X-PDF

Современные подходы и технологии для формирования сенсорных представлений у детей раннего возраста

Поделиться статьей

Современные подходы и технологии для формирования сенсорныхпредставлений у детей младшего дошкольного возраста.

В настоящее времядостаточно пристальное внимание в системе образованияобращено к изучению периода раннего детства. Организацияэффективного воспитательно-образовательного процесса с детьми требует новыхподходов, выбора таких методик, которые соответствуют возрастным ииндивидуальным возможностям детей, уровню их здоровья. Разработки иобщественная экспертиза инновационных практико-ориентированных образовательныхметодик, рассчитана на повышение эффективности образования и достижениегосударственных стандартов на основе разнообразных средств обучения ивоспитания детей с различными образовательными потребностями и потенциальнымивозможностями.

В настоящее время поискновых форм и приемов обучения – явление не только закономерное, но инеобходимое. Особое внимание в системе воспитательно-образовательной работы уделяетсясенсорному развитию.

Актуальность проблемы заключается в том, что познание человекомокружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения (отраженияотдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействиина органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов иявлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылкидля возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти,воображения, мышления).

Какие же современныеподходы и технологии можно применить для формирования сенсорных представлений?

Нетрадиционныйнаглядно-дидактический материал, экспериментирование, арт – технологию.

Использованиенестандартных пособий вызывает у детей интересдополнительныйстимул активизации сенсомоторной деятельности. 

Формируютпредставления о сенсорных эталонах, развивают мелкую моторику, тактильныеощущения, образное мышление, речь и воображение.

Одним из лучших пособийдля сенсомоторного развития детей является Сенсорная коробка.  Это любая емкость с разнообразным наполнителем. Другимисловами «мини-песочница», только в отличие от нее, наполнителем сенсорнойкоробки может быть любой материал, пригодный для детской игры (крупа, камни,шишки, бусины и т.д.).

При работе с ним у детейразвивается мелкая моторика, тактильные ощущения, творческое и пространственноемышление, навыки сортировки и классификации. В процессе игры дети знакомятся новымисловами (скользкий, шероховатый, гладкий и др.), а значит расширяется словарныйзапас. Способствует развитию у детей представлений о цвете, форме. Помогаетдетям управлять своими эмоциями, успокаивает. Обеспечивает бесконечные еговозможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, каксчитают нужным. Способствует развитию любознательности, фантазии, творческихспособностей.

Бизиборд – это специальные развивающие доски для детей, на которыхрасположены различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки и т. д. Спомощью них ребёнок, в первую очередь, учится нажимать, открывать, крутитьразличные предметы.

Основная задача бизиборда– предоставление ребенкуинтересных и безопасных объектов для самостоятельного исследования.

Можно использоватьпособия, которые предлагают разные вариантыразвития осязания. Основная цель — развитие тактильных ощущенийи обучение детей целенаправленному и сознательному ощупыванию, анализу изапоминанию полученных ощущений. При этом одна из задач использования данныхматериалов— знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами.Это могут быть различные панно, тактильные доски, дорожки, панели, сенсорныекнижки, доски, коврики, и т. д.

Одним изэффектных методов познания закономерностей и явлений окружающегомира является экспериментальная деятельность.

Экспериментальнаядеятельность способствует формированию познавательногоинтереса, представлений о свойствах и качествах предметногомира, развитию наблюдательности, познавательной мотивации и являетсясредством сенсорного развития. Экспериментальнаядеятельность обогащает чувственный опыт детей через совершенствование всехвидов анализаторов. 

Используется вэкспериментировании различные материалы, такие как песок, вода,  камушки,бумага, лоскутки ткани и т. д.

Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1192

Игры с песком иводой вызывают неповторимыетактильные ощущения, доставляют необычайное удовольствие. Песок — прекрасныйприродный материал для развития сенсорного восприятия окружающегомира и развития мелкой моторики рук детей. Для детей раннеговозраста это не только увлекательное, но и познавательное событие.

В играх с водойребёнок, при помощи взрослого, не только познает её свойства, но вода оказываетна организм ребёнка релаксационный эффект, очень интересно наблюдать, какпростейшие действия с водой, доставляют радость детям и в дальнейшемоставляют прекрасные воспоминания.

Игры с камнями большое пространство для исследования и развития фантазии.Камушки можно рассматривать, сравнивать по размеру, цвету, форме, весу,количеству, разбирать, сортировать, использовать в конструировании;раскрашивать; опускать в воду, доставать из воды, выкладывать узоры напеске, на бумаге, прятать в песке и находить и т. д.

При помощи опытов сбумагой  дети узнают, чтобумага лёгкая: её можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие откамней;  бумага может быть тонкой и толстой, она может рваться, сминаться,намокать, из неё можно делать различные поделки.

Так же можно использоватьразличный природный материал (жёлуди, шишки, каштаны, семена растений,сухие листья).

Работа с природнымматериалом заключает в себя большие возможности сближения ребенка с роднойприродой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формированияпервых трудовых навыков.  Ни один дидактический материал не сравнится сприродой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы иявления природы наглядно предстают перед детьми. Т. о. непосредственно, спомощью органов чувств, дети воспринимают многообразие свойств природныхобъектов: форму, величину, звуки, пространственное расположение.

Большим развивающим потенциалом обладает — Тестопластика. В процессе лепки из соленоготеста у детей повышается сенсорная чувствительность (способность ктонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики,пропорций); развивается общая ручная умелость, мелкая моторика,синхронизируются работа обеих рук.

Дети знакомятся сосвойствами теста (пластичность, вязкость, вес, цельность массы, в отличие отрассыпчатого песка или манки), осваивают пластический материал: месят,прихлопывают, ставят отпечатки, отрывают и отщипывают кусочки, снова соединяютвместе, сминают, сжимают, сплющивают, протыкают дырочки концом карандаша илипалочки, видят основные формы предметов, выделяют их яркие и наиболеехарактерные признаки, сравнивают похожие по форме предметы, создают простейшиеформы: раскатывают цилиндр (колбаску) прямыми движениями ладоней; шар (колобок)круговыми движениями ладоней, преобразуют в иные формы: шар сплющивать в диск,цилиндр – в пластину, создавая при этом выразительные образы: мячики, яблоки,печенье, пряники, жучки, карандаши и т. д., пользуются стекой для украшениявылепленных форм – процарапывание узоров на дисках и пластинах(красивое печенье для игрушек).

Хеппенинг, как нетрадиционный метод рисования. Обычно включаетв себя импровизацию и не имеет чёткого сценария. При нём неизвестно, какоеполучится изображение, он заведомо успешен по результату, тем самым усиливаетинтерес детей кизобразительной деятельности. В раннем возрасте доступен такой вид хэппенинга как рисованиепальчиками, рисование на подносе.

Данный вид рисования хорошо развиваету детей представления о цвете, тактильную чувствительность и мелкую моторику,происходит раннее развитие творческих способностей.

Итак, совершенствование деятельности органов чувств, накоплениепредставлений об окружающем мире детей раннего возраста является результатомцеленаправленного применения современных технологий для сенсорного развития.

Таким образом,использование современных технологий содействует сенсорному развитию детейраннего возраста и способствует повышению эффективности развивающих процессов.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.31%
НЕТ
40.69%
Проголосовало: 1192

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.31% НЕТ 40.69% Проголосовало: 1192


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет