Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Солигаличская средняя общеобразовательная школа»
Солигаличского муниципального района Костромской области
Скоро в школу.
Уважаемыеродители, совсем скоро ваши дети станут первоклассниками. Современная учебная программа, предъявляетвысокие требования к подготовленности будущих учеников, и, конечно же, многиеиз вас задумываются над тем, а готов ли мой ребёнок к обучению в школе. Какподготовить ребёнка к школе? Когда начинать подготовку? На что нужно обратитьвнимание, чтобы переход из детского сада в школу был менее безболезненным? Наэти и другие вопросы я постараюсь сегодня ответить.
Первыйгод обучения в школе самый важный и трудный. Именно в первый год закладывается,формируется в целом отношение к учебе. Первые впечатления самые яркие изапоминающиеся. И от того, насколько ребенку понравится или не понравится школьнаяжизнь, будет в дальнейшем зависеть все обучение.
Школа– это совершенно новая жизнь для ребенка, где полностью происходит смена ритмажизни, меняется режим дня, организм ребенка должен перестроиться,приспособиться к новым условиям, ребенок становится более самостоятельным, ончаще находится в таких ситуациях, с которыми раньше не сталкивался, где ему самомуприходится принимать решения.
Меняетсяосновной вид деятельности: если в дошкольном возрасте основным видомдеятельности является игра, то с приходом в школу основной вид деятельности — учёба.Это непривычная нелегкая работа, направленная на развитие сложной мыслительнойдеятельности, требующая определенного темпа усвоения программного материала,связанная с большим физическим и нервным напряжением, где надо учитьсяподчинять себя школьным правилам, порой выполняя не то, что хочется, а то, чтотребует урок.
Особеннотрудными бывают первые дни, а для некоторых детей и месяцы, пребывания детей вшколе. В это время происходит сложный процесс приспособления (адаптации) кновым условиям. Для периода адаптации характерны изменения в поведении ребенка,нарушение сна, аппетита, наблюдается повышенная раздражительность, замкнутость,утомляемость. Все это внешние проявления крайнего нервного напряжения, которыесо временем проходят. Дети привыкают к ритму школьной жизни, меньше устают. Такпроходит процесс адаптации у большинства первоклассников. Поскольку избежатьприспособления к школьной жизни невозможно, но частично или очень значительнооблегчить его – вполне реальная задача.
Поэтому,в современном образовании одной из актуальных проблем является подготовкаребенка к школе.
Многиеродители понимают готовность по-разному. Для одних это умение ребёнка читать иписать, для других – большой запас разнообразных сведений и знаний, для третьих– усидчивость и способность сосредоточиться на конкретном задании. Многиепринимают за готовность желание самого ребёнка идти в школу. И каждый из этихродителей по- своему прав.
Готовностьк школе включает три основные составляющие:
· физическую,
· педагогическую,
· психологическую.
Психологическаяготовность включает в себя:
· интеллектуальную,
· мотивационную,
· эмоционально-волевую,
· коммуникативную готовность.
I.Физическая готовность.
Данныемедицинских осмотров являются основой для определения физической готовности ребёнкак обучению в школе. Дети здоровые, с нормальным физическим развитием, безотклонений, физически окрепшие, выносливые, с высокой сопротивляемостью (редко,нетяжело и недлительно болеют) легко переносят адаптацию, без затрудненийсправляются с учебными нагрузками.
И,наоборот, дети, подверженные частым или хроническим заболеваниям, с ослабленныморганизмом, физически не окрепшие, на уроке быстро утомляются. Они не всостоянии спокойно высидеть урок и сосредоточенно заниматься, очень скороначинают отвлекаться. Невнимательно слушая учителя, они недостаточно хорошопонимают материал урока. В результате учебная «задолженность» с каждым днемстановится всё больше и больше. Не справляясь с нагрузкой, испытывая неудачи,дети теряют интерес к учебе, что может стать причиной формированияотрицательного отношения к школе, нежелания учиться.
Такимобразом, в первую очередь необходимо обратить внимание на состояние здоровьявашего ребенка.
1. Своевременный и полный медицинский осмотр (вДОУ) и выполнение всех назначений врача.
2. Консультация у психолога(отклонения от нормы поведения), логопеда (дефекты речи). Чем раньше выобратитесь к специалисту, тем легче вам будет устранить проблему.
3. Каждодневные занятия укреплением здоровьяребенка:
-Создание условий, способствующих нормальному росту и развитию ребёнка
— Соблюдение режима дня как важнейшего фактора здоровья младшегошкольника
-Полноценный сон (младший школьник должен спать в сутки не менее11-12часов, включая как дневной, так и ночной сон)
-Рациональное питание, что позволит компенсировать затраты энергии наактивный рост и большую двигательную активность
-Также необходимо помнить о пользе свежего воздуха — подлинном эликсирездоровья
-Не забывать о закаливании. Оно надежно повышает сопротивляемостьдетского организма.
-Вести активный образ жизни: устраивать совместные лыжные и пешеходныепрогулки, экскурсии, походы, купания в реке, посильный физический труд.
II. Педагогическая готовность
Включаеттот багаж знаний, умений и навыков, который приобрёл ребенок до поступления вшколу. Насколько развита разговорная речь ребенка, его словарный запас,подготовка к чтению и письму, математические знания, общий кругозор.
5.Общий кругозор.
К7 годам ребёнок должен иметь элементарные знания о себе (фамилия, имя,
отчество,дата рождения, домашний адрес),
-облизких людях (ФИО мамы, папы, место работы),
-знанияоб окружающем мире, о явлениях природы,
-иметьпредставление о временах года, месяцах.
-странув которой он живёт и её столицу
-основныецвета и их оттенки
-частитела человека
-профессии,виды спорта
-известныерусские народные сказки
-великихрусских поэтов и писателей
Воспитаниеребенка – это сложный процесс. Проявляйте изобретательность в
1.Математика.
Припоступлении ребенка в школу необходимы следующие математические знания.
Важно,чтобы ребенок умел ориентироваться в пределах десятка:
-знать прямой иобратный счет до 10,
-уметь сравниватьчисла (какое больше, какое меньше),
-хорошоориентироваться в пространстве (вверху, внизу, справа, слева, между, сзади),
-распознаватьпонятия «следующий», «предыдущий»,
-составлять числапервого десятка (четко понимать состав числа),
-соотносить числа сгруппой предметов (задание: принеси столько чашек, сколько нас за столом, илипринеси 5 картофелин и 2 луковки и т. д.).
-различать цифры(упражнения по запоминанию цифр можно разнообразить: можно развешать их вдетской комнате, можно делать аппликации цифр техникой рваная бумага,выкладывать их камушками на прогулке, узнавать цифры на номерах домов, и т.д.)
-решать простыезадачи из окружающей жизни.
Например, Надереве сидело 2 воробья и 3 синицы. Сколько всего птиц?
Или: На грядкеросло 5 цветов, 1 сорвали. Сколько цветов осталось?
Ребенок долженуметь вслушиваться в условие задачи, понимать, о чём говорится в задаче и чтонадо узнать.
Такимобразом, знания, полученные ребенком на занятиях в детском саду, должны бытьобязательно закреплены дома. Тем более родителям не нужно прилагать особыхусилий по закреплению математических знаний. Учить счету можно идя по дороге всад и обратно домой, считая машины, деревья, птиц; дома, убирая игрушки ит.д.,без утомительных занятий, легко, ненавязчиво.
2.Чтение.
Частоприходится отвечать на вопрос: надо ли ребенка учить читать до школы?
Еслиребенок знает буквы, у него у самого появилось желание и стремление к чтению исамое главное вы, взрослые, в состоянии правильно организовать работу сребенком по обучению его чтению, то это не запрещается. Тем более в связи спереходом на новые образовательные стандарты ОУ требования к первоклассникамповысились. Учебники рассчитаны на читающего ученика.
Ноесли в ДОУ программой не предусмотрено обучение чтению, школа не вправе требовать,чтобы в школу поступил уже читающий ребёнок.
Приобучении чтению обратите внимание на следующие моменты: в период изучения букв,ребенок должен знать только звук, обозначающий данную букву, а не названиебуквы. Иначе это затруднит слияние звуков.
Большечитайте ребенку сами, пусть он слышит правильную литературную речь, приучайтепересказать прочитанное. Начните с русских народных сказок.
3.Разговорная речь.
Обсуждаяпрочитанное, учите ребенка ясно выражать свои мысли. Иначе у него будутпроблемы с устными ответами.
