X-PDF

Выступление на муниципальном семинаре-практикуме на тему «Формы и методы работы по подготовке к выполнению творческих заданий ГИА и ЭГЭ по русскому языку»

Поделиться статьей

Учитель русского языка и литературы  МБОУ «СОШ№1» г.Армянска

Жанбусинова А.А.

 

Выступление на муниципальномсеминаре-практикуме на тему

 «Формы и методы работы по подготовке квыполнению творческих заданий ГИА и ЭГЭ по русскому языку»

Научить ребенка грамотно и красиво писать – одна изактуальных проблем, стоящих перед учителем русского языка и литературы. Учителю– филологу необходимо подготовить учащихся не только к двум обязательнымэкзаменам (русский язык в 9 и 11 классах), но и к итоговому декабрьскомусочинению, а также и к экзаменам по выбору — литературе в 9 и в 11 классе. Вструктуру каждого из экзаменов входит творческое задание – написание сочинения,что само по себе является заданием повышенной сложности. Формирование комплексаумений на основе работы с готовым текстом и создание собственного текста -более сложная задача, чем обучение работе с тестом.

Экзамен по русскому языку в 9 классе состоит из трех частей, две из которыхпредставляют собой творческие работы: написание сжатого изложения и сочинения –рассуждения. Типы речи изучаются в 5 классе, поэтому к 9 классу обучающиеся ужехорошо знают структуру сочинения-рассуждения.

В 9 классе при подготовке к заданиям 15.1, 15.2,15.3 мы повторяем композицию сочинения-рассуждения:

-Тезис

— Аргумент 1 (+пример из текста+ комментарий)

-Аргумент 2(+пример из текста+ комментарий)

— Заключение.

При выполнении задания 15.1 использую алгоритм:

1.Формулируем тезис

2.Определяем понятие, данное в задании.

3. Находим его в тексте.

4. Строим высказывание по образцу (Образцы надоске).

5.Создаем собственное высказывание.

6. Ищем в тексте еще один пример и повторяемдействие.

7.Делаем вывод, исходя из тезиса.

При подготовке к сочинению 15.2 необходимопроводить работу с ключевыми словами. Работа проводится по такому плану:

1.                 Знакомство с высказыванием,выделение ключевых слов.

2.                 Определение основной мысли изначения высказывания в тексте.

3.                 Формулирование тезиса.

4.                 Поиск доказательств в тексте.

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

5.                 Вывод.

В сочинении 15.3 необходимо объяснить значениеслов, например: что такое милосердие, доброта, жизненные ценности и т.д. Науроках русского языка даются задания, например: написать сочинение-миниатюру натему «Интеллигентность. Каких людей называют интеллигентными» или «Милосердие.Есть ли примеры милосердия в нашей жизни».

Чтобы помочь учащимся в формулировании мысли,даются клише:

— на мой взгляд; я думаю, по моему мнению, ясчитаю, обратимся к тексту и др.

Очень важно при написании сочинений-рассужденийчасти С15.2, С15.3 добиться от учащихся понимания цели данного типа речи – убедитьадресата в чем-либо, укрепить или изменить свое мнение. Именно для этого нужноиспользовать логическую и стройную систему доказательств.

Следующим этапом в отработке навыков написаниясочинения-рассуждения является выполнение творческих заданий продуктивноготипа. Задания могут быть как коллективные, групповые, так и индивидуальные,могут быть организованы пары по принципу: сильный-слабый. Групповая работапозволяет каждому чувствовать себя раскованно и работать в индивидуальномтемпе, а также формировать оценку своих личностных возможностей и способностей.

Особое внимание в работе надсочинением-рассуждением необходимо уделять коррекционной работе, котораясостоит из выявления затруднений учащихся, особенно в построении текста. Такуюработу можно проводить параллельно с языковыми темами уроков русского языка,выполняя задания к текстам:

— преобразуйте текст, включив второстепенные членыпредложения и вставные конструкции;

— найдите речевую ошибку в тексте, запишите висправленном виде;

— из слов и сочетаний слов составить предложения,соответствующие контексту;

— сравните два предложения. Какое из них может бытьв качестве зачина, какое – в качестве концовки?

— прочитайте отрывок из сочинения учащихся, найдитеошибки.

Для овладения речеведческими знаниями,корректирования процесса обучения необходима система отслеживания обученностиучащихся. Цель контроля — отслеживание динамики развития речи во всех её видахи формах.

Наиболее объективными измерителями являютсяследующие виды контроля: творческие диктанты, различные виды изложений,сочинения разных жанров, лингвистический анализ текста, задания текстовой формыи др.

Систематическое проведение такой работы спостепенным ее углублением и расширением позволяет сделать речевую деятельностьучащихся более продуктивной и открывает широкие возможности для формированияумения развивать мысль в тексте, выбирать оптимальный порядок слов ипредложений, связывать предложения и части текста в сочинении — рассуждении.

Сжатое изложение требует навыков отбора существенной информации,краткой передачи содержания текста, вычленения основных микротем, обобщениясодержания исходного текста, использование авторских ключевых слов исловосочетаний. Оно должно быть коротким, но не бедным по содержанию; нетнеобходимости сохранения авторского стиля; употребление лексики и фразеологиисвободное.

Формы и приемы работы с учащимися при подготовке ксжатому изложению:

— упражнение на сжатие текста;

— составление цитатных планов;

— задачи на сжатие текста упражнений учебника;

— аудио диктант;

— свободные диктанты.

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет