Тема. Указательные местоимения.Употребление указательных местоимений как средства связи предложений в тексте
Цель: датьпонятие об указательных местоимениях, их склонении; развивать умения навыки употребления указательных местоимений как средства связи предложений в тексте; развиватьмотивацию к аналитической деятельности; учить предупреждать речевые ошибки.
Тип урока: комбинированный.
ХОДУРОКА
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
1.Фронтальная проверка домашнего задания.
2.Учитель.
На предыдущихуроках вы уже изучили несколько разрядов местоимений. Давайте представим себегород под названием «Местоимение». Приглашаю вас, ребята, в этот город. Оченьпохожи эти морфологические человечки на обычных людей, и жизнь в их городетечёт по своим законам.
На главной площадиживут Личные местоимения. Это самые уважаемые лица, своеобразная городскаяадминистрация. Об их важности говорит то, что это единственные местоимения, скоторыми вы познакомились в младших классах. Эта администрация разделяется натри палаты (лица)- хвастуны и задаваки, которые часто выкрикивают: «Ясамый умный»; «Мы всё можем»; 2 и 3 лица любят командовать: «Тыпринесёшь», «Вы сделаете», «Они расскажут».
Ранее вы узнали,что на окраине нашего города живёт в одиноком домике Возвратное местоимение.Оно скупо и эгоистично: живёт для себя, дружит только с собой,радуется тихонько себе, не привлекает внимание к себе.Поэтому и утратило оно своё лицо – не имеет именительного падежа, а ещё неимеет рода и числа.
Следующая улица Притяжательныхместоимений. Они работают банкирами, налоговиками, кассирами и так далее. Больше всего они любят делить (особенно деньги). Быстро определяют, что моё,что твоё, что своё, что их, нашеи ваше, его и её.
III. Постановка целей и задач урока.Мотивация учебной деятельности.
Учитель.
Сегодня наша задача– познакомиться с указательными местоимениями. Мы должны будем ответить натакие вопросы:
— Какие слова относятся к указательнымместоимениям?
-Каковы грамматические признаки указательныхместоимений?
-Для чего служат указательные местоимения?
Продолжим нашу прогулку по городупод названием «Местоимение».
Сегодня мы попали с вами на улицус респектабельными домами, в которых живут директора всех заведений иучреждений города. Это Указательные местоимения, а называют их такпотому, что они постоянно раздают всем указания: тот сделаетэто, этот принесёт то, порядок будет такойили таков, работать будете столько.
IV.Работа по теме урока
1. Работа по учебнику.
Работа с текстом §84 охудожнике И.И.Шишкине
2. Ознакомление с таблицей склоненияуказательных местоимений.
Падежи |
Изменяется только по падежам |
Единственное число |
Множественное число |
||||||||
И.п. |
столько |
тот, то |
та |
этот, это |
эта |
такой, такое; таковой, таковое |
такая; такова |
те |
эти |
такие |
таковы |
Р.п. |
стольких |
того |
той |
этого |
этой |
такого; такового |
такой; таковой |
тех |
этих |
таких |
таковых |
Д.п. |
стольким |
тому |
той |
этому |
этой |
такому; таковому |
такой; таковой |
тем |
этим |
таким |
таковым |
В.п. |
Столько, стольких |
Тот, то, того |
ту |
этот, это, этого |
эту |
такой, такое, такого; таковой, такового, таковое |
такую; таковую |
те |
эти, этих |
таких, такие |
таковы, таковых |
Т.п. |
столькими |
тем |
той |
этим Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192 |
этой |
таким; таковым |
такой; таковой, таковою |
теми |
этими |
такими |
таковыми |
П.п. |
(о) стольких |
(о) том |
(о) той |
(об) этом |
(об) этой |
(о) таком, (о) таковом |
(о) такой; (о) таковой |
(о) тех |
(об) этих |
(о) таких |
(о) таковых |
3. О синтаксической роли местоимений и употреблении указательныхместоимений как средства связи предложений в тексте
В предложенииуказательные местоимения в одиночку или в сочетании с зависимым словом могутбыть подлежащим, составным именным сказуемым, определением или дополнением.
1).Тот вас узнает в лицо.
2). Узнал всё, что ему надо,и был таков.
3).Этого человека Анисьязнала ещё по школе.
4). Этот ужеистёк, его не догонишь.
5).Каковы корешки, таковыи вершки.
6). В ту ночьразыгралась такая непогода.
Местоимение«столько» употребляется в сочетании с существительными в формеродительного падежа единственного или множественного числа. Это синтаксическинеделимое сочетание «местоимение + существительное» употребляется в предложениив роли подлежащего или дополнения.
7).Столько домов построено здесь с тех пор, как я переехал в другой город!
8).Мы не ожидал столько звонковна объявление о пропаже собаки.
Местоимения «тот», «такой», «столько»участвуют в построении сложноподчиненных предложений. Они выполняют функциюуказательных слов в главном предложении.
3).Аннушка до сих пор помнитто место у озера, где они семьёй любили удить рыбу.
4).Было такое количествоболельщиков, что Мишка, войдя в спортзал, не сразу увидел ребят из своейшколы.
5).За два дня до экзамена поматематике мы перерешали столько заданий, сколько ранее за месяц нерешали.
4.Наблюдение над языковым материалом.
Прочитайтепредложения, запишите их, найдите в них указательные местоимения. Определитерод, число, падеж, синтаксическую роль указательных местоимений.
1). Однажды ясказал друзьям: «На свете много добрых мам, но не найти, ручаюсь я, такую маму,как моя!» (Н.Грозовский)
2).Наша мама каквесна: то как солнце засмеётся, то как лёгкий ветерок головы моей коснётся.(С.Мурадян)
3).Эту сказку уокна бабушка расскажет. Просыпаюсь, а она мне носочки вяжет.
4).- Вот это да! Ихне узнать!- мама скажет людям.
— А мы всегдатеперь такими помощниками мамы будем!
5).Мы давно не были в тех местах, вкоторых прошло наше детство.
6) Кто много обещает, тот мало делает.
7) Какова яблонька – таковы и плоды.
V.Обобщение, систематизация и контрользнаний и умений учащихся.
1.Беседа
— Какие слова относятся к указательнымместоимениям?
(Столько; тот→та, то, те; этот→эта, это, эти; такой, такая,такое, такие, таков, такова, таково, таковы)
-Каковы грамматические признакиуказательных местоимений?
Местоимения тот, этот, такойизменяются так же , как полные прилагательные – по падежам, родам, числа.Местоимение таков изменяется, как краткое прилагательное.Столько склоняется по падежам, согласуясь с определяемым существительным.Местоимение столько изменяется, как количественное числительное. Указательныеместоимения имеют формы единственного и множественного числа, (кромеместоимения столько).
-Для чего служат указательныеместоимения?
(Для выделения среди других какого-либопредмета, признака, количества)
2.Работа по учебнику. Выполнениеупр.485.
VI. Подведение итогов урока.
-Расскажите о морфологических особенностяхуказательных местоимений.
— Почему указательные местоимения такназываются?
— От чего зависит выбор варианта предлога о либо об?
VII. Рефлексия.
Домашнее задание. Выучить теоретическийматериал учебника §84, выполнить упр.482