X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

Таймырское муниципальноеказённое общеобразовательное учреждение

«Хатангская средняя школа №1»

 

Педагог-психолог:Михалов М.А.

 

 

Аналитическая справка

о результатахобследования суицидального риска

обучающихся 7-11 классов.

 

В ноябре– декабре 2022-2023 учебного года была проведена диагностика учащихся 7 – 11классов с целью изучения личностных особенностей, выявления суицидального рискаи уровня сформированности суицидальных намерений. Принимали участие 7а, 7б, 8а,8б, 9а, 9б, 10а, 11а  классы. Было обследовано 127.

Пакетдиагностических методик включает в себя: «ОпросникШмишека»,  адаптированный к подростковому возрасту, «Опросник Г. Айзенка» и метод «Незаконченныепредложения», «Ваши суицидальные склонности» (по З.Королеву).

ОпросникАйзенкавключает описание различных психических состояний, наличие которых у себяиспытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможностьопределить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.

Анализируярезультаты диагностики по шкалам, необходимо отметить, что у 8-х учащихся(5,7%) высокий уровень фрустрации. То есть, эти дети переживают неудачи,возникающие в процессе жизни, в связи с этим у детей могут быть отрицательныеэмоции: раздражение, гнев, чувство вины.

19 подростков(13,5%) с повышенным уровнем агрессии, которая возникает в качестве реакции нафрустрацию. Следовательно, эти обучающиеся могут находиться в состоянии гнева,враждебности, ненависти и т.д.

15 подростков(10,6%) с повышенным уровнем тревожности, то есть, могут находиться в состояниимоторного напряжения в ситуации возможной опасности, как реакция на страх.

16 подростков(11,3%) с выраженной ригидностью, то есть, затрудняются до полной неспособностипри изменении деятельности, попадая в условия, требующие её перестройки.

Метод«Незаконченные предложения» является проективной методикой, позволяющейнаправленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторых личностныхустановок. Испытуемый должен продолжить на следующие предложения: «Завтрая…», «Когда я закончу школу…», «Наступит день, когда…», «Я хочу жить,потому что…». Все подростки имеют положительное отношение к окружающему ипозитивные жизненные установки, показывают наличие осознанного стремления ксохранению жизни.

ОпросникШмишекапредполагает выявление акцентуации характера подростков.  Исследованияпоказывают вероятность демонстративного суицида у лабильного, эпилептоидного,истероидного типов, а у циклоидного, сенситивного и психоастенического типовакцентуации возможность совершения суицида.

Анализрезультатов опросника Шмишека показывает следующее:

Гипертимныйтипакцентуации имеют 73 подростка (51,8%), для них склонность ксуицидальному поведению совершенно не характер­на.

У циклоидов(43,3%) возможность суицида может зависеть от фазы. В гипертимной фазе онине отличаются от подрост­ков гипертимного типа. Однако в субдепрессивной фазедля циклоидного типа акцентуаций характерно суицидальное поведение. Суицидныепопытки совер­шаются обычно в стрессовой ситуации на высоте аф­фекта, когда самолюбиеподростка уязвлено публич­но. Подростка охватывает отчаяние, и он неосознанноили недоста­точно осознанно идет к суициду.

43эмоционально-лабильных (30,5%) подростка могут иметь склонность к суицидномуповедению аффективного типа. Эмоциональ­ное отвержение, потеря поддержкизначимых людей, например родителей, толкает подростков эмоцио­нально-лабильноготипа к суицидным попыткам. Это — крик о помощи, чувство вины из-за невозмож­ностиудержать значимого другого, агрессия на само­го себя.

Уязвимымзвеном в характере сенситивного (15,6%) типа является чувствособственной неполноценности. Та­кие подростки зависят от окружающих, нуждаютсяв их добром отношении, поддержке и оценке. Недобро­желательность окружения,несправедливые обвине­ния, предательство друзей и возлюбленных, насмеш­ки илиподозрения легко приводят к развитию реак­тивной депрессии, а иногда незаметнодля окружающих у них могут возникнуть суицидные намерения.

Эпиллептоидный(4,9%) тип акцентуации предопределяет риск самоубийства. Истинные суицидывстречаются у эпилептоидных психопатов и им ха­рактерна демонстративная формасуицидального по­ведения, но диагностика не выявила эпилептоидно – истероидныхтипов.

Главнойчертой истероидного (7,1%) характера является демонстративность, чтообусловливает склонность к суицидному шантажу у подростков данного типа ак­центуаций.Подросток стремится произвести наиболь­шее впечатление на окружающих,разжалобить или напугать, но главное привлечь к себе внимание, добить­сяжелаемого. Демонстративность суицида может обернуться реальным самоубийствомиз-за несчастно­го случая.

Демонстративноесуицидаль­ное поведение, в зависимости от обстоятельств, может преобладать уподростков 7,1% истероидного (10 чел), истеродно-неустойчивого (1 чел), 4,9% эпилептоидного(7 чел) и эпилептоидно-истероидного типа (0%); подростки всех остальных типов,причем шизоидов, циклоидов и сенситивных подростков при демонстративном типевообще не встреча­ется.

Методика«ваши суицидальные склонности». Результаты методики показывают, почти  у 80%подростков вданный момент жизни они пребывают в мрачном настроении духа. Их что-то гнетет,они переживают из-за каких-то событий или беспокоятся о чем-то важном для них,однако это состояние времен­ное и оно обязательно пройдет. Они любят жизнь и не склонны к суициду.

2 подростка имеютжелезную волю и крепкие нервы, готовы бороться со всеми жизненными невзгода­ми,преодолевать любые трудности и препятствия. 16 подростков выраженные оптимисты. 

7 подростков оченьранимые и чрезмерно чувствительные, остро воспри­нимают несправедливость жизнии страдают от этого. Подавляют в себе суи­цидальные наклонности.

3 подростка могутиспользовать суицидальные наклонности с выгодой для себя: могут  шантажироватьсвоих близких своим возможным самоубийством, заставляя выполнять своитребования.

15 подростков продолжили закрашивать заданную часть фигуры, они подсознательно подумывают осмерти.  Однако внешне суицидальные наклонности не проявляют, могут проявитьтолько при удобном случае. Фактором суицидального риска может быть то, чтонекоторые подростки пережили смерть одного родителя, у других семейные проблемы(развод родителей), отверженность и социальнаяизоляция, авторитарный или матриархальный стиль отношений в семье.

Такимобразом, результаты данного исследования позволяют сделать вывод, что нетострой необходимости в предупреждении суицидального поведения у даннойкатегории детей, за исключением 18 подростков (по Шмишеку) и 15 подростков (помет. «Ваши суицидальные склонности»). Но здесь нельзя забывать об акцентуациихарактера подростков в  период «подростковых кризисов» и учитывать полоролевыеразличия (у девушек риск в 2-3 раза ниже).

Вкачестве профилактических мер суицидального поведения может проводиться:социально-психологический тренинг разрешающего поведения, поиска социальнойподдержки, ее восприятия и оказания; индивидуальные и групповыепсихокоррекционные занятия по повышению самооценки, развитию адекватногоотношения к собственной личности, эмпатии; психологическая коррекция пассивнойстратегии избегания; увеличение уровня самоконтроля, выработка мотивации надостижение успеха. А также обучение социальным навыкам и умениям преодолениястресса, оказание подросткам социальной поддержки с помощью семьи, школы идрузей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сводные таблицырезультатов диагностики

 

1)Опросник Шмишека

 

Г

Эп

Л

П

С

Ц

И

Н

Ш

смеш

1

9

5

3

4

6

2

1

11

2

10

2

9

5

2

10

3

10

3

7

5

1

1

7

1

5

4

9

3

2

4

3

5

9

5

3

4

6

2

1

 

6

8

3

4

3

4

7

2

8

7

10а

11

2

7

1

2

9

2

1

3

8

8

11а

10

4

1

5

12

1

1

11

 

 Итого:

73 уч

7 уч

43 уч

19 уч

22 уч

61 уч

10 уч

4 уч

4 уч

67 уч

 

 

51,8%

4,9%

30,5%

13,5%

15,6%

43,3%

7,1%

2,8%

2,8%

47,5%

 

 

2)Опросник Г.Айзенка

 

 

Тревожность

Фрустрация

Агрессия

Ригидность

н

с

в

н

с

в

н

с

в

н

с

в

1

5

8

3

6

8

2

3

12

1

14

2

2

9

13

9

13

4

15

5

2

18

2

3

3

8

3

2

10

2

2

11

1

1

11

2

4

9

4

1

9

5

4

7

3

3

10

1

5

5

8

3

6

8

2

3

12

1

14

2

6

7

10

2

11

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

7

1

5

13

1

1

15

3

7

10а

10

11

2

9

13

1

9

10

4

3

19

1

8

11а

3

13

1

6

11

6

8

3

14

3

 

Итого:

51

75

15

58

75

8

36

86

19

10

115

16

 

 

36,2%

53,4%

10,6%

41,1%

53,2%

5,7%

25,5%

61%

13,5%

7,1%

81,6%

11,3%

 

 

Проективнаяметодика («Незаконченные предложения)

 

 

Завтра я…

Когда я закончу

Школу…

Наступит день, когда…

Я хочу жить, потому что…

Пол.

Отр.

Пол.

Отр.

Пол.

Отр.

Пол.

Отр.

1

16

16

16

16

2

22

22

22

22

3

14

14

14

14

4

13

1

14

13

1

14

5

16

16

16

16

6

19

19

19

19

7

10а

23

23

23

23

8

11а

17

17

17

17

 

Итого:

140

1

141

140

1

141

 

 

99,3%

0,7%

100%

 

99,3%

0,7%

100%

 

 

 

3)Методика «Ваши суицидальные наклонности»

 

 

Мрачное настрое

ние

(не склон. к суициду)

Железная воля и крепкие нервы

Оптимист

Ранимость, чувствитель

ность

Шантаж

Подсозна

тельная мысль о суициде

1

13

3

2

20

1

1

2

3

10

1

2

2

4

7

1

3

1

1

1

5

13

3

6

12

3

4

2

5

7

10а

21

1

4

8

11а

16

1

1

 

Итого:

112

2

16

7

3

15

 

 

79,4%

1,4%

11,3%

5%

2,1%

10,6%

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет