X-PDF

Выявление и развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время

Поделиться статьей

Харитонова В. В.

Д. Даньково

«МБОУ Даньковская ОШ» ,

учитель начальных классов

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

     Цивилизованномуобществу нужны талантливые люди, и задача общества заключается в том, чтобы рассмотретьи выработать способности всех его представителей. К сожалению, не каждыйребенок имеет возможность реализовать свои способности и, довольно, важную рольиграет в этом семья и школа.

     Содействие родныхсостоит в том, чтобы своевременно распознать, разглядеть способности своегоребенка, а школы — помочь ему развить свои способности, научить ихреализовывать.

     Школа, сегодня,стремительно меняется, так как пытается шагать в ногу со временем. Важнейшеевидоизменение в обществе, воздействующее и на обстановку в образовании, — этофорсирование темпов развития. Следовательно, школа обязана подготовить своихвоспитанников к нынешней обстановке в жизни. В наше время очень значительно,чтобы выпускник школы соответствовал требованиям мобильности, креативности,способности применять свои знания на практике, уметь мыслить нестандартно.Вследствие этого, все учителя уходят от привычной структуры урока, традиционныхпедагогических технологий и берут единственно правильный курс — вечноизобретать, требовать, совершенствоваться.

     Особый пункт на моихуроках отводится игровым технологиям, так как использование этой технологии,пробуждает интерес к предмету, способствует коммуникативной активности,развивает творческие способности. Часто, на уроках литературного чтения, используюигры различного типа, а жанр произведения, конкретное содержание, целевыеустановки урока помогают избрать форму игры. Если возьмем, к примеру, тему«Загадки о грибах» во 2 классе, то загадывание – это игра-шутка, рассчитаннаяна смекалку и догадливость и разгадывая загадки, школьники узнают о своеобразиизагадок, о том, с помощью каких языковых средств они создаются. Основываясь наэто, дается задание — сочинить свои загадки о грибах.

     Отдельные игрыпомогают получить первичное представление о структуре произведения: это игры сдеформированным текстом или с разбросанными иллюстрациями. Применяя набориллюстраций по народным сказкам, дается задание: рассказать эпизод,представленный на иллюстрации; вспомнить сказку, разложить рассыпанныеиллюстрации в таком порядке, чтобы восстановить содержание сказки. На урокахлитературы, мною, так же, проводятся КВНы, литературные викторины, конкурсы,аукционы, которые побуждают интерес к чтению. Содержание каждый игрыопределяется особенностями произведения. Если это изучение произведения, где мысталкивается с новыми словами, то начинаю урок со словарной игры, «Лучшийтолкователь слов» или сама даю трактовку новых слов, а учащиеся толькоотгадывают его. Для обогащения словарного запаса, при анализе произведения,часто употребляю пословицы и поговорки, которые научат понимать образ,поведение, эмоции того или иного героя. После чего, даю задание: придуматьситуацию, в которой было бы уместно применение данной пословицы или поговорки.Так же, как дополнение, использую такие игры, как «Подскажи словечко», «Закончипословицу», «Отгадай пословицу по данному слову», «Составь пословицу израссыпанных слов» и т.д.

     Групповая работа,занимает важное место на моих уроках, ведь, именно, она позволяет разглядеть теили иные способности каждого ребенка. В группы учащиеся объединяются с разнымуровнем знаний и задания, так же, достаются различной сложности, чтобы в группеимел возможность работать каждый ученик. Если на одних уроках группы занимаютсяпоиском, то на других они уже исследователи, на третьих – критики. Благодарятаким урокам, у детей, в полной мере, раскрываются творческие способности, ониучатся высказывать свое мнение, общаются друг с другом и дают критическуюоценку своим ответам.

     Так же вырабатываниютворческих способностей детей способствуют уроки, подготовки к сочинению, таккак являются для ученика одним из доступных способов самовыражения, имеюттонкий творческий характер. Мои учащиеся легко ориентируются в различных жанрахсочинения, но особый интерес проявляют к сочинению-рассуждению исочинению-рекламе. Чтобы эта форма работы, в самом деле, была интересна длядетей, формулировки тем для сочинения продумываю так, чтобы воспитанники,работая над ней, имели возможность выразить, непосредственно, своё мнение,личное отношение к данной проблеме, делились впечатлениями, переживаниями.

Представленная информация была полезной?
ДА
60.16%
НЕТ
39.84%
Проголосовало: 1250

      Ценность детскогосочинения определяется по тому, насколько в нем нашли отражение чувства, мыслиребенка, свежесть восприятия им каких-либо явлений. Наиболее яркуюэмоциональную окраску носят сочинения-миниатюры, которые я часто использую науроках русского языка и литературы, окружающего мира. Для сочинения даю детямсамые разные темы, например: «Моя любимая книга», «Урок русского языка», «Наш дружныйкласс», «Мой учитель», «Моя мама самая лучшая!» и другие.      Такого родатворческие работы, занимающие не более десяти минут на уроке, очень по душеребятам, формируют их речевые умения, дают возможность увидеть непринужденнуюреакцию детей на то, о чём они пишут.

     А во внеурочнойдеятельности одной из самых результативных форм развития творческихспособностей, являются литературные гостиные! Поистине, каждый ребёнок – эточудо! В них прячется неиссякаемая возможность фантазировать и творить. Для менязначительно, чтобы каждый мог выразить себя и как исполнитель, и какорганизатор. Поэтому эта форма внеклассной работы мне очень близка, посколькупри подготовке к ней вырабатываются способности, развивающие организаторскиенавыки, стимулируются творчество и инициатива, укрепляются межличностныевзаимоотношения, определяются благоприятные ситуации для дружного коллектива.На этом месте моя основная роль – выявить в полной мере дарования и способностидетей, вселить уверенность свои силы.

    Современноеобразование – это единая система, в результате которой выявляется и формируетсянечто новое, свой продукт творчества, позволяющий не пойти ко дну в безбрежномокеане, где большую роль играют способности ученика к творчеству и учителя к ихформированию.

     Урок и внеурочнаядеятельность – многогранный кристалл, в котором отражается вся системавзаимодействия учителя и ученика. Когда я вижу одарённость наших детей, когдастремлюсь развивать творческие способности, возникает процесс сотворчества,который раскрывает новые перспективы и для меня, как педагога.

Список источников:

1. Богоявленская Д.Б.Пути к творчеству. – М., 1981.

2. Большакова Л.А.Развитие творчества младшего школьника.// Завуч начальной школы – 2002.- № 2.

3. Лук А.Н. Теоретическиеосновы выявления творческих способнос-

тей. – М.,1991.

4. Федеральныйгосударственный образовательный стандарт начального общего образования второгопоколения. – М., 2009.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
60.16%
НЕТ
39.84%
Проголосовало: 1250

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 60.16% НЕТ 39.84% Проголосовало: 1250


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет