Урок 3
Класс: 4.
Тема урока:Церковнославянизмы в художественных текстах
Тип урока: урокоткрытия новых знаний.
Оборудование:учебник, раздаточный материал, презентация, экран
Литература:Учебник современного русского языка Е. И. Дибровой, часть первая.
План урока (суказанием времени на каждый этап):
1.Оргмомент.Мотивирование на учебную деятельность (2-3 мин.)
2.Выявление местаи причины затруднения. Постановка проблемы (6 мин.)
3.Построениепроекта решения проблемы. Открытие новых знаний. Работа по новой теме. (20мин.)
4.Первичноезакрепление. Самостоятельная работа с самопроверкой (10 мин.)
5.Рефлексия.Информация о домашнем задании. (5мин.)
Технологическаякарта урока
Тема урока |
Церковнославянизмы в художественных текстах |
||
Цель урока |
Сформировать представление у учащихся о роли церковнославянизмов в художественном тексте |
||
Новые термины и понятия |
|
||
Информационно-образовательная среда |
|||
Учебно-методическое сопровождение
Отрывки из художественных текстов. |
Дидактические материалы
|
ИКТ
Не используется. |
|
Предметные
Развитие умения у учащихся работы определять церковнославянизм в тексте русской литературы, определять его значение и влияние на окраску тескта. |
Метапредметные |
Личностные
Воспитывать бережное отношение к родному языку, побуждать интерес к изучению русского языка. |
||
Познавательные
Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, правильное и грамотное употребление слова в письменной и устной форме.
|
Коммуникативные
Развитие владением монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
Регулятивные
Способность понимать поставленные перед уроком цели и задачи и осуществлять их решение путем планирования своих действий. |
||
Ученик научится: |
Ученик научится/ получит возможность научиться |
Ученик научится/ получит возможность научиться |
Ученик научится/ получит возможность научиться |
Ученик получит возможность формирования и (или) развития |
Представлять влияние церковнославянизма на текст (Пр-1); Знать историческое происхождение слов (Пр-2)
|
1.Обращаться к различным словарям, справочникам, находить в них нужные сведения (По-1); 2.Выполнять логические действия с языковым материалом (По-2) |
1.Строить простые рассуждения, излагать в форме понятных простых логических высказываний (К-1); 2. Участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи (К-2)
|
1.Понимать и принимать учебную цель и поставленные к ней задачи (Р-1); 2.Действовать по плану и планировать свои действия (Р-2); 3.Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы (Р-3) |
Интерес к урокам русского языка, к самому языку, уважение к нему, понимание его богатства, осознание себя носителем этого языка (Л-1) |
Ход урока |
||||
Этапы урока с указанием времени на каждый этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся, включая способы ее организации (фронтальный, индивидуальный, групповой, в парах) |
Информационно-образовательная среда |
Формируемые учебные действия |
1.Оргмомент. Мотивация учебной деятельности. (2-3 мин.) |
Здороваются, мотивируются |
Здороваются, мотивируются |
учитель |
Л-1 |
2. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы (6 мин.) |
Даёт ученикам задание, задаёт вопросы |
Выполняют задание, отвечают |
учитель |
Пр-2,П-1, Р-2, Р-3 |
3.Построение проекта решения проблемы. Открытие новых знаний. Работа по новой теме. (20 мин.) |
Рассказывает ученикам о церковнославянизмах, даёт групповое задание |
Слушают учителя, выполняют задание |
Учитель, словарь. |
Пр-1,П-2, П-3, П-4 |
4.Первичное закрепление (10 мин.) |
Задает вопросы на понимание нового материала, даёт задания на закрепление темы |
Отвечают на вопросы, выполняют задания |
Раздаточный материал |
К-1, К-2, К-3, К-4, Л-1, Л-2, Л-3 |
5.Рефлексия. Информация о домашнем задании. (5мин.) |
Объясняет домашнее задание, подводит итог, задает вопросы |
Записывают домашнее задание, отвечают на вопросы |
учитель |
Р-1 |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Оргмомент. Формулировка темы урока и мотивация к учебной деятельности учащихся (2-3 мин.) |
Здравствуйте, ребята! На предыдущих уроках мы с вами изучали понятия церковнославянизмов и способы, с помощью которых их можно понять. Как вы знаете, церковнославянизмы чаще всего употребляются в текстах, связанных с религией. А теперь прослушайте небольшой отрывок: Остров на море лежит, Град на острове стоит С златоглавыми церквами, С теремами да садами. Пушкин А.С. Как вы думаете, есть ли в этом отрывке церковнославянизмы? И сегодня мы будем разбирать тему «Церковнославянизмы в художественных текстах». Запишите ее. Мы будем вместе разбирать тексты из произведений А.С. Пушкина и учиться анализировать их. В ходе нашего урока мы разберем, как церковнославянизмы в этом отрывке и в других также влияют на оформление текста. |
Учащиеся здороваются и садятся.
