X-PDF

Дистанционные курсы для педагогов

Поделиться статьей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  

 

 

КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА

«ПРОГРАММА КОРРЕКЦИИНЕДОСТАТКОВ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА МЕТОДОМ ФОЛЬКЛОРА»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Дляобучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениямихарактерны замедленный темп развитиясловесно-логической памяти, маленький объем памяти, затрудненозапоминание и последующее воспроизведение, неустойчивое запоминание, привоспроизведении допускают много ошибок, искажений, пропусков деталей, трудности в понимании смысла текста (рассказа), что вдальнейшем влияет на запоминание.

Приэтом, отмечается, что большие возможности в развитии словесно-логической памятиимеет фольклор. В работах А.Н. Мартыновой,                     М.Н. Мельникова,М.П. Чередниковой говорится о его огромном влиянии на всестороннее развитиеобучающихся. Фольклор – это русское народное творчество, оно веками вбирало всебя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало ихмладшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы иэстетические идеалы.

Фольклорв силу своей ритмичности, повторов, интересного сюжета легко запоминаетсядетьми. Разыгрывание сюжетов по фольклорным произведениям развиваетсловесно-логическую память детей, способствует лучшему запоминанию произведенийустного народного творчества [Яковлева 2014].

Наосновании вышесказанного нами была разработана коррекционно-развивающаяпрограмма, целью которой являлось коррекция недостатков развитиясловесно-логической памяти обучающихся младшего школьного возраста синтеллектуальными нарушениями.

Задачипрограммы:

·     развитие процессов словесно-логической памяти (запоминание,сохранение, воспроизведение информации);

Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

·     развитие объема словесно-логической памяти;

·     выработка эффективных приемов запоминания.

Программасоставлена с учетом следующих принципов:

·     принципсоблюдения интересов ребенка определяет позицию специалиста, который призванрешать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребенка;

·     учетиндивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации впределах психофизических особенностей каждого ребенка;

·     принципсистемности обеспечивает единство коррекционных (исправление или сглаживаниеотклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития),профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) иразвивающих задач;

·     деятельностныйпринцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы черезактивизацию деятельности каждого обучающегося, в ходе которой создаётсянеобходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка;

·     принцип учетаэмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры,задания и упражнения создавали благоприятный эмоциональный фон, стимулировалиположительные эмоции.

·    принцип духовно-нравственного развития обучающихся заключается в разработкетаких задач, при решении которых происходит развитие активного культурногосознания и нравственного поведения обучающихся младшего школьного возраста синтеллектуальными нарушениями (представлен в упражнениях основной частизанятий).

Предполагаемыйрезультат поитогам реализации программы коррекции словесно-логической памяти обучающихсямладшего школьного возраста с нарушениями интеллекта: развитие словесно-логической памяти, увеличение объема словесно-логической памяти, выработка эффективных приёмов запоминания.

Нормативно-правоваяоснова разработки коррекционно-развивающей программы:

1.  Федеральныйзакон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 273.

2.   Федеральныйгосударственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственнойотсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерстваобразования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. 1599).

3.   Федеральныйгосударственный образовательный стандарт начального общего образования (утв.приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г. 286).

4.   Приказ Министерства просвещения РФ от 24ноября 2022 г. № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированнойосновной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)».

5.   Примерная адаптированная основная общеобразовательная програма образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

6.   Этический кодекс педагога-психолога службыпрактической психологии образования России, принятый на Всероссийском съездепрактических психологов образования 26.03.2003 г.

7.   Санитарно-эпидемиологические требования корганизациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (СП2.4.3648-20).

Разработанная нами программа может бытьреализована в процессе реализации примерной АООП обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями).

Технологии работы: арт-терапевтические технологии(прослушивание фольклорных произведений и их пересказ, рассматриваниеиллюстраций, рисование), игровые технологии (сюжетные игры),здоровьесберегающие технологии (снижение эмоционального напряжения, дыхательнаягимнастика), информационные технологии (компьютер, медиапроектор).

Направления работы:

·         диагностическое –осуществление диагностического исследования словесно-логической памятиобучающихся младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями;

·         коррекционно-развивающее –осуществление целенаправленной коррекционно-развивающей работы по коррекциинедостатков развития словесно-логической памяти обучающихся младшего школьноговозраста с интеллектуальными нарушениями при помощи фольклора;

·         консультативное иинформационно-просветительское – предполагает оказание психолого-педагогическихконсультаций, а также просвещение педагогов, родителей, воспитывающих детеймладшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.    

Структурапрограммы:программа состоит из 12 занятий, направленных на