения программы учебного предмета «Математика» характеризуютсяовладением универсальными познавательными действиями,универсальными коммуникативными действиями иуниверсальными регулятивными действиями.

1) Универсальные познавательные действияобеспечивают формирование базовых когнитивных процессов обучающихся (освоениеметодов познания окружающего мира; применение логических, исследовательскихопераций, умений работать с информацией).

Базовые логическиедействия:

·        выявлять и характеризовать существенные признаки математическихобъектов, понятий, отношений между понятиями; формулировать определенияпонятий; устанавливать существенный признак классификации, основания дляобобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;

·        воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения:утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие; условные;

·        выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречияв фактах, данных, наблюдениях и утверждениях; предлагать критерии для выявлениязакономерностей и противоречий;

·        делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных ииндуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

·        разбирать доказательства математических утверждений (прямые и отпротивного), проводить самостоятельно несложные доказательства математическихфактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;обосновывать собственные рассуждения;

·        выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать нескольковариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельновыделенных критериев).

Базовыеисследовательские действия:

·        использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельноустанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать своюпозицию, мнение;

·        проводить по самостоятельно составленному плану несложныйэксперимент, небольшое исследование по установлению особенностейматематического объекта, зависимостей объектов между собой;

·        самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатампроведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученныхрезультатов, выводов и обобщений;

·        прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигатьпредположения о его развитии в новых условиях.

Работа с информацией:

·        выявлять недостаточность и избыточность информации, данных,необходимых для решения задачи;

·        выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретироватьинформацию различных видов и форм представления;

·        выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемыезадачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

·        оценивать надёжность информации по критериям, предложеннымучителем или сформулированным самостоятельно.

2)  Универсальные коммуникативные действияобеспечивают сформированность социальных навыков обучающихся.

Общение:

·        воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями ицелями общения; ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных иписьменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментироватьполученный результат;

·        в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы,проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения;сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживатьразличие и сходство позиций; в корректной форме формулировать разногласия, своивозражения;

·        представлять результаты решения задачи, эксперимента,исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат выступления с учётомзадач презентации и особенностей аудитории.

Сотрудничество:

·        понимать и использовать преимущества командной и индивидуальнойработы при решении учебных математических задач;

·        принимать цель совместной деятельности, планировать организациюсовместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс ирезультат работы; обобщать мнения нескольких людей;

·        участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,мозговые штурмы и др.);

·        выполнять свою часть работы и координировать свои действия сдругими членами команды;

·        оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,сформулированным участниками взаимодействия.

3)  Универсальные регулятивные действияобеспечивают формирование смысловых установок и жизненных навыков личности.

Самоорганизация:

самостоятельносоставлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способрешения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументироватьи корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль:

·        владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результатарешения математической задачи;

·        предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи,вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденныхошибок, выявленных трудностей;

·        оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели иусловиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку,давать оценку приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результатыосвоения рабочей программы по математике представлены в курсе «Математика» 6класс. Развитие логических представлений и навыков логического мышленияосуществляется на протяжении всех лет обучения в основной школе.

Освоение учебного курса«Математика» в 6 класс основной школы должно обеспечивать достижение следующихпредметных образовательных результатов:

Числа и вычисления

Знать и пониматьтермины, связанные с различными видами чисел и способами их записи, переходить(если это возможно) от одной формы записи числа к другой. Сравнивать иупорядочивать целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, сравнивать числаодного и разных знаков. Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы,арифметические действия с натуральными и целыми числами, обыкновенными идесятичными дробями, положительными и отрицательными числами. Вычислятьзначения числовых выражений, выполнять прикидку и оценку результата вычислений;выполнять преобразования числовых выражений на основе свойств арифметическихдействий. Соотносить точку на координатной прямой с соответствующим ей числом иизображать числа точками на координатной прямой, находить модуль числа.Соотносить точки в прямоугольной системе координат с координатами этой точки.Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел.

Числовые и буквенныевыражения

Понимать и употреблятьтермины, связанные с записью степени числа, находить квадрат и куб числа,вычислять значения числовых выражений, содержащих степени. Пользоватьсяпризнаками делимости, раскладывать натуральные числа на простые множители.Пользоваться масштабом, составлять пропорции и отношения. Использовать буквыдля обозначения чисел при записи математических выражений, составлять буквенныевыражения и формулы, находить значения буквенных выражений, осуществляянеобходимые подстановки и преобразования. Находить неизвестный компонентравенства.

Решение текстовых задач

Решать многошаговыетекстовые задачи арифметическим способом. Решать задачи, связанные сотношением, пропорциональностью величин, процентами; решать три основные задачина дроби и проценты. Решать задачи, содержащие зависимости, связывающиевеличины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость;производительность, время, объёма работы, используя арифметические действия,оценку, прикидку; пользоваться единицами измерения соответствующих величин.Составлять буквенные выражения по условию задачи. Извлекать информацию,представленную в таблицах, на линейной, столбчатой или круговой диаграммах,интерпретировать представленные данные; использовать данные при решении задач.Представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм.

Наглядная геометрия

Приводить примерыобъектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических плоских ипространственных фигур, примеры равных и симметричных фигур. Изображать спомощью циркуля, линейки, транспортира на нелинованной и клетчатой бумагеизученные плоские геометрические фигуры и конфигурации, симметричные фигуры.Пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия;использовать терминологию, связанную с симметрией: ось симметрии, центрсимметрии. Находить величины углов измерением с помощью транспортира, строитьуглы заданной величины, пользоваться при решении задач градусной мерой углов;распознавать на чертежах острый, прямой, развёрнутый и тупой углы. Вычислятьдлину ломаной, периметр многоугольника, пользоваться единицами измерения длины,выражать одни единицы измерения длины через другие. Находить, используячертёжные инструменты, расстояния: между двумя точками, от точки до прямой,длину пути на квадратной сетке. Вычислять площадь фигур, составленных изпрямоугольников, использовать разбиение на прямоугольники, на равные фигуры,достраивание до прямоугольника; пользоваться основными единицами измеренияплощади; выражать одни единицы измерения площади через другие. Распознавать намоделях и изображениях пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию:вершина, ребро, грань, основание, развёртка. Изображать на клетчатой бумагепрямоугольный параллелепипед. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда,куба, пользоваться основными единицами измерения объёма; выражать одни единицыизмерения объёма через другие. Решать несложные задачи на нахождениегеометрических величин в практических ситуациях.

 

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет