МУНИЦИПАЛЬНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЪНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ№ 43
МУНИЦИПАЛЬНОГООБРАЗОВАНИЯ
ГОРОДСКОЙОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ
МОСКОВСКОЙОБЛАСТИ
140002.Московская область. г. Люберцы. Октябрьский проспект, 24
Тел./факс503-74-33 e-mail: 1brc_gimnaziya43@mosreg.ru
ПРОЕКТ УРОКА
РОДНЕСКЛОНЯЕМЫХ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
НА ОСНОВАНИИПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 5 КЛАСС (ФГОС)
Разработка учителя русского языка и литературы
Кудиновой ЛюбовиВитальевны
Проектирование учебного занятия наосновании примерной рабочей программы по предмету «Русский язык»
Предмет: русский язык
Класс:5
Автор УМК: В.В. Бабайцеваи др.
Тема урока: Род несклоняемых имен существительных
Тип урока: изучение нового материала
I.Цели и задачи занятия:
Цели занятия
Совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальныхинтеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования,обобщения, классификации, установления определенных закономерностей и правил,конкретизации и т.п. в процессе изучения русского языка.
Задачи занятия:
1. Научитьсявыявлять и характеризовать несклоняемые имена существительные похарактерным грамматическим признакам;
2. Научитьсяанализировать языковые единицы (несклоняемые существительные,словосочетания существительное + прилагательное), с точки зрения грамотногоиспользования в устной и письменной речи.
3. Научитьсяобобщать теоретическую информацию на заданную тему
4. Научитьсяклассифицировать несклоняемые существительные попринадлежности к роду c опорой на алгоритм.
II.Планируемые результаты урока
Предметные результаты
Морфология. Культура речи. Орфография.
Применять знания о частях речи как лексико-грамматическихразрядах слов, о грамматическом значении слова, о системе частей речи в русскомязыке для решения практико-ориентированных учебных задач.
Имя существительное. Распознавать несклоняемые именасуществительные, определять их морфологические признаки.
Текст Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой нажизненный и читательский опыт.
Метапредметныерезультаты:
1. Овладениеуниверсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия
— выявлять и характеризовать существенные признакиязыковых единиц, языковых явлений и процессов;
— классифицировать языковые единицы по существенномупризнаку.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение
восприниматьи формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целямиобщения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устноймонологической речи и в письменных текстах.
Совместная деятельность:
— принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действияпо её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс ирезультат совместной работы;
3. Овладениеуниверсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
— самостоятельно составлять алгоритм решениязадачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётомимеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемыеварианты решений.
Эмоциональныйинтеллект:
— развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциямидругих;
— признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, неосуждая;
— проявлять открытость;
Личностные результаты
— проявление интереса к познанию русского языка, кистории и культуре Российской Федерации,
-уважение к историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
-проявление личностного отношения к содержащейся в тексте информации
-ориентация на моральные ценности и нормы;
-умение приниматьсебя и других, не осуждая;
III. Краткое учебное содержание
1.Мотивационно-целевой этап
1.Учимся выявлять и характеризоватьсущественный признак языковых единиц-несклоняемых имен существительных
Стол, веретено, метро, рука, море, бра,ателье, поле, кино, пенсне.
Задание: найдите среди данных слов несклоняемые существительные, выпишитеих. Объясните, что они обозначают. В случае затруднения обратитесь к словарюиностранных слов.
2. Актуализация опорных знаний
1. Учимся анализировать языковые единицы Работа с текстом.
В прошлые выходные мы отдыхали в парке.Там я прокатился на симпатичн… пони, а потом мы всей семьей сфотографировалисьс пестр.. какаду. Мы зашли в уютн… кафе и съели вкусные блинчики и нежн…суфле. Это была замечательная прогулка!
Задания: найдитефрагменты текста, вызвавшие у автора затруднения. Почему трудно определить,какие окончания нужно писать у прилагательных? Какие знания нам помогутпреодолеть затруднения? Как вы думаете, почему авторназвал прогулку в парке замечательной? А есть ли в вашей семье традицияпроводить свободное время вместе?
2.Учимся синтезировать и обобщать теоретическую информацию
Задание: составьте алгоритм «Определениерода несклоняемых существительных» на основе теоретического материала пар.79 (работа в парах)
3. Изучение нового материала
1.Учимсяклассифицировать (формирование нового знания на основеанализа и синтеза актуализированной информации)
Шимпанзе, метро, конферансье, леди, кашпо, ралли, мадемуазель,шоу, шевалье, рандеву, фрау, эскимо.
Задание: наоснове алгоритма заполните таблицу и распределите данные существительные породам.
Мужской род |
Женский род |
Средний род |
|
|
|
2.Учимся классифицировать (применение новых знаний для решения учебной задачи)
Известноекафе, строгое жюри, интересное интервью, вкусное пюре, играть в лото, горячеекофе, желтое такси, быстрая кенгуру, красивый колибри, свежий кольраби,фруктовое желе, воинственный динго, вязаный кашне, цветная конфетти.
Задание:среди словосочетаний найдите те, в которых допущены ошибки в согласовании,запишите их в исправленном виде. Выберите из предложенных с/сочетаний такие, которые , на ващвзгляд, помогут вам рассказать о своей семье, ее традициях. Составьте изапишите с ними предложения.
4.Самоконтроль и самооценка в речевой ситуации (создание письменногомонологического высказывания на основе актуализированного и нового знания)
1.Учимся составлять, редактировать и рецензировать письменноевысказывание на основе разработанного алгоритма (развитие письменной речи)
Даныслова для справок: какао, пальто, кафе, пони, бистро, кино, шоссе, пенальти, шоу, каноэ,меню.
Используя слова для справок,создайте текст, рекламирующий активный образ жизни.
Задания:
1.Составьте примерный планбудущего текста (памятка 5)
2. Составьте письменное речевоевысказывание на основе плана, используя слова для справок и согласуя их сподходящими по смыслу прилагательными.
3.Произведитередактирование текста на основе памятки 5.
4. Произведитевзаимооценку текста, опираясь на критерии:
Соответствует ли текст рекламной тематике? |
Да/нет/частично |
Есть ли в тексте ошибки в использовании несклоняемых существительных? |
Да/нет/частично |
Заинтересовал ли текст читателя? |
Да/нет/частично |
Чтение и коллективное обсуждение нескольких текстов.
IV.Виды организации деятельности на уроке.
1.Лингвистическийанализ слов;
2. Комплексная работас несклоняемыми именами существительными;
3.Интеллектуально-лингвистическиеупражнения;
4. Работапо составлению и редактированию текста;
V. Диагностические материалы
Мини-тест
1. Укажите имя существительное женского рода:
жюри
миледи
пенальти
мафиози
2.Укажите имя существительное мужского рода:
кашпо
манго
портье
кашне
3.Какое слово не относится к среднему роду?
кенгуру
алиби
кредо
меню
4.Укажите существительное среднего рода:
подмастерье
конферансье
маэстро
пюре