Конспектзанятия в подготовительной группе на тему « Каша – пища наша»
Задачи:
Обучающие:
-познакомить воспитанников с традициями в русской кухне,связанных с кашей;
-сформировать представления о пользе каши для организмачеловека;
-закрепить знания народных пословиц и поговорок о кашах;
— рассказать о традициях и обычаях наших предков;
Воспитательные:
-воспитывать у детей потребность в рациональном питании;
— воспитывать желание изучать традиции своего народа;
-воспитывать культуру общения в процессесовместной деятельности;
Развивающие:
-развитие у детей познавательной мотивации;
— развитие самоконтроля;
— развитие творческих способностей, речи, внимания.
Подготовительнаяработа:
Рассматриваниеиллюстраций, чтение русских народных сказок ,в которых говорится о каше,заучивание пословиц и поговорок, беседы о традициях русского народа.
Оборудование:
—иллюстрации злаковых культур, разная крупа, иллюстрацииразных каш,
—беседа« Каша — пища наша»,
— горшочки изкартона, кисти, салфетки, клей ПВА, цветная бумага, ножницы (поколичеству детей)
Ходзанятия
1. Организационный момент
Воспитательпредлагает детям угадать, что находится в «Мешочке ссекретом» (дети передают мешочек по кругу и высказывают свои предположения).После того как каждый сделает предположение, воспитатель читает стихотворение –подсказку, определяющее тему занятия.
Крупу в кастрюлюнасыпают,
Водой холодной заливают.
И ставят на плитувариться,
И что тут можетполучиться? (каша)
2 . Основная частьзанятия:
1. Беседа «Что мы знаем о каше?
— Какой завтрак считается самым сытным и полезным?
— Какие виды каш вы знаете?
Каши разные бывают,
Из гороха, чечевицы
Кукурузы и пшеницы
Из перловки и овса
Словом, сытная еда.
— Давайтепроверим, знаете ли вы какие продукты необходимо для приготовления каши?
2.Игра
Свами мы сейчас сыграем,
В интересную игру.
То, из чего мы варим кашу,
Я сейчас вам назову.
А вы слушайте внимательно,
Отвечайте основательно.
Если скажу верно,
говорите «да» в ответ.
Ну, а если вдруг неверно,
Смело отвечайте «нет».
Сорока – белобока
задумала кашу варить,
Чтобы деток накормить.
На рынок пошла
И вот что взяла…
Парное молоко?
Куриное яйцо?
Крупа манная?
Капуста кочанная?
Солёный огурец?
Мясной холодец?
Сахар да соль?
Белая фасоль?
Масло топлёное?
Рыбка солёная?
Лавровый лист?
Китайский рис?
Перец болгарский?
Соус татарский?
Клубничное варенье?
Бисквитное печенье?
Славная каша получилась.
— А ктопридумал такое блюдо как каша?
«Каша – пищанаша»
«Каша –второй хлеб».
Каша-этотрадиционная русская еда, которая на протяжении многих столетий являетсяпрактически вторым хлебом. Это блюдо было особенно распространено в крестьянскойсреде, т.к. отличалась простотой приготовления и отличным вкусом. Каши варилиразные: гречневая, манная, пшеничная, пшенная, ячневая и др. крупы. Традиционно ее варили в горшочке в русской печи.
«Традиции,связанные с кашей».
Кашаиздавна имела в народе особое символическое значение. В старину на Руси безкаши не обходились ни свадьбы, ни поминки, ни крестины. У каждой хозяйки былособый оригинальный рецепт, который хранили в тайне.
Подаваласькаша бойцам перед большими сражениями, она же служила символом примирения. Еенепременно готовили по случаю начала нового дела, откуда и пошло выражение«заварить кашу». Как культовое блюдо варились и рождественские каши, и каши послучаю окончания уборки урожая.
Укаши есть свои праздники — один из них так и называется: Мирская каша.Отмечается 26 июня в день Акулины Гречишницы. Через неделю после праздника понародным приметам, нужно было сеять гречиху, чтобы урожай был щедрый.
«Царица каш».
Еcлина Востоке основной крупой является рис, то на Руси, безусловно, гречка. О нейговорят «Гречневая каша – матушка наша». Гречку называли» черной кашей» или«хлебом бедняков», однако относились к ней всегда с большим уважением.Гречневая каша была и вторым хлебом и лекарством от многих недугов.
«Сытноелекарство».
Гречневуюкашу всегда включали в укрепляющую диету детей, пожилых и больных людей.
*Гречка снижает риск возникновения заболеваний сердца и сосудов.
*Полезна при заболевании печени, сахарном диабете.
*Гречневая мука в сочетании с гречичным медом отличное средство для улучшениясостава крови в организме человека.
