Конспект классного часа «Я – гражданин России»
Цель: воспитание гражданско-патриотических качеств личности обучающихся.
Задачи:
1. ознакомитьучащихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция»,«государственные символы страны: флаг, герб, гимн»;
2. воспитыватьчувство гордости за достижения своей страны;
3. определитьотношение каждого обучающегося к позиции “быть гражданином”;
4. формированиеу обучающихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своемуОтечеству;
5. формированиеэлементарных знаний о правах человека;
6. вырабатывать речевые, коммуникативные компетенции учащихся;
7. содействоватьформированию патриотического воспитания обучающихся.
Форма:
Классный час – путешествие.
Технологии:
-личностно-ориентированная технология,
-информационно-коммуникационныетехнологии.
Оформление:
1. Интерактивная доска;
2. Презентация;
3. Раздаточный материал;
Ходзанятия:
На интерактивной доске расположен слайд — эпиграф:
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын»
Н. А. Некрасов.
Классный руководитель:
Ребята, у нас сегодня необычный классный час.
Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.
Обучающиеся: Я — гражданин…
Классный руководитель: Чтоинтересного заметили?
Обучающиеся: Пропущенноеслово.
Классный руководитель:Попробуйте догадаться, какое слово пропущено.
Обучающиеся:…России.
Классный руководитель:Тема нашего классного часа «Я — гражданин России»
Ребята, а с чего для вас начинается Родина?
Обучающиеся:
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых,
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
Основная часть:
Классный руководитель:
— Никто не возьмётся перечислить всего, что стоитза этим большим и ёмким словом Родина.
Родина! Это слово с детства знает каждый. Родина– это, то место, где ты родился, где ты живёшь со своими родителями, сосвоими друзьями.
В большой стране у каждого человека есть своймаленький уголок — деревня или город, улица, дом, где он родился.
Это его маленькая родина, а из множества такихмаленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина.
Родина начинается на пороге твоего дома. Онаогромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина — мать своегонарода. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них, приходит напомощь, придает силы.
Мы любим Родину. А любить Родину — значит жить с нейодной жизнью.
Все мы с вами живем в большой стране – Россия (этонаша Родина).
И хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то,что живем мы в одной стране.
видео
Россия подобна огромному дереву, на котором несосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья — это мы, корни -это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать своикорни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назватьсебя: гражданином.
Н.А. Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, ногражданином быть обязан!». Кто же такой гражданин?
Подумайте и выберите правильный ответ «ктотакой гражданин?»
1. Гражданин — это лицо, наделенное политическими,гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии сэтими правами и обязанностями.
2. Гражданин — это лицо, наделенное политическими,гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здоровымсмыслом.
3. Гражданин — это лицо, наделенное политическими,гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.
Классный руководитель:Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин? Я предлагаю вамотразить на листах ваши представления о гражданине, о тех качествах, которымион должен обладать.
(Работа обучающихся в группах. На подготовленныхлистах они пишут качества, которыми должен обладать гражданин. Затем,представитель каждой группы зачитывает, что получилось и обсуждают вместе сучителем).
Классный руководитель:Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, своиправа и обязанности.
У каждой страны есть свои символы. Что относится кгосударственным символам любой страны?
o У него названий много – триколор, трёхцветныйстяг.
С ветром гонит прочь тревогибело-сине-красный… (Флаг).
o Есть мелодия одна, ей подвластна вся страна.
Гражданин, отбросив всё, стоя слушает ее (Гимн).
o Ондополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй (Герб)
Обучающиеся:К государственным символам любой страны относятся: ГосударственныйГерб, Государственный Флаг и Государственный Гимн.
Классный руководитель:
А какой документ удостоверяет гражданство Российской Федерации? Обучающиеся:паспорт
Классный руководитель:
Ребята, а как вы считаете, в каком документе расписаныправа и обязанности граждан РФ?
Обучающиеся: ВКонституции расписаны права и обязанности граждан РФ. А на что мы имеем право?
Обучающиеся: Здоровье,свободу, равенство перед законом, гражданство, свободу мысли, труд, отдых,образование.
Классный руководитель:
А сейчас чуть отдохнем — я предлагаю разобратьконституцию в сказках:
1. Кто из сказочных героев воспользовался правом насвободное передвижение? (Лягушка-путешественница, Старик-Хоттабыч, Элли изИзумрудного города).
2. Кто воспользовался правом вести подсобное хозяйствои вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка»).
3. У какой известной сказочной героини нарушено правона отдых, разумное ограничение рабочего времени? («Золушка» Ш. Перро).
Классный руководитель:
Вы неплохо разбираетесь в правах, но не бывает правбез обязанностей. Какие обязанности граждан нашей страны вам известны?
Обучающиеся:
Обязанности граждан РоссийскойФедерации
1. Каждый должен соблюдать Конституцию РоссийскойФедерации и законы;
2. Основное общее образование обязательно;
3. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду,бережно относиться к животному и растительному миру;
4. Каждый обязан заботиться о сохранении историческогои культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы;
5. Каждый обязан платить законно установленные налогии сборы;
6. Защита Отечества является долгом граждан РоссийскойФедерации.
Классный руководитель:
А какова ваша главная обязанность?
Обучающиеся: Хорошо учиться.
Классный руководитель:
А для чего вам нужна учеба на данный момент?
Обучающиеся: Для того чтобыработать на той работе, которая приносит пользу нам и нашему государству.
Классный руководитель:
Давайте представим, что у нас есть цветик-семицветик.Я предлагаю распределить ваши желания на 3 группы: для себя, для близких людей,для страны.
Обучающиеся записывают свои желания,затем сдают.
Анкета
Опережающее задание: обучающимся предлагается ответить на вопросанкеты: чем, по-вашему, сегодня может гордиться гражданин Российской Федерации(красивой природой, загадочной русской душой, изучением и покорением космоса,достижениями в спорте, достижениями в искусстве и др.)?
Классный руководитель:
Перед вами ребус, отгадайте его (Зачеркни всеиностранные буквы и прочитай пословицу)
ЖYRИТJWЬ РQSОДDИGНFЕ СLZЛVУЖNИRТUЬ.
ЖИТЬ — РОДИНЕ СЛУЖИТЬ!
Классный руководитель:
Теперь и мы попробуем продолжитьфразу:
Настоящий современный гражданин –человек, который…..
любит….
переживает…
действует…
требует…
знает…
умеет…
может…
хочет…
ценит…
Классный руководитель:
Дополните слова и получите пословицу:
Человек без Родины |
что соловей без песни |
Родина-мать, |
умей за нее постоять |
Для Родины своей |
жизни не жалей |
На чужой стороне |
и весна не красна |
Жить — |
Родине служить |
Родной свой край |
люби и знай, делами прославляй |
Классныйруководитель:
А теперь давайте рассмотрим слово,толкуя каждую составляющую его букву. ( На доске появляется схема).
Г — горячо любит свою Родину;
Р — радуется ее успехам;
А — активно стремится сохранить чистоту окружающей природы;
Ж — желает сохранить мир;
Д — дорожит именем «россиянин»;
А — адаптируется в обществе, принимает его законы;
Н — нуждается в поддержке и защите государства;
И — использует свои знания, умения на пользу стране;
Н — находит пути выразить свою гражданскую позицию.
Гражданственность,патриотизм – важные чувства для каждого человека, но реализовать любовь к великой Россииможно только через любовь к своей малой Родине — месту, где ты родился, гдеживут родные, друзья.