Таймырское муниципальноеказённое общеобразовательное учреждение
«Хатангская средняя школа №1»
Педагог-психолог:Михалов М.А.
Аналитическая справка
о результатахобследования суицидального риска
обучающихся 7-11 классов.
В ноябре– декабре 2022-2023 учебного года была проведена диагностика учащихся 7 – 11классов с целью изучения личностных особенностей, выявления суицидального рискаи уровня сформированности суицидальных намерений. Принимали участие 7а, 7б, 8а,8б, 9а, 9б, 10а, 11а классы. Было обследовано 127.
Пакетдиагностических методик включает в себя: «ОпросникШмишека», адаптированный к подростковому возрасту, «Опросник Г. Айзенка» и метод «Незаконченныепредложения», «Ваши суицидальные склонности» (по З.Королеву).
ОпросникАйзенкавключает описание различных психических состояний, наличие которых у себяиспытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможностьопределить уровень тревожности, фрустрации, агрессии и ригидности.
Анализируярезультаты диагностики по шкалам, необходимо отметить, что у 8-х учащихся(5,7%) высокий уровень фрустрации. То есть, эти дети переживают неудачи,возникающие в процессе жизни, в связи с этим у детей могут быть отрицательныеэмоции: раздражение, гнев, чувство вины.
19 подростков(13,5%) с повышенным уровнем агрессии, которая возникает в качестве реакции нафрустрацию. Следовательно, эти обучающиеся могут находиться в состоянии гнева,враждебности, ненависти и т.д.
15 подростков(10,6%) с повышенным уровнем тревожности, то есть, могут находиться в состояниимоторного напряжения в ситуации возможной опасности, как реакция на страх.
16 подростков(11,3%) с выраженной ригидностью, то есть, затрудняются до полной неспособностипри изменении деятельности, попадая в условия, требующие её перестройки.
Метод«Незаконченные предложения» является проективной методикой, позволяющейнаправленно выяснить отношение испытуемого к окружающему и некоторых личностныхустановок. Испытуемый должен продолжить на следующие предложения: «Завтрая…», «Когда я закончу школу…», «Наступит день, когда…», «Я хочу жить,потому что…». Все подростки имеют положительное отношение к окружающему ипозитивные жизненные установки, показывают наличие осознанного стремления ксохранению жизни.
ОпросникШмишекапредполагает выявление акцентуации характера подростков. Исследованияпоказывают вероятность демонстративного суицида у лабильного, эпилептоидного,истероидного типов, а у циклоидного, сенситивного и психоастенического типовакцентуации возможность совершения суицида.
Анализрезультатов опросника Шмишека показывает следующее:
Гипертимныйтипакцентуации имеют 73 подростка (51,8%), для них склонность ксуицидальному поведению совершенно не характерна.
У циклоидов(43,3%) возможность суицида может зависеть от фазы. В гипертимной фазе онине отличаются от подростков гипертимного типа. Однако в субдепрессивной фазедля циклоидного типа акцентуаций характерно суицидальное поведение. Суицидныепопытки совершаются обычно в стрессовой ситуации на высоте аффекта, когда самолюбиеподростка уязвлено публично. Подростка охватывает отчаяние, и он неосознанноили недостаточно осознанно идет к суициду.
43эмоционально-лабильных (30,5%) подростка могут иметь склонность к суицидномуповедению аффективного типа. Эмоциональное отвержение, потеря поддержкизначимых людей, например родителей, толкает подростков эмоционально-лабильноготипа к суицидным попыткам. Это — крик о помощи, чувство вины из-за невозможностиудержать значимого другого, агрессия на самого себя.
Уязвимымзвеном в характере сенситивного (15,6%) типа является чувствособственной неполноценности. Такие подростки зависят от окружающих, нуждаютсяв их добром отношении, поддержке и оценке. Недоброжелательность окружения,несправедливые обвинения, предательство друзей и возлюбленных, насмешки илиподозрения легко приводят к развитию реактивной депрессии, а иногда незаметнодля окружающих у них могут возникнуть суицидные намерения.
Эпиллептоидный(4,9%) тип акцентуации предопределяет риск самоубийства. Истинные суицидывстречаются у эпилептоидных психопатов и им характерна демонстративная формасуицидального поведения, но диагностика не выявила эпилептоидно – истероидныхтипов.
Главнойчертой истероидного (7,1%) характера является демонстративность, чтообусловливает склонность к суицидному шантажу у подростков данного типа акцентуаций.Подросток стремится произвести наибольшее впечатление на окружающих,разжалобить или напугать, но главное привлечь к себе внимание, добитьсяжелаемого. Демонстративность суицида может обернуться реальным самоубийствомиз-за несчастного случая.
Демонстративноесуицидальное поведение, в зависимости от обстоятельств, может преобладать уподростков 7,1% истероидного (10 чел), истеродно-неустойчивого (1 чел), 4,9% эпилептоидного(7 чел) и эпилептоидно-истероидного типа (0%); подростки всех остальных типов,причем шизоидов, циклоидов и сенситивных подростков при демонстративном типевообще не встречается.
Методика«ваши суицидальные склонности». Результаты методики показывают, почти у 80%подростков вданный момент жизни они пребывают в мрачном настроении духа. Их что-то гнетет,они переживают из-за каких-то событий или беспокоятся о чем-то важном для них,однако это состояние временное и оно обязательно пройдет. Они любят жизнь и не склонны к суициду.
2 подростка имеютжелезную волю и крепкие нервы, готовы бороться со всеми жизненными невзгодами,преодолевать любые трудности и препятствия. 16 подростков выраженные оптимисты.
7 подростков оченьранимые и чрезмерно чувствительные, остро воспринимают несправедливость жизнии страдают от этого. Подавляют в себе суицидальные наклонности.
3 подростка могутиспользовать суицидальные наклонности с выгодой для себя: могут шантажироватьсвоих близких своим возможным самоубийством, заставляя выполнять своитребования.
15 подростков продолжили закрашивать заданную часть фигуры, они подсознательно подумывают осмерти. Однако внешне суицидальные наклонности не проявляют, могут проявитьтолько при удобном случае. Фактором суицидального риска может быть то, чтонекоторые подростки пережили смерть одного родителя, у других семейные проблемы(развод родителей), отверженность и социальнаяизоляция, авторитарный или матриархальный стиль отношений в семье.
Такимобразом, результаты данного исследования позволяют сделать вывод, что нетострой необходимости в предупреждении суицидального поведения у даннойкатегории детей, за исключением 18 подростков (по Шмишеку) и 15 подростков (помет. «Ваши суицидальные склонности»). Но здесь нельзя забывать об акцентуациихарактера подростков в период «подростковых кризисов» и учитывать полоролевыеразличия (у девушек риск в 2-3 раза ниже).
Вкачестве профилактических мер суицидального поведения может проводиться:социально-психологический тренинг разрешающего поведения, поиска социальнойподдержки, ее восприятия и оказания; индивидуальные и групповыепсихокоррекционные занятия по повышению самооценки, развитию адекватногоотношения к собственной личности, эмпатии; психологическая коррекция пассивнойстратегии избегания; увеличение уровня самоконтроля, выработка мотивации надостижение успеха. А также обучение социальным навыкам и умениям преодолениястресса, оказание подросткам социальной поддержки с помощью семьи, школы идрузей.
Сводные таблицырезультатов диагностики
1)Опросник Шмишека
№ |
|
Г |
Эп |
Л |
П |
С |
Ц |
И |
Н |
Ш |
смеш |
1 |
7а |
9 |
— |
5 |
3 |
4 |
6 |
2 |
— |
1 |
11 |
2 |
7б |
10 |
2 |
9 |
5 |
2 |
10 |
3 |
— |
— |
10 |
3 |
8а |
7 |
— |
5 |
1 |
1 |
7 |
1 |
— |
— |
5 |
4 |
8б |
9 |
— |
3 |
2 |
— |
4 |
— |
— |
— |
3 |
5 |
9а |
9 |
— |
5 |
3 |
4 |
6 |
2 |
— |
1 |
|
6 |
9б |
8 |
3 |
4 |
3 |
4 |
7 |
— |
2 |
— |
8 |
7 |
10а |
11 |
2 |
7 |
1 |
2 |
9 |
2 |
1 |
3 |
8 |
8 |
11а |
10 |
— |
4 |
1 |
5 |
12 |
— |
1 |
1 |
11 |
|
Итого: |
73 уч |
7 уч |
43 уч |
19 уч |
22 уч |
61 уч |
10 уч |
4 уч |
4 уч |
67 уч |
|
|
51,8% |
4,9% |
30,5% |
13,5% |
15,6% |
43,3% |
7,1% |
2,8% |
2,8% |
47,5% |
2)Опросник Г.Айзенка
|
|
Тревожность |
Фрустрация |
Агрессия |
Ригидность |
||||||||
н |
с |
в |
н |
с |
в |
н |
с |
в |
н |
с |
в |
||
1 |
7а |
5 |
8 |
3 |
6 |
8 |
2 |
3 |
12 |
1 |
— |
14 |
2 |
2 |
7б |
9 |
13 |
— |
9 |
13 |
— |
4 |
15 |
5 |
2 |
18 |
2 |
3 |
8а |
3 |
8 |
3 |
2 |
10 |
2 |
2 |
11 |
1 |
1 |
11 |
2 |
4 |
8б |
9 |
4 |
1 |
9 |
5 |
— |
4 |
7 |
3 |
3 |
10 |
1 |
5 |
9а |
5 |
8 |
3 |
6 |
8 |
2 |
3 |
12 |
1 |
— |
14 |
2 |
6 |
9б |
7 |
10 |
2 |
11 Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 |
7 |
1 |
5 |
13 |
1 |
1 |
15 |
3 |
7 |
10а |
10 |
11 |
2 |
9 |
13 |
1 |
9 |
10 |
4 |
3 |
19 |
1 |
8 |
11а |
3 |
13 |
1 |
6 |
11 |
— |
6 |
8 |
3 |
— |
14 |
3 |
|
Итого: |
51 |
75 |
15 |
58 |
75 |
8 |
36 |
86 |
19 |
10 |
115 |
16 |
|
|
36,2% |
53,4% |
10,6% |
41,1% |
53,2% |
5,7% |
25,5% |
61% |
13,5% |
7,1% |
81,6% |
11,3% |
Проективнаяметодика («Незаконченные предложения)
|
|
Завтра я… |
Когда я закончу Школу… |
Наступит день, когда… |
Я хочу жить, потому что… |
||||
Пол. |
Отр. |
Пол. |
Отр. |
Пол. |
Отр. |
Пол. |
Отр. |
||
1 |
7а |
16 |
— |
16 |
— |
16 |
— |
16 |
— |
2 |
7б |
22 |
— |
22 |
— |
22 |
— |
22 |
— |
3 |
8а |
14 |
— |
14 |
— |
14 |
— |
14 |
— |
4 |
8б |
13 |
1 |
14 |
— |
13 |
1 |
14 |
— |
5 |
9а |
16 |
— |
16 |
— |
16 |
— |
16 |
— |
6 |
9б |
19 |
— |
19 |
— |
19 |
— |
19 |
— |
7 |
10а |
23 |
— |
23 |
— |
23 |
— |
23 |
— |
8 |
11а |
17 |
— |
17 |
— |
17 |
— |
17 |
— |
|
Итого: |
140 |
1 |
141 |
— |
140 |
1 |
141 |
— |
|
|
99,3% |
0,7% |
100% |
|
99,3% |
0,7% |
100% |
|
3)Методика «Ваши суицидальные наклонности»
|
|
Мрачное настрое ние (не склон. к суициду) |
Железная воля и крепкие нервы |
Оптимист |
Ранимость, чувствитель ность |
Шантаж |
Подсозна тельная мысль о суициде |
1 |
7а |
13 |
— |
3 |
— |
— |
— |
2 |
7б |
20 |
— |
1 |
1 |
— |
2 |
3 |
8а |
10 |
1 |
2 |
— |
— |
2 |
4 |
8б |
7 |
1 |
3 |
1 |
1 |
1 |
5 |
9а |
13 |
— |
3 |
— |
— |
— |
6 |
9б |
12 |
— |
3 |
4 |
2 |
5 |
7 |
10а |
21 |
— |
1 |
— |
— |
4 |
8 |
11а |
16 |
— |
— |
1 |
— |
1 |
|
Итого: |
112 |
2 |
16 |
7 |
3 |
15 |
|
|
79,4% |
1,4% |
11,3% |
5% |
2,1% |
10,6% |