X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

НовиковаСветлана Евгеньевна

Фамилия, имя,отчество

 

Технологическаякарта урока (занятия)

 

Предмет (направление внеурочной деятельности)

Литературное чтение.

Класс

3

Тип урока

 

Урок открытия нового знания

Технология построения урока (занятия)

Продуктивного чтения

Тема

 Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик-Огонёк»

 

Цель

Знакомство с произведениями для определения их главной мысли.

Основные термины, понятия

Умел ходить на четвереньках; бросились врассыпную; калитка, враг шёл на приступ; оскаленная; клыкастая пасть; плакала навзрыд; ошейник; убежище; наперерез; фьють

 

Планируемые результаты

 

Предметные: формировать навык чтения, воссоздающее воображение; прогнозировать читаемое; определять личное отношение к персонажам; определять мотивацию персонажей; характеризовать персонажей; выявлять идею произведения; составлять план; соотносить пословицы с текстом; иллюстрировать прочитанное (графически и словесно); определять жанр произведения; сравнивать произведения; делать пересказ; создавать высказывание в виде продолжения прочитанного.

 

 

 

 

 

 

Личностные: формировать нравственно – эстетические ориентиры; формировать способность к нравственной оценке; развивать способность к эмоционально – личностной децентрии; развивать эмпатию.

Метапредметные

Регулятивные : принимать и выполнять поставленную учебную задачу; прогнозировать.

Познавательные : ориентироваться в тексте произведения; определять главное; составлять план4 анализировать произведение с целью определения мотивации персонажей, анализировать произведение с целью характеристики персонажей; с целью личного отношения к персонажам; для произведения главной идеи; синтезировать прочитанное.

Коммуникативное: вступать в общение, выражать свою точку зрения, слушать другого, соблюдать правила общения; аргументировать высказывания; пересказывать прочитанное; создавать текст по заданным параметрам.

 

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

 

Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

 

 

 

 

 

 

Книгопечатная продукция

О.В. Кубасова Литературное чтение 3 класс Ассоциация XXI век

Тетрадь на печатной основе

Технические средства обучения

Ноутбук, интерактивная доска, проектор.

Оборудование

 портрет Н.Артюховой http://easyengl.ucoz.ru/_ld/138/82832228.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологияизучения

 

Этапы урока (занятия)

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивирование к учебной деятельности

Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности

Активизирует требования к ученикам со стороны учебной деятельности.

Создаёт условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Ты  улыбкой ,

Как  солнышком, брызни,

Выходя  поутру   из    ворот.

Понимаешь,

У  каждого  в жизни

Очень много  бед   и    забот.

Разве  любим  мы  хмурые  лица

Или  чью-то  сердитую   речь?

Ты  улыбкой  сумей  поделиться

И  ответную   искру   зажечь.

 

Итак, мы начинаем урок литературного чтения

Ученики проверяют свою готовность к уроку

 

 

 

Дети приветствуют друг друга улыбками, создавая дружественную обстановку для проведения успешного урока.

Актуализация знаний пробное учебное действие

Развивать учебно-познавательную активность учащихся.

 

 

 

 

 

Прогнозировать читаемое.

— Вспомните, о каких качествах людей мы говорили, изучая произведения В.Осеевой «Волшебное слово» и Л. Пантелеева «Честное слово»?

— Как вы думаете, нужно ли нам говорить об этих качествах людей?

Работа с текстом до чтения(прогнозирование).

— Предположите, о каких качествах людей могут быть произведения с такими названиями «Трусиха», «Мальчик – Огонек»?

Как проверить наши предположения?

— Откроем оглавление, найдем эти произведения.

— Определяем тему урока.

 

 

Предполагаемые ответы учащихся:

 «Мы говорили о вежливости и о верности данному слову»

 

 

 

 

 

Аргументируют собственное мнение.

Осуществляют поиск информации.

Познакомиться с этими произведениями

Эти произведения находятся в разделе «За доброе дело стой смело», страницы 18- 20

Определят тему урока.

Сегодня мы знакомимся с рассказом Н. Артюховой «Трусиха» и сказкой

Э. Киселевой «Мальчик — Огонек».

Это тема урока.

 

Выявление места и причины затруднения

Обогащение словарного запаса.

 

 

 

 

 

 

 

 Прогнозируют текст.

Определять жанр произведения.

Объяснение терминов и понятий

Умел ходить на четвереньках; бросились врассыпную; калитка, враг шёл на приступ; оскаленная; клыкастая пасть; плакала навзрыд; ошейник; убежище; наперерез; фьють

Развивает интерес к прочтению.

 

– Что можно предположить о характере произведения по названию и иллюстрациям картинного плана?

 – О ком это произведение?

 – Что это – рассказ, сказка или стихи? Как вы определили?

 

 

 

 – Как вы думаете, смешное это произведение или нет?

—  Почему так решили?

 

 

Объясняют понятия и термины.

 

 

 

 

— О детях, о девочке, о трусихе…

 

 

 

Определяют жанр произведения.

— Рассказ, так как ничего необычного, сказочного не изображено; не стихи, потому что текст написан не столбиком и нет рифмы.

— Видимо, не смешное, так как на многих рисунках дети плачут, на одном из них – убегают от собаки.

Построение проекта выхода из затруднения

Понимать текст и извлекать информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учатся аргументировать свои ответы.

 

 

 

 

Обсуждение прочитанного.

 – Какое впечатление произвёл на вас рассказ, что удивило, взволновало?

 

Учитель – вызывает и сталкивает противоположные мнения учащихся по обсуждаемой проблеме

— Считаете ли вы Валю трусихой? Почему?

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

 

 

 

 

 

 

 

Подводит к итогу рассуждения.

 – Что вы можете сказать о названии рассказа?

 

 

 

 

— А как бы поступили вы, будучи на месте Вали?

Читают молча при знакомстве с текстом,  в слух при анализе текста

 

 

Отвечают на вопросы к произведению.

 

 

Свободно высказываются о неоднозначности характера персонажа. — Валя действительно является трусихой. Но, когда это было необходимо, в опасный момент Валя сумела преодолеть свой страх, чтобы прийти на помощь и защитить более слабого.

 

 

 

 

Определяют идею произведения

 Подводят итог

— Автор вложила в заголовок второй смысл, который можно выразить словами «Вот вам и трусиха!».

 

(Ответы детей)

Реализация построенного проекта.

Выделяют главную мысль каждого эпизода.

 

Сопоставляют текст с картинками.

 

 

 

 

 

Соотносить пословицы с текстом.

 

 

 

 

 

 

Выявлять идею произведения.

Даёт задание в тетради на печатной основе.

Рассмотрите картинный план в тетради и озаглавьте каждую картинку, чтобы получился словесный план.

 

 

 

 

Работа по карточкам

— Выберите и отметьте пословицы к прочитанному рассказу. Обоснуйте свой выбор.

 

 

 

 

 

— Можно ли закончить работу с данным рассказом этими пословицами? Почему?

Работа в парах.

Составляют план.

1) Игра на песке.

  2) «Лохмач сорвался!»

  3) Андрюша остался один.

  4) Отчаянная защитница.

  5) Опасность миновала.

 

Работа в группах.

1. Трус своей тени боится.

2. Кто дрожит – тот и бежит.

3. Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

4. Сам погибай, а товарища выручай!

 

— Да. Они выражают главную мысль этого рассказа.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Формировать воссоздающее воображение.

 

 

 

Прогнозировать чтение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определять мотивацию персонажа, характеризовать его.

 

 

 

 

 

 

Выявляют идею произведения.

Знакомит со сказкой Э. Киселёвой «Мальчик-Огонёк»

Во время чтения учитель делает остановки и просит детей сделать прогноз о последующих событиях.

1. — Как  вы думаете, что сделал мальчик – Огонёк, видя в реке тонущего?

2. – Предположите, что стало с ним после случившегося?

По ходу чтения проверяет прогнозы детей и кратко анализирует их ответы..

 

Обсуждает прочитанное произведение по вопросам.

— Это произведение весёлое или печальное?

— Что это сказка, рассказ или басня? Поясните свой ответ.

— Понравилось ли вам эта сказка? Чем?

— Какое чудо происходит в этой сказке?

 

– Как характеризует мальчика-Огонька тот факт, что во время беды он вспомнил слова феи о том, что исчезнет, но всё же бросился в воду?

 

 

 

Подводит итог прочитанной сказки

 

— Зачем мы читали на уроке эту сказку?

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

— Это сказка.

 

— Здесь происходит превращение огонька в мальчика.

 

(мужественный и добрый; готов пожертвовать ради других собой; настоящий человек; у нег столько в сердце благородства! Мы хотели бы в своей жизни встретить такого человека, и самим походить на него.)

 

 

Мы оценили поступок героя, определив своё отношение к нему. А самое главное в нас осталось частичка того добра и благородства, которое было у мальчика — Огонька

 

 

 

 

 

Включение в систему знаний и повторение.

Иллюстрировать прочитанное (словесно), сравнивать произведения.

Проводит сравнение

— Что объединяет два последних произведения – рассказ и сказку?

Сравнивают произведения. Иллюстрируют прочитанное словесно.

— Не случайно эти два произведения находятся в разделе «За доброе дело стой смело»

— Тревога за брата предала Вале силы. Осознание чувства ответственности за более слабого, помогло преодолеть ей страх.

— Мальчик – огонек думал, размышлял, но очень быстро. Огонек знал, на что он идет, а ведь ему так хотелось жить. Он очень просил фею сделать его мальчиком. Огонек «погас» спасая жизнь другого человека.

 

 

— В жизни всегда есть много случаев, когда люди приходят на помощь друг другу, рискуя жизнью.  Вот и в этих произведениях мы видим яркий пример самопожертвования героев.    

Эти произведения о подвигах, смелости, самопожертвовании.

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

Ответьте на вопрос «Что мне сегодня удалось на уроке?»

 

·         Понять содержание произведений

·         Оценить поступки героев

·         Определить главную мысль произведений

·         Сравнить два произведения

 

 

 

 

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет