Тема: Грамматическиепризнаки глагола. Время глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).
Цели:актуализировать знания об изменении глаголов по временам;развивать умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам.
ФормируемыеУУД: п. — самостоятельное выделение и формулированиепознавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделеннымпризнакам; синтез; выдвижение гипотез и их обоснование; к. — умение сдостаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачамии условиями коммуникации; р. — постановка учебной задачи; сличениеспособа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества иуровня усвоения материала; л. — нравственно-этическое оцениваниеусваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основесоциальных и личностных ценностей.
Ходурока
I. Организационныймомент
II. Проверкадомашнего задания (Обсуждение вопросов.)Назовите глаголы единственного числа, множественного числа. Объясните написаниеслов с орфограммами. (Один ученик выполняетна доске разбор предложения по членам.) Какиеслова из словаря вы записали? Назовите орфограммы в этих словах. Прочитайтепредложения, которые вы составили с этими словами.
III.Актуализация знаний.Прочитайте слова. Су..ота, ре..ька, кро..ка, чу..кие, ка..ир, завя..ка, шо..е,па..ажир, при-чё..ка, тситория, про..ка, ба..ейн, шу..ка. На какие две группыих можно разделить? (Слова с парными согласными в корне и слова с удвоеннымисогласными.) Как проверить слова первой группы? (Изменить их так, чтобыпосле сомнительного согласного стоял гласный звук.) Как проверить словавторой группы? (Никак. Написание этих слов нужно запомнить.) Запишитеслова группами. Допишите в каждую группу ещё по три слова. (Фронтальнаяпроверка, самооценка.)
IV. Самоопределениек деятельности. Прочитайтепредложения. Кассир продал пассажиру билет на поезд. Кассир продаёт пассажирубилет на поезд. Кассир продаст пассажиру билет на поезд. Чем похожипредложения? Чем они отличаются? (В предложениях говорится об одном и томже. Но в первом случае описывается действие, которое уже произошло, во втором —действие, которое происходит в данный момент, в третьем — действие,которое будет происходить.) Форма какого слова изменяется при этом? (Глагола.)Что изменяется у глагола? (Время.)
Сформулируйте задачиурока. (Вспомнить, как глаголы изменяются по временам, научиться определятьвремя глаголов, употреблять временные формы глаголов.)
V. Работапо теме урока. Работа по учебнику. Вспомним признакиглагола. Слайд 7-10. Время глагола слайд 11-17. Упр.146 (с. 71). Прочитайте стихотворение выразительно. Объясните значение слова навострили.(Приготовились к действию.) (Далееработа по вопросам и заданиям учебника.) Сделайтевывод: на какие два признака, нужно обращать внимание при определении времениглаголов? (На смысловой (какое действие обозначает глагол) иформально-грамматический (на какой вопрос отвечает глагол).) Выполнитезвуко-буквенный разбор слова вьюга. (Один ученик у доски.)
VI. Физкультминутка
VII.Закрепление изученного материала.Спишите текст.
Речушка замёрзла. Набыстрине над полыньёй поднимается пар. Речка дышит. От её холодного дыханиявырастут на закраинах льда белые венчики цветов.
Подчеркнитеграмматическую основу в каждом предложении. Какой частью речи выраженоподлежащее? Какой частью речи выражено сказуемое? Определите время глаголов.Какие два признака вы использовали для определения времени глаголов?
VIII.Рефлексия.Запишите глаголы в три столбика в зависимости от времени.
Буря мглою небокроет… То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. А. Пушкин
Кто на лавочке сидел,Кто на улицу глядел. Сверху солнышко печёт, А внизу река течёт.
В этой речке утром раноУтонули два барана. С. Михалков
В игре её конный несловит, В беде не сробеет — спасёт:
Коня на скакуостановит, В горящую избу войдёт! Н. Некрасов (Проверкапо образцу.) Оцените свою работу на уроке. IX.Подведение итогов урока. Чтомы повторили сегодня на уроке? Чтонового вы узнали? Какое задание было интересно выполнять? Кто сегодня науроке был самым активным?
Домашнее заданиеУпр 147, (Задание на карточках.)
Выпишите глаголы изстихотворения, укажите их время.
Весна, весна! Каквоздух чист! Как ясен небосклон!
Своей лазурию живойСлепит мне очи он.
Весна, весна! Каквысоко, На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечнымлучам, Летают облака!
Шумят ручьи! Блестятручьи! Взревев, река несёт
На торжествующем хребтеПоднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моейногой И шумен, и душист. Е.Баратынский
Выпишите глаголы изстихотворения, укажите их время.
Весна, весна! Каквоздух чист! Как ясен небосклон!
Своей лазурию живойСлепит мне очи он.
Весна, весна! Каквысоко, На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечнымлучам, Летают облака!
Шумят ручьи! Блестятручьи! Взревев, река несёт
На торжествующем хребтеПоднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моейногой И шумен, и душист. Е.Баратынский
Выпишите глаголы изстихотворения, укажите их время.
Весна, весна! Каквоздух чист! Как ясен небосклон!
Своей лазурию живойСлепит мне очи он.
Весна, весна! Каквысоко, На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,Летают облака!
Шумят ручьи! Блестятручьи! Взревев, река несёт
На торжествующем хребтеПоднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моейногой И шумен, и душист. Е.Баратынский
Выпишите глаголы из стихотворения,укажите их время.
Весна, весна! Каквоздух чист! Как ясен небосклон!
Своей лазурию живойСлепит мне очи он.
Весна, весна! Каквысоко, На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечнымлучам, Летают облака!
Шумят ручьи! Блестятручьи! Взревев, река несёт
На торжествующем хребтеПоднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моейногой И шумен, и душист. Е.Баратынский
Выпишите глаголы изстихотворения, укажите их время.
Весна, весна! Каквоздух чист! Как ясен небосклон!
Своей лазурию живойСлепит мне очи он.
Весна, весна! Каквысоко, На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечнымлучам, Летают облака!
Шумят ручьи! Блестятручьи! Взревев, река несёт
На торжествующем хребтеПоднятый ею лёд!
Ещё древа обнажены,Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моейногой И шумен, и душист. Е.Баратынский