Представленная информация была полезной? ДА 59.33% НЕТ 40.67% Проголосовало: 1168
Учащиеся отвечают: да. Град, златоглавый.
Учащиеся записывают тему урока. |
Актуализация знаний по теме урока и осуществление первого пробного действия |
Мы уже умеем отличать церковнославянизмы от других слов русского языка. Можете ли вы сказать, в чем конкретно состоит влияние этих церковнославянизмов на текст? |
Учащиеся высказывают свои мнения: делают текст более возвышенным и т.д. |
Выявление места и причины затруднения. |
Но этот текст – сказка, что вы могли заметить. Поэтому здесь сочетаются разные причины употребления церковнославянизмов. Почему мы не можем их выявить? |
— Потому что нужно всесторонне обдумать содержание текста в контексте употребления церковнославянизмов. |
Построение проекта выхода из затруднения |
Следовательно, какова будет наша цель?
Как же мы можем ее достичь? Правильно. Теперь давайте запишем цель и задачи нашего урока.
|
— Научить выявлять причины употребления церковнославянизмов в текстах. — Разобрать значения этих слов в тексте. Учащиеся записывают цель и задачи урока.
|
Реализация разработанного проекта по разрешению затруднения, открытие нового знания |
Церковнославянизмы, как мы знаем, пришли к нам из церковнославянского языка, который, в свою очередь, является наследием старославянского языка – языка, созданного святыми братьями Кириллом и Мефодием. Как вы думаете, когда происходит действие, описанное в сказке? Именно. Поэтому, чтобы создать впечатление давности происходящего, автор и использует церковнославянизмы. Как вы думаете, какой еще может быть причина их использования? В общем-то, верно. Смотрите, как пишет автор. Ведь он описывает реальность, в которой Церковь присутствует явно и живо, в сознании и совести каждого. Значит, какую причину использования церковнославянизмов в тексте мы выявили?
Правильно. Теперь разделимся на группы и поработаем с текстами. В первой группе текст: Как ястреб, богатырь летит С подъятой, грозною десницей И в щеку тяжкой рукавицей С размаха голову разит. Вторая группа: Уже мы знали нужды глас… Душа рвалась к лесам и воле, Алкала воздуха полей… Потом на прежнюю ловитву Вышел один… Третья группа: Навис покров угрюмой нощи На своде дремлющих небес; В безмолвной тишине почили дол и рощи, В седом тумане дальний лес… Найдите в текстах церковнославянизмы и определите их значения. Чтобы проверить себя, используйте словарь. И постарайтесь выяснить, чему способствуют церковнославянизмы в данных текстах. Молодцы! Вы отлично справились. Физминутка. |
-Давным-давно.
— Может быть, автор использует их потому, что хочет показать свою связь с церковью.
— Показать связь того, что он пишет, с Церковью.
Учащиеся работают над текстами.
Рассказывают о результатах работы. В первой группе отмечают торжественность момента, который описывает автор и роль в этом церковнославянизмов. Во второй группе отмечают, что церковнославянизмы придают особую выразительность описываемому автором желанию. В третьей группе отмечают, что использование церковнославянизмов придает поэтичность тексту.
|
Первичное закрепление нового знания |
Теперь попробуйте самостоятельно записать все функции, которые церковнославянизмы выполняют в художественном тексте. Итак, мы определили, что церковнославянизмы придают тексту торжественность, поэтичность, выразительность; из анализа нашего первого текста мы знаем, что они помогают описывать обстановку и дух старины и связь ее с религиозным мировоззрением. |
Учащиеся записывают то, что запомнили, и зачитывают вслух. |
Самостоятельная работа и самопроверка по эталону |
Теперь попробуйте самостоятельно выявить церковнославянизмы в отрывке: Отверзлись вещие зеницы, Как у испуганной троицы. Определите их роль в тексте. Проверьте себя, сверив с функциями, которые вы записали в тетради. При затруднениях обращайтесь к словарю (Краткий словарь малопонятных слов и выражений церковнославянского языка). |
Учащиеся выполняют задание и рассказывают о результатах. |
Включение в систему знаний и умений |
Ребята, как вы можете применить полученные сегодня знания и приобретенные навыки? |
— При разборе художественного текста и при выявлении значений церковнославянизмов. |
Оценивание деятельности обучающихся. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению |
Ваша работа была сегодня очень продуктивной: вы активно разбирали тексты и верно выделяли церковнославянизмы. Домашнее задание: разберите любой отрывок из стихотворений Пушкина с церковнославянизмами и выясните, какую роль они играют в тексте. |
|
Рефлексия. |
Таким образом, мы достигли цели нашего урока: поняли, какую роль церковнославянизмы выполняют в художественных текстах. Что для вас было самым интересным на сегодняшнем уроке? А что было самым сложным?
|
— Особенно интересной была работа в группах с текстами. — Работа с самым первым текстом – выяснение влияния церковнославянизмов на этот текст. |