В чем состоит специфика педагогическихнововведений и в чем она проявляется в практике преподавания предмета ОБЖ.
В ходе создания, освоения ираспространения нововведений в области образования формируется новая,современная образовательная система – всеобщая система открытого, гибкого,индивидуализированного, созидающего познания, непрерывного образования человекав течении всей его жизни. Такая система представляет собой единство:
— технологических инноваций (новыеобразовательные технологии);
— экономических инноваций (новыеэкономические механизмы в сфере образования);
— педагогические инновации (новые методы иприёмы преподавания и обучения);
— организационные инновации (новыеорганизационные структуры и институциональные формы в области образования).
Управление системы образования в нашейстране строится на принципах:
— решения проблем развития системыобразования на уровне не только образовательной сферы, но и общегосударственнойполитики, а также на международном уровне:
— реализации принципа системности вменеджменте образования на всех уровнях:
— пересмотра роли и функций государства вфинансировании и организации системы образования:
— развития рынка образовательныхпродуктов:
— пересмотра роли различных социальныхинститутов, семьи, в сфере образования:
— пересмотра роли учебных заведений исамих учащихся в организации образовательного процесса.
Познание сущности обучения, определениеего структуры и движущих сил составляет одну из главных задач дидактики.
В настоящее время, согласно новому Федеральномугосударственному образовательному стандарту, возникла необходимость воспитаниячеловека, способного самостоятельно ставить перед собой цели добывать знания иприменять их в сложившейся жизненной ситуации.
В настоящее время в обществе существуют реальная угроза жизни издоровью человека, его имуществу, связанная с чрезвычайными ситуациямиприродного, техногенного и социального характера. Учебный предмет «Основыбезопасности жизнедеятельности» дает возможность сформировать личностьбезопасного типа. А в условиях введения нового Федерального государственногообразовательного стандарта важно разрабатывать новые методы и приемы обучения,создать новые формы организации учебного процесса в образовательнойорганизации, которые дадут наибольших эффект в обучении и воспитанииобучающихся.
Традиционные методы педагогического процесса, ориентированныена передачу готовых знаний, на запоминание и воспроизведение изученного материалав памяти способствуют, как правило, выработке стереотипного поведения. В настоящеевремя, они уже недостаточно удовлетворяют современным требованиям общества.
Оптимальные результаты для решения назревшей проблемы можнополучить только при активной позиции учителя и обучающихся в учебном процессе.В этой связи в учебной деятельности актуальным становится применениенововведений в организации учебного процесса и современных педагогических технологийкак методов обучения. Урок ОБЖ, построенный на современных технологиях, позволитсформировать у ученика не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добыватьзнания, использовать полученные знания и умения в различных жизненных ситуациях,накапливать опыт решения проблем, развить у обучающихся познавательные,интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические компетенции.
Перед современным педагогом сегодня возникают множественныевопросы: «Как заинтересовать обучающихся своим предметом? Как обычный урок сучебного плана сделать необычным? Как мало интересный, «сухой» материализложить интересным, запоминающимся?» В решении этих вопросов, необходимоприменить новый инновационный подход к изучению учебного предмета Основыбезопасности жизнедеятельности, современные образовательные технологии, которыеи позволяют формировать и развивать различного рода компетенции, развиватьположительную мотивацию к изучению предмета ОБЖ. Учебныйпредмет, основным содержанием которого является культура безопасности,интегрирует, объединяет усилия всех педагогов по подготовке учащихся кпрофилактике и преодолению всех вредных и опасных факторов жизнедеятельностичеловека. Воспитание культуры безопасности на уроках ОБЖ, это этап педагогического процесса,на котором формируется культура безопасности у учащихся. Это достаточно четкий,социально значимый, ограниченный во времени, специально организованный периоджизнедеятельности детей, в ходе которого освоение культуры безопасностиявляется основнойцелью. Примером такого этапа служит инициация подростков, цель которой – подготовкановых членов общества к вступлению во взрослую жизнь, основным критериемподготовки молодых людей является их готовность к выживанию, способностьсправиться с любой опасностью. Воспитаниекультуры безопасности. это средство педагогического процесса, используемое дляразвития творческих сил и способностей учащихся по профилактике возможныхрисков, предупреждении и снижении вреда себе, другим людям и обществу в целом.Такими средствами являются различные формы обучения и воспитания: уроки ОБЖ,психологические тренинги по отработке действий в экстремальных и чрезвычайныхситуациях, занятия в спортивных секциях и соревнования («Безопасное колесо»,«Школа безопасности», «Зарница» и другие).