*Трехдневная гречневая диета укрепляет здоровье и снижает вес.
«Гречневыеделикатесы».
Блюдаиз гречневой крупы очень сытные. Из нее можно приготовить и обыкновеннуюкашу, и блины, и оладьи, и крупеники и даже котлеты.
3. Игровой момент «Пословицы запутались»
Дети делятся на две команды, встают напротив друг друга и по очереди
называют пословицы. Первая команда начинает, вторая — заканчивает и наоборот. Соединяютсяпарами с тем, кто начал, и кто закончил пословицу.
1) Кашу свари, да ещё в рот положи.
2) Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.
3) Разговорами каши не сваришь.
4) Мало каши ел.
5) Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
6) С ним каши не сваришь.
7) Кашу и дурень сварит – была бы крупица, да водица.
1) Хороша кашка, да мала чашка.
2) Щи да каша – пища наша.
3) Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
4) Овсяная каша хвалилась, будто с коровьем маслом родилась.
5) Кашу маслом не испортишь.
6) Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.
7) Русского мужика без каши не накормишь.
— После ужина, вечером наши предки любили поиграть. Давайте и мы с вамипоиграем в «Ручеёк», который у нас с вами получился.
4. Игра «Знатоки»
— А про вас можно сказать, что «свами кашу сваришь?»
Всеминуточку внимания,
Сейчас проверим ваши знания.
У меня вот здесь крупа,
Да не знаю — какова.
Я хочу у вас узнать:
Сможете крупы разобрать?
Воспитательобъясняет условия задания для детей. На доске расположены иллюстрацииразличных колосков, в тарелочках — образцы круп под номерами. Задание:соединить крупу, растение и назвать все.
После того, как названа каша,воспитатель спрашивает:
— А кто знает стихотворение об этойкаше?
1ребёнок
Наша каша хороша
Для любого малыша.
С маслицем,румяная,
Наша каша манная!
А крупа взяласьоткуда?
Из пшеничногозерна
Добывается она!
2 ребёнок
Это гречневая каша.
Эту кашу любит Саша.
Не бывает в поле тихо,
Если там растёт гречиха.
Пчёлки на неё летят,
Взять нектар они хотят!
3Ребенок
Познакомьтесь скашей новой:
Все зовут еёперловой.
Если спросят у меня:
«Каша есть изячменя?»
У меня ответготовый:
Да, зовут еёперловой!
4 ребёнок
Нас порадовать с Наташей
Можно только пшённой кашей.
До чего вкусна она,
Наша каша из пшена!
Из чего взялось оно-
Желтоватое пшено?
Проще нет для нас вопроса.
Знай: пшено – крупа из проса
5ребёнок
Утром Катю кормятвкусной
Тёплой кашейкукурузной.
Росли в поле не нагрядке
Кукурузныепочатки.
Кукуруза всякийраз
Вырастает вышенас!
6 ребёнок
Каши не было одной,
Догадались? Овсяной!
Он не в дальних странах рос-
Замечательный овёс!
Рос овёс у нас в округе,
А нигде – ни будь на юге!
Воспитатель:
-Все крупы разложили, все кашиназвали. Все справились с заданием.
5.Игра « Угадай сказку»
Воспитательпредлагает детям прослушать отрывки из сказок или рассказов, «героем» которыхявляется каша. Например, « Горшочек каши» — братьев Гримм, «Каша из топора» -русская народная сказка, «Мишкина каша» — Н. Носов.
Ребятадолжны угадать название сказки и её автора.
Воспитательпредлагает на примере рассказа обсудить с детьми правила приготовления каши.
6. ФИЗМИНУТКА «Подрастает зернышко»
Подрастаетзернышко —
Потянулось ксолнышку.
С ветерком оноиграет,
Ветерок егокачает,
К земле низкоприжимает — вот как весело играет! (Потянулись, руки вверх, прогнулись, наклонытуловища, присели.)
По коленочкамударим
По коленочкамударим —
Тише, тише, тише.
Ручки, ручкиподнимаем —
Выше, выше, выше.
Завертелись наширучки,
Снова опустились.
Мы на местепокружились
И остановились.(Выполняем движения по тексту.)
7.Практическая часть занятия «Волшебный горшочек»
Воспитанники изготавливают поделку «Горшочек каши» (горшочек либо рисуется, либовырезается из цветного картона, а каша поверх горшка обозначается с помощью крупы, приклеенной на ПВА)
8. Заключительная часть (смячом)
Рефлексия. Воспитатель проводит беседу,выясняя, что понравилось, запомнилось воспитанникам и что, по их мнению,пригодится им в самостоятельной взрослой жизни.
-Какая твоя любимая каша?
-Как называется каша из ячменя?
-Как сделать кашу вкуснее? и т.д.