Когдаспрашиваете его о чем – либо, не довольствуйтесь ответами «да» или «нет» -уточняйте, почему он так думает, помогайте довести свою мысль до конца.
Приучайтепоследовательно рассказывать о происшедших событиях и анализировать их.
Правильнопоступают те взрослые (родители, бабушки, дедушки), которые уделяют основноевнимание повседневному общению с ребенком. Они рассказывают ребенку многоинтересного, читают детские книжки, вместе рисуют, придумывают сказки,разъясняют разные явления природы.
4.Письмо
Приподготовке ребёнка к школе важнее не учить его писать (письму учить не надо, незная особенностей программы, можно только печатать буквы), а необходимо создатьусловия для развития мелких мышц рук.
Существует многоигр и упражнений по развитию мелкой моторики рук:
-лепка изпластилина, глины, зимой из снега, летом можно соорудить замок из песка, измелких камушков,
-рисование,раскрашивание, штриховка, умение обводить по контуру клеточки,
-изготовлениеподелок из бумаги, умение пользоваться ножницами, клеем,
-изготовлениеподелок из природного материала,
-конструирование,
-застегивание ирасстегивание пуговиц, кнопок, крючков,
-завязывание иразвязывание шнурков, лент, узелков на веревочке,
-завинчивание иразвинчивание крышек на банках, пузырьках,
-всасываниепипеткой воды,
-нанизывание бус,пуговиц (из рябины, из мелких плодов)
-плетение косичекиз ниток, из лент, венков из цветов,
-все виды ручноготворчества – вышивание, вязание, чеканка, выпиливание, выжигание
Все эти упражненияприносят ребенку тройную пользу:
- Развивают его руки, подготавливая к овладению письмом.
- Формируют художественный вкус.
- И как утверждают детские физиологи, хорошо развитая кисть потянет за собой развитие интеллекта. Существует тесная взаимосвязь между координацией движений и речью.
III. Психологическая готовность.
Онавключает в себя ряд очень важных аспектов, от сформированности каждого изкоторых зависит успешность подготовки ребенка к школе и дальнейшее обучение.
Интеллектуальная готовность.
Интеллект– (в переводе с латинского – понимание) — ум, рассудок, мыслительнаяспособность у человека.
Успешностьинтеллектуальной готовности к обучению во многом зависит от развитияпознавательных психических процессов: зрительная и слуховая память, мышление,внимание, творческое воображение. Над развитием данных психологическихпроцессов работают воспитатели на занятиях. Родители дома вполне могуторганизовать работу по развитию памяти, внимания, мышления. Сейчас созданомножество развивающих игр. Но, развивая способности ребёнка, надо знать одинважный секрет.
Проделаемтакой опыт. Возьмем наклонную плоскость – это лестница знаний, поднимаясь покоторой развивается ребёнок. А это шар – интеллект, ум. Попробуем катить шар (умственнаядеятельность человека) по плоскости вверх.
Чтобышар двигался по наклонной плоскости вверх, необходима определенная движущаясила. Она должна быть постоянна и стабильна. В противном случае шар начинаетдвижение в обратную сторону. Также и наш ум требует постоянной загрузки.Развитие и обучение должно быть стабильным и постоянным. Стоит нам на времясделать перерыв и наверстывать упущенное будет нелегко. В развитии интеллектанет стоячего положения. И если мы не движемся вперед, то неизбежно движемсяназад.
Воспитаниеи обучение ребенка необходимо выстраивать таким образом, чтобы ребенок захотелузнавать новое, постоянно двигался вперед. Высокий уровень обучаемости связан спознавательной активностью. Не отмахивайтесь от детских вопросов. Детинаблюдательны, но им не хватает жизненного опыта, чтобы правильно истолковатьнаблюдаемые события. Создавайте для ребенка ситуации, в которых ребёнок сампознает радость маленького открытия.
