Тема: Единственное и множественноечисло глаголов.
Класс: 2.
Оборудование: Русский язык, УМК «Школа России» В.П.Канакина,В.Г.Горецкий, 2 кл (2) стр. 74, интерактивная доска, интерактивная панель,документ-камера, раздаточный материал.
Типурока: Открытиеновых знаний.
Цель: создание условий для усвоения знанийо единственном и множественном числе глаголов, формирования умений определять иизменять глаголы по числам.
Задачи:
1. Формироватьумение определять единственное и множественное число глаголов;
2. Развиватьумения изменять глаголы по числам;
3. Воспитыватьинтерес к получению знаний.
ФормируемыеУУД:
Предметныерезультаты:
1. Формировать умениеопределять единственное и множественное числоглаголов;
2. Развивать умение определять и изменять глаголы по числам, применять знанияна практике.
Метапредметные:
Познавательные:
1. Уметь анализировать, обобщать, делать выводы.
Регулятивные:
1. определять тему, цель иучебную задачу;
2. осуществлятьсамоконтроль, самооценку, взаимооценку.
Коммуникативные:
1. Научиться работать в паре,группах;
2. Уметь слушать.
Межпредметнаясвязь: литература.
Внутрипредметнаясвязь: Существительное. Глагол.2 кл. (2)
Этап урока, время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методы и приемы обучения |
Планируемые результаты: Пр предметные, П –познавательные, Р регулятивные, К коммуникативные, Л -личностные |
Организационный этап (2мин) |
— Здравствуйте, меня зовут Дарья Николаевна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь. 1. Работа с цитатой. — Ребята, давайте вместе прочитаем цитату и подумаем, что она значит, 3-4: — «Школа дает знания только тем, кто согласен их взять». С.Скотников. — Что она значит? Ответы детей (в школе можно научиться всему, если к учебе прикладывать усилия) — Верно, ребята, в школе можно научиться чему- либо, только если мы сами этого захотим и будем готовы принимать знания. 2. Мотивация (Раздатка). -Сегодня мы побудем в роли исследователей, на столах у вас лежит лесенка успеха по которой мы будем подниматься вверх за новыми знаниями. За каждое правильно выполненное задание — вы будете оценивать себя на лесенке успеха. |
Проверяют готовность к уроку, составляют высказывание |
Словесный метод, наглядный |
|
Актуализация пройденного материала (5мин) |
Повторение пройденного материала. — Ваня, прочитай и разгадай загадку: — Молодец, глагол. Элемент научности: В старославянском языке слово ГЛАГОЛЪ означало «слово», «речь»; «глаголить» значило «говорить». Одна из двух славянских азбук называлась глаголицей. «Устами младенца глаголит истина» «Глагольство — высокопарная речь» (Толковый словарь русского языка. Владимир Иванович Даль).
— Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Верно-Неверно». Я задаю вопрос, если ответ верный, хлопаете один раз, если ответ неверный – молчите. — Глагол отвечает на вопросы: Кто? Что? – нет. — Существительное отвечает на вопросы: Кто? Что? – да. — Глагол отвечает на вопросы: Что делает? Что сделал? – да. — Существительное и Глагол являются главными частями речи? – да. Вывод: Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делает? Что сделал?
|
Отгадывают загадку, вспоминают пройденный материал. |
Словесный. |
|
Актуализация знаний (3 мин) |
1. Подведение к теме урока. — Ребята, мы с вами вспомнили, что такое глагол и на какие вопросы он отвечает. — Давайте посмотрим на доску и прочитаем предложения. Девочка читала интересную книгу. Девочки читали интересную книгу. — Как вы думаете, чем отличаются друг от друга предложения. (окончаниями) — А почему поменялись окончания? (потому что изменились формы глаголов) — Ребята, как вы думаете, почему в одном предложении употреблён глагол читала, а в другом − читали? (не знаем) — У нас возникло затруднение. — Чтобы узнать нашу тему урока, предлагаю вам отгадать анаграмму: ЕД1НСТ8ЕННОЕ И МНОЖЕСТ8ЕННОЕ 4ИСЛО ГЛАГОЛО8 — Элиана, какая тема урока у нас получилось? — Верно. — Какую цель мы поставим на уроке? Узнать, как определять единственное и множественное число глаголов и научиться изменять глаголы по числам. 2. Работа с интерактивной доской. Ребята, пункты плана перепутались, чтобы узнать план на урок нужно расставить все пункты в правильном порядке. — Диана, выйди к доске и поставь пункты плана в нужном порядке. При работе с интерактивной доской помните о правилах безопасности: Работать обратной стороной стилуса, не касаться мокрыми руками. План: 1.Узнать, как определять единственное и множественное число глаголов; 2.Научиться определять и изменять глаголы про числам; 3.Закрепить полученные знания. — Если мы справились с заданием, поставьте плюс в лестницу успеха. |
Определяют тему, цель, ведут беседу с учителем. |
Словесный, беседа |
П- формирование умения анализировать объект делать вывод; Р- формирование умения высказывать свои предположения в диалоге с учителем. |
Открытие новых знаний (18мин) |
Приступим к выполнению 1-ого пункта плана. — Мы с вами повторили, что такое глагол и на какие вопросы он отвечает, сейчас мы научимся определять единственное и множественное число глаголов. 1. Работа с интерактивной доской. — Вернемся к нашим предложениям. Девочка читала интересную книгу. Девочки читали интересную книгу. — Саша, выйди к доске, подчеркни основу предложения. — Какой частью речи выражено подлежащее «девочка» и «девочки»? (существительные). — В каком числе они употреблены? (в ед.ч. и во мн.ч.). — Как ты думаешь, глаголы «читала» и «читали» так же будут употреблены в ед.ч. и во мн.ч.? (да). — Молодец, садись. Вывод: 1. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет. 3. Глагол стоит в том же числе, что и имя существительное, связанное с ним по смыслу: самолёт летит- самолёты летят. — Если мы выполнили первый пункт плана — хлопните один раз. — Оцените себя, плюсиком, в лестнице успеха.
Приступим к выполнению 2-ого пункта плана.
— Мы с вами научились определять единственное и множественное число глаголов и изменять глаголы по числам, а сейчас предлагаю поработать в группах по 3 человека, проведем мини-исследование, помните про правила работы в группе. 1. Работа в группах. Представленная информация была полезной? ДА 58.72% НЕТ 41.28% Проголосовало: 1066 Участники 1-ой группы у интерактивной доски: Саша, Варя, Элиана: определяют число глаголов.
Мокнут листья и цветы,
Участники 2-ой группы у интерактивной панели: Даша, Ира, Коля: определяют и изменяют число глаголов.
Она повторила — они повторил…, он говорил — они говорил …, оно гремело — они гремел… 1 группа. Мокнут (мн.ч.) листья и цветы,
2 группа. Она повторила (ед. ч.) — они повторили (мн. ч.), он говорил (ед. ч.) – они говорили (мн. ч.), оно гремело (ед. ч.) – они гремели (мн. ч.). Взаимопроверка — Первая группа проверят работу второй группы, вторая группа – первой. — Если все справились покажите солнышко. — Оцените себя, плюсиком, в лестнице успеха.
2. Работа по учебнику. Работа в парах по карточкам. (Раздатка) – Предлагаю поработать в паре. На столах лежат карточки с заданиями из учебника, прочитайте и запишите правильно глаголы. (что сделать?) поня́ть, нача́ть, взять.
Проверка по эталону. (что сделать?) поня́ть, нача́ть, взять.
— Если вы справились с заданием, покажите солнышко, если были затруднения, покажите тучку.
Вывод: глаголы изменяются по числам: растет – растут, стоит –стоят. При изменении числа глагола изменяется его форма, а лексическое значение остается прежним.
— Если мы выполнили второй пункт плана — хлопните один раз. — Поставьте плюсик в лестницу успеха.
|
Работают в группах, ведут беседу с учителем, анализируют, делают выводы |
Словесный, наглядный, беседа. |
П-формирование умения извлекать информацию из иллюстраций, текста; П- формирование умения выявлять сущность, особенности объекта; К- формирование умения слушать и вступать в диалог.
|
Закрепление (10 мин) |
Приступим к выполнения 3-го пункта плана. —Давайте закрепим новые знания. 1. Самостоятельная работа. Работа с документ камерой. (Раздатка) — Посмотрите, у вас на партах лежат карточки зеленая и красная. Выберите ту карточку, которую вы сможете сделать. Зеленая карточка — простое задание, красная карточка – задание повышенной сложности. Зеленая: Глаголы обозначьте множественным или единственным числом. 1. Светит, сверкает, сияет. (ед.ч.) 2. Пишут, сочиняют, слагают. (мн.ч.)
Красная: Найдите в каждой строке синонимы, а лишнее слово вычеркните. 1. Светит, сверкает,
— Выполним самопроверку с помощью документ камеры. — Если мы выполнили третий пункт плана – хлопните один раз. — Если получилось также – поставьте плюсик в лестницу успеха.
2. Творческая работа. Межпредметная связь. (Эталон) — На столах лежит у вас лист бумаги. Предлагаю составить 1 предложение, ставя глагол в ед.ч., 2 предложение, ставя глагол во мн.ч.
— Саша, прочитай, что у тебя получилось. 1. Лебедь тянет воз в облака. (ед.ч.) 2. Животные тянут воз в разные стороны. (мн.ч.) — Все верно. — Ребята, из какой басни эта иллюстрация? (Лебедь, Щука и Рак) — Кто автор басни? (И. А. Крылов) — Молодцы.
|
Работают в парах, с карточками |
Наглядный |
К- формирование умения работать в паре, сообща. К-формирование умения слушать, вступать в диалог. П- использование полученных знаний для решения поставленной задачи. К- взаимодействие при поиске информации |
Итог. Рефлексия (5 мин) |
1. Беседа. — Давайте подведем итоги урока. — Что вы сегодня узнали? (узнали и научились определять единственное и множественное число глаголов) — Что такое глагол? Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? — На какие вопросы отвечает глагол? (Что делают? Что сделали?) — Что обозначает глагол в единственном числе? А во множественном? 1. Глагол в единственном числе обозначает действие одного предмета: стучит, пишет, играет. — От какой части речи мы задаем вопрос глаголу, чтобы узнать число? (от сущ)
Вывод: -Выполнили мы с вами цель, которую ставили в начале урока. — Смоги ли мы ее достичь? — Выполнили все пункты плана? — Я хочу закончить урок высказыванием: «Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя.» Петроний Арбитр Гай Воспитательный вывод: помните о том, что всегда нужно узнавать что-то новое, стремиться получать знания на уроках, чтобы быть умными.
2. Рефлексия. -Вы, ребята, сегодня большие молодцы и работали очень активно. -Посмотрите на вашу лесенку, смогли ли мы получить новые знания? — Оцените себя и свою работу на уроке (5 плюсов-5, 4-4, 3-3) — Покажите вашу лесенку успеха. -Молодцы, я с вами согласна, спасибо за объективную самооценку. Спасибо за работу на уроке. |
Вступают в диалог с учителем, анализируют свою работу на уроке, делают выводы, записывают домашнее задание. |
Словесный. |
Р- формирование умения определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; Р- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. |