Краеведческий медиапроект каксредство патриотического воспитания, укрепления традиционных российских духовно-нравственныхценностей школьников
Никитченко Татьяна Викторовна,зав. отделом туризма и краеведения, педагог дополнительного образования МАУ ДО«ВГ ДДТ»
«Чувстволюбви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так какесли не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей,похожих на иссушенное растение перекати- поле.
Краеведениеучит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Это приучаетинтересоваться историей, искусством, литературой.
Краеведение- самый массовый вид науки», — считает академик Д. Лихачёв, говоря о значениикраеведения и истории в воспитании граждан страны
Цельюданной статьи является: показать эффективность краеведческих медиапроектовотдела туризма и краеведения МАУ ДО «ВГ ДДТ» в духовно-ценностнойориентации учащихся в их жизненном пространстве и патриотическом воспитаниидетей и подростков.
Отделтуризма и краеведения МАУ ДО «ВГ ДДТ» совместно с Лигой юных журналистовПриморья и партнерами с 2019-2023г.г. реализовал 30 проектов. В каждом проектеесть своя уникальная идея. Каждый решает важную для региона проблему.
Длясвоего исследования я взяла именно краеведческие медиапроекты. Почему?
Дляюного человека место где он живёт и растёт- это та среда, которая способствуетвоспитанию личности, активизирует познавательный интерес, мотивирует напоисково-исследовательскую работу и желание делиться результатами и новымизнаниями. На этом этапе ребята, занимающиеся в нашем отделе, с удовольствиемвключаются в работу по созданию роликов, сюжетов, репортажей, зарисовок ифильмов о своем городе, крае, традициях своего народа, уникальных и памятныхместах района.
Изучениекраеведческих ресурсов, которые потом станут хорошим подспорьем в созданиимедиапродукта, является важным этапом в работе по патриотическому воспитанию.Ребенок проникается любовью к своей малой родине, уважением к тем людям скоторыми ему приходится общаться в ходе подготовки своей работы. Они невольностановятся для него образцом для подражания, хорошим примером.
Все проекты направлены на обеспечение духовно- нравственноговоспитания и развития детей, получающих образование в совместной педагогическойработе сотрудников образовательного учреждения ВГ ДДТ с другими учреждениями,организациями Владивостока и Приморского края. .
Краеведческиймедиапроект- одна из активных форм краеведения. В нашем варианте это медиаэкскурсии,краеведческие медиаэкспедиции, автопробеги, краеведческие медиашколы и др.
Проект«Детская парусная экспедиция на север Приморского края» по следам военныхморяков, которые осваивали Дальний Восток, делали первые промеры, наносилиновые объекты на карты и давали имена бухтам, островам, мысам познакомила ребятс историй и современностью самых отдаленных уголков нашего края.
Проект«Остров моей мечты», знакомит не только с островами Приморья, их уникальнойприродой и животным морей, но и с историей освоения этих территорий, первымипредпринимателями, которые внесли большой вклад в развитие нашего региона.Например, остров Путятина был взят в аренду А.Д.Старцев, внебрачный сындекабриста Бестужева, одним из первых предпринимателей Приморского края. Нанебольшой части острова он создал образцовое хозяйство, остальная часть была нетронута. Здесь он разводил редкие и сортовые деревья и кустарник, занимался оленеводствоми коневодством, здесь была фарфоровая фабрика и кирпичный завод. Именем АлексеяДмитриевича названа гора. В поселке есть памятник А.Д.Старцеву, местные жители собралипредметы и информацию, которой достаточно для того, чтобы создать здесь музейим. А.Д.Старцева. Этому способствуют во многом школьники, проживающие наострове. В школе организован детский клуб «КЛИО», создан музей. С ним у насдавняя дружба.
Включениекраеведческого материала в содержание образования способствует формированию удетей интереса к обучению, учит их наблюдать окружающие явления и в то же времяпозволяет педагогу конкретизировать и актуализировть учебный план.
Современный мир существенно раздвигает рамки образовательногопространства. Традиционное занятие перестает быть для ребенка основным иединственным источником информации. Вместе с тем изучение родного края дает педагогу надежный инструмент для образования и развития ребенка. Изучение края строитсяс учетом познавательных возможностей детей , их возраста.
Важнаясоставляющая краеведения — поисково-исследовательская деятельность учащихся. Именноона является сегодня одной из самых перспективных педагогических технологий. Педагог-наставник в рамках проектной деятельности сопровождает, помогает в этом процессе ребенкусделать свои открытия.
Вэтом ряду самым ярким проектом во Владивостоке и Приморском крае, одним изсамых ярких проектов является проект «Народы Приморья. Территория содружества».В рамках этого партнерского проекта Фонда содействия развитию ЦО 28г.Владивостока, Владивостокского городского Дворца детского творчества,Приморского регионального отделения общероссийской лиги юных журналистов детиузнали много нового для себя и сделали ряд открытий. 156 народов проживает натерритории Приморского края. С представителями многих из них были записаныподкасты, сделаны сюжеты с национальных праздников, записаны интервью. Проект состоял из ряда экспедиций в районы Приморья где проживают коренныенароды Дальнего Востока. Общение с этими людьми дало представление в какомуникальном крае мы живем, позволило детям напитаться колоритом национальныхкультур и традиций.
Проектнаядеятельность позволяет доступно и интересно ввести детей в мир природы,познакомить с историй, биографией личностей тесно связанных с ней. Проектныйподход помогает перевести ученика из слушателя в активного участника процессаобучения. В основу краеведческих медиапоектов лек термин краеведение,возникший в начале двадцатого века, имеет объектом своего изучения края какближайшую к человеку территорию, которую можно обозреть, увидеть, исследовать,изучить. Слово «медиа» символизирует и подчеркивает желание детей делитьсяполученной информацией. Транстировать ее разными формами. Это сказки, рассказы,сюжеты и репортажи, эссе, фильмы и зарисовки, сборники.
Исследовательскаяработа, выработка исследовательского поведения, важный шаг в воспитании ребенка.Он дает ему возможность получить, проверить данные о своем представлении обокуржающем мире. Знакомить ребенка с миром природы в отделе туризма и краеведенияМАУ ДО «ВГ ДДТ» мы начинаем с младшего школьного возраста. Для этой цели намслужит хорошо продуманное и организованное педагогами отдела музейноепространство. Такие уголки как: энтомологическая, геологическая выставки,музейный уголок Природы Приморского края, в музее детского фотодвижения естьфотоловушки, на которые сделаны фото представителей Уссурийской тайги. Естьуголок морской биологии, биоразнообразия залива Петра Великого. Частьэкспозиций передано клубу «Следопыт» музеем Морского заповедника ДВО РАН. Выставку прололжает интерактивная игровая зона по определению раковин. Дети,пользуясь определителем, узнают названия раковин, которые они встречают летомна море. Младшие школьники очень любознательны. У каждого уже есть свояколлекция. И набор авторских игр, которые они придумывают на занятиях, чтобы углубитьсвои знания по теме морских обитателей и помочь тем ребятам, которые плохо покав этом разбираются. Они с большим интересом участвуют в различныхисследовательских проектах. В рамках экспедиции «Остров моей мечты» клуба«Следопыт» МАУ ДО «ВГ ДДТ» мы ежегодно проводим на островах Приморского краяполевые конференции, в которых дети не только презентуют результаты своихпроектов, но и продолжают активную работу по теме своих проектов.
Успехисследования во многом зависит от его организации.
Сначала мы просто учим детей наблюдать. Разными способами тренируем их вниманиеи память. Затем они учатся проводить сравнительный анализ. Уметь правильно задать вопросы, тоже очень важно. Мы всячески поддерживаем их желание найтиответы. В этом нам опять же помогают ученые разных институтов и библиотекариДВО РАН.
Детисами составляют заявку, по которой получают литературу по теме проекта. Многочитают, обсуждают и экспериментируют. На конференциях и конкурсах, в тематических сообществах делятся результатами, берут на вооружение мнение экспертов,педагогов, ученых.
При проведении исследований дети учатся мыслить, делать выводы. Дляповышения их заинтересованности мы использовать и игровые приемы. Многие из нихизобретены нашими педагогами. Особой популярностью пользуются сборники «Протигра и тигрят», «Игры у моря». Авторами материалов в которых являютсяпедагоги Приморского края. А составителем педагог отдела туризма и краеведения.Конкурс эколого- краеведческих спектаклей, это летний проект. После циклазанятий с педагогами и учеными, практических занятий и полевой работы, детисочиняют свои истории, сказки, которые потом инсценируют и превращают вмаленькие спектакли. Его тоже организуют педагоги отдела туризма икраеведения.
Чтодает краеведеческий медиапроект ребенку:
—онпонимает свою связь с окружающим его миром,
-эффективновзаимодействует с ним
-осознаётзначимость наследия родного края в своей жизни, а также в жизни близких людей,в общей судьбе народов России
-учится учит ребёнка интересоваться жизнью своего края,
-осознаватьпроблемы окружающего его мира, самостоятельно пытаться находить пути ихрешения.
Краеведческийпроект помогает патриотическому воспитанию и становлению личности. Ребенокпонимает, какую роль край играет его край в истории России. Он начинаетгордиться тем, что он здесь живет. .
Включение краеведческого компонента воспитывает в ребенке гордость за своюстрану и за свой край, стремление быть лучше, патриотизм. Местный материалдоступен ребёнку для освоения, что позволяет на конкретных примерах объяснитьему достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурныхтрадициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории.Развивающий потенциал краеведения очень велик.
Ученик, познающий новые, неизвестные для него стороныисторического развития своей малой родины, чувствует себя первооткрывателем. Незаметнов ходе обучения ребёнок, ученик становится гражданином, то есть приобретаеттакие качества, как национальная гордость, непримиримость к врагам, способностьжертвовать собой для блага Родины.
Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов, и в первуюочередь, в Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевыхориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональныхкультурных традиций. Недавно вышедший Указ президента РФот 9 ноября 2022 года № 809 «Основы государственной политики по сохранению иукреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» тожеакцентирует внимание на этом.
История родного края, национальная культура, бытовой уклад жизни наших предков –важная область знаний, которую педагоги легко доносят до своих воспитанниковчерез разнообразие форм и методов краеведческой работы. А краеведческиймедиапродукт, который является результатом каждого медиапроекта краеведческогосодержания, способствует еще и тиражированию этого опыта. Помогает знакомитьс нашим национальным достоянием, формируя в сознании Человека, Гражданина,Патриота.