Всемнам хорошо знакома ситуация, когда мама кормит маленького ребенка кашей. Ейгораздо проще и удобнее взять самой ложку, набрать каши и поднести ее ко ртумалыша, которому остается только проглотить еду. При таком способе кормления ивремя экономится, и нет риска, что все вокруг окажется в каше. А теперьпредставим малыша, который ест сам, перепачкав все вокруг. Мама находитсярядом. Конечно, в этом случае и маминого драгоценного времени уходит больше, ихлопот добавляется. Оба способа приведут к желаемому результату – ребенок будетнакормлен. Но первый просто поел каши, а второй приобрел ценный опыт. Покапервый ел, второй учился. И не просто учился, а учился управлять своим телом,координировать движения, сохранять терпение- сколько новых открытий он для себясделал!
Новзрослые чаще выбирают первую ситуацию. Так удобнее нам, взрослым. Мы самизастегиваем пуговицы, завязываем шнурки, убираем игрушки за детьми. А черезнесколько лет удивляемся тому, что наш ребенок не самостоятелен,безынициативен, безответственен. Старайтесь развивать в детяхсамостоятельность, поощрять инициативность, помогать учиться новому, а не делатьвсе за них.
Мотивационная готовность.
Любойчеловек не будет прилагать старания, занимаясь каким – либо делом, не зная,зачем он это делает?
Иребёнок при поступлении в школу должен понимать, зачем он пришел в школу,зачем ему нужны знания?
Когдаребенок будет знать ответы на поставленные вопросы, то и учебная деятельностьстанет более значимой и важной.
Положительноеотношение к школе, желание учиться должно формироваться в семье.
Еслиродители ребёнка придают большую роль образованию, положительно отзываются обобразованных людях, прививают любовь к чтению, говорят малышу о том, как онихотят видеть его в будущем успешным и умным, а это возможно только, еслихорошо учиться, какую гордость родители будут испытывать за ребенка, то этобудет способствовать формированию у ребенка мотивационной готовности к школе.
Родителямне стоит запугивать ребенка школой или, наоборот, настраивать на легкостьучения.
Следуетформировать адекватное представление о школе и об основных занятиях в школе.
Полезнеесказать: «В школе будет трудно, но интересно. Ты узнаешь много нового», чемвысказывать что-то неопределенно-пугающее: «Вот пойдешь в школу, тогда иузнаешь»
Коммуникативная готовность —
включаетумение ребенка общаться как со сверстниками, так и со взрослыми. Весь процессобучения представляет собой общение между учителем и учеником.
Оттого, насколько ребёнок контактен, умеет ли внимательно слушать учителя,достаточно ли развита его речь, зависит успешность усвоения школьных знаний.Задача родителей – научить ребенка простым правилам общения.
Понаблюдайте,умеет ли ваш ребенок играть по установленным правилам, не нарушая их, нераздражаясь, если проигрывает, не хитрит, пытаясь поменять правила по ходу игрыв свою пользу.
Еслиребенок умеет играть в сюжетно – ролевые игры, легко организует ролевыеотношения – это говорит о высоком уровне произвольности в общении. Ребёнок,который научен понимать цель игры, правила игры, научен реализовывать ролевыеотношения. Он легко будет воспринимать учебные задачи и безболезненно переходитот игры к учению.
Эмоционально – волевая готовность —
важноезвено школьной готовности. Это умение управлять своими эмоциями, настроениями,контроль над своими желаниями.
Ввечном компромиссе между «хочу» и «надо» у старшего дошкольника должнопреобладать надо.
Оченьважно к моменту поступления в школу выработать умение делать не только то, чтохочется, но и то, что надо, даже, если не хочется.
Ксожалению, иногда ребенку разрешается делать все, он не приучен к запретам.
Нельзядопускать, чтобы дети добивались своего криком и истерикой.
Древнейший философ сказал: «Если хочешь погубить ребенка, разреши емуделать все».
Оттого, насколько ребёнок сможет заставить себя быть внимательным, когда хочетсяотдохнуть или поиграть, от того, насколько малыш будет упорным привозникновении трудностей, будет зависеть его успешность.
Сдетства приучайте ребенка к труду, не на словах, а на личном примере. Пусть вашребёнок будет уверен в том, что только упорство и труд приведут к желаемому результату.
Вдетстве ребёнок, как губка впитывает в себя те нравственные нормы, правила поведения, моральные принципы и отношение к жизни, которые мы демонстрируем.
Ито, что мы вложим в него в детстве, мы получим в более зрелом возрасте.
Давайтевкладывать в своих детей только хорошее и доброе. И тогда они непременнопорадуют вас своими успехами в будущем!