Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняяобщеобразовательная школа № 5» г. Усинска
Валишина Ирина Николаевна, учитель истории иобществознания
Подросток и егоправа
Общение сосверстниками – одна из основных потребностей и ведущая деятельностьподросткового периода. В основе стремления подростка к общению со сверстникамилежат типичные потребности переходного возраста, такие как потребностьдостичь общественного признания, одобрения, потребность в принадлежности,принятии и теплом отношении, потребность в самоутверждении, в самореализации.Важным предрасполагающим фактором общения подростка со сверстниками являетсятакже дефицит внимания к нему со стороны взрослых, особенно родителей. Поэтому«чем более неблагополучны отношения подростка и взрослых, тем большее место вего жизни занимает общение с товарищами и тем сильнее их влияние на него».
В сравнении сболее ранними возрастными этапами отношения подростка со сверстникамиусложняются: «Именно в подростковом периоде происходит становление различных постепени близости отношений, которые подростками четко различаются: могут бытьпросто товарищи, близкие товарищи, личный друг. Общение с ними все большевыходит за пределы учебной деятельности и школы, захватывает новые интересы,занятия, области отношений и выделяется в самостоятельную и очень важную дляподростка сферу жизни. Она насыщена разнообразными событиями и происшествиями,борьбой и столкновениями, победами и поражениями, открытиями, разочарованиями,огорчениями и радостями, что в совокупности и составляет настоящую жизньподростка, в которой он действует и размышляет, которой уделяет много времени идушевных сил». У подростков существует тяга к двум формам общения сосверстниками: стихийно-групповому и интимно-личностному общению. Тягак стихийно-групповому общению проявляется в реакции группирования подростка сосверстниками: подростки собираются в различные компании и неформальные объединения.Группа сверстников становится для подростка референтной, т.е. субъективнозначимой и эталонной, нормы и требования этой группы подросток принимает иразделяет.
Общение сосверстниками имеет большое значение для социализации подростка. В процессеобщения со сверстниками у подростка формируются навыки социальноговзаимодействия, вырабатываются конструктивные способы поведения ивзаимоотношений, осуществляется приобщение к социальным ценностям и нормам,увеличивается набор социальных ролей, в том числе свойственных зреломувозрасту, происходит социальное сравнение, формируется самосознание подростка.«Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чемразвлекательные совместные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видовдеятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения нажизненно важные темы. Во все эти новые отношения с людьми подросток вступает,уже будучи интеллектуально достаточно развитым человеком и располагаяспособностями, которые позволяют ему занять определенное место в системевзаимоотношений со сверстниками».
Однакопсихологическая зависимость подростка от сверстников может игратьнеблагоприятную роль, приводя не к социализации, а, напротив, к девиантномуповедению подростков. В тех случаях, когда нормы и ценности группы сверстниковявляются асоциальными, у подростка с высокой вероятностью может возникнутьасоциальное поведение: «Если подростка отвергает семья и школьное «позитивноебольшинство», то велика вероятность, что значимой для него окажется девиантнаягруппа, в которой его примут со всеми недостатками. Обычно в таких случаяхподросток (в виде «платы» за принятие) начинает следовать нормам и ценностямэтой группы, в том числе асоциальным».
Как правило,подросток предпочитает асоциальную группу в тех случаях, когда его социальныесвязи в семье и школе деформированы. В этих случаях следует помнить, чтоподросток отдает предпочтение той среде, в которой он чувствует себя комфортно,где к нему относятся с уважением. Поэтому единственный способ избавитьподростка от негативного влияния асоциальной группы – поиск или созданиеальтернативной, более предпочтительной для него среды в семье или школе.
В современноммире проблема прав и свобод человека и гражданина занимает одно из ведущих меств международных отношениях, во внутригосударственной жизни и общественномсознании. Конституция России провозгласила, что права и свободы человекаявляются высшей ценностью, которая определяет смысл, содержание и применениезаконов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местногосамоуправления; права человека обеспечиваются правосудием. Каждый человек, вкакой бы стране он не жил, хочет быть здоровым и счастливым, хочет жить в миреи безопасности.