Муниципальноебюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №24» городаСмоленска
Тема:Тестопластика как средство развития мелкой моторики у детейсреднего и старшего дошкольного возраста.
Подготовила:Воспитатель Каленюк О.Д.
Смоленск2021 г.
«Источники способностейи дарований детей на кончиках пальцев.
От пальцев идут, образноговоря, тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.» (В.А.Сухомлинский )
Развитиемелкой моторики — одна из сторон двигательной сферы, которая связана с овладениемпредметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности ребёнка.
Доказано, что одним изпоказателей нормального физического и психического развития является развитиеручных умений. Тренируя пальцы рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособностькоры больших полушарий мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки кписьму, развивает языковой аппарат.
Начинать работупо развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Ужегрудному малышу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активныеточки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшемдошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождающиесястихами, не забывать о развитии у ребёнка элементарных навыков самообслуживания:застёгивать и растёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки и.т.д.
В старшей дошкольнойгруппе развитие мелкой моторики и координация движения руки являются важнойчастью подготовки к школе, в частности к письму. Ручные умения влияют навозможности освоения детьми предметного мира, эмоциональное благополучиеребёнка, его самооценку.
Учитываяважность проблемы по развитию мелкой моторики рук, мною была проведенауглубленная работа в этом направлении.
Работая совместно сродителями и специалистами детского сада была поставлена цель: развитие мелкоймоторики у детей среднего и старшего дошкольного возраста посредствомтестопластики.
В течение 5 летна базе детского сада работает кружок «Сказочное тесто».Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня. Посещают кружок детив возрасте от 4 до 7 лет. Количество детей, посещающихкружок — 12.
Задачи нашейдеятельности:
• Развивать мелкую моторику рук, координацию движений итактильные ощущения.
• Сформировать у детей навыки лепки.
• Приобщить детей разного возраста к труду и коллективнойтворческой деятельности.
• Развивать фантазию, воображение, мышление.
• Воспитывать интерес декоративно-прикладному искусству.
В процессе лепки изсолёного теста были использованы следующие приёмы:
• Разминание (надавливания руками и пальцами на кусок теста)
• Отщипывание (отделение от большого куска теста небольшихкусочков при помощи большого и указательного пальцев)
• Шлёпанье (энергичные похлопывания по тесту напряжённойладонью с прямыми пальцами)
• Сплющивание (сжимание куска теста с целью придания емуплоской формы)
• Раскатывание колбасок и соединение их в форме кольца.
Перед решениепоставленных целей и задач была проведена предворительная работа:
— наблюдение за живымиобъектами;
— чтение художественнойлитературы;
— рассмотрепиеиллюстраций, народных игрушек, муляжей и.т.д.
В связи с тем, что группаразновозростная ( от 4.5 до 7 лет) характер проведения занятий —эмоционально-игровой. Своеобразие данной техники работы состоит из 2 этапов:
— лепка из теста;
— сушка изделий ираскраска.
Лепка на начальном этапезанятий включает ознакомление со свойствами теста, технологией его замешивания.
Далее дети лепят наплоскости (плоские фигуры: листочки, цветочки, буквы и др.), затем объёмныефигуры (звёздочки, зверей, человечков, овощи, фрукты и др.)
Раскатывают тесто,используя скалки, а для вырезания фигур формочки, соломинки, стеки и другиематериалы. После высыхания изделий, их украшают.
Для украшения поделокиспользуем гуашь, природный материал, бусины, блёстки.
Для развитияпозновательного интереса и снятия эмоционального напряжения у детей использовались приёмы:
• чтение художественной литературы, загадывание загадок, чтениекоротких стихов и потешек
• приход сказочного героя;
• игры-драматизации.
Дети с удовольствием иинтересом включаются в деятельность, после занятий у них хорошее настроение. Впроцессе работы дети научились планировать свои действия, учатся трудитьсявместе. Получают удовольствие от созданных ими изделий.
В рамках реализациипрограммы кружковой работы была определена система работы с родителями.Взаимодействие с родителями направлено на привлечение к сотрудничеству, обменопытом, повышение педагогической культуры родителей. Организуются различныеформы работы с родителями:
• родительские собрания;
• мастер- классы;
• консультации и беседы по вопросам воспитания и развитиядетей.
Многие родители детей,посещаюших кружок отмечают положительное влияние тестопластики на развитие речии ручных умений детей. Дети быстрее овладевают навыками письма и легко общаютсясо сверстниками, умеют договариваться и дружить.
Таким образом,только раннее развитие мелкой моторики и комплексный подход со стороныродителей и педагогов окажутся наиболее эффективными для гармоничного развитияличности ребёнка.
Используемаялитература:
• Большакова С.Е. Формирование мелкой моторикирук: игры иупражнения / С.Е. Большакова — М.:Сфера,2015 — 59с.
• Фирсова А.И. Чудеса из солёного теста: кн. для педагоговобразовательных учреждений / А.И. Фирсова: под ред. А. И. Фирсова.- М.: АЙРИС —ПРЕСС, -2008, -243с.
• Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду/ Н.Б.Халезова; под ред. М.Б Халезовой-Зацепиной.- М.: Сфера — 2015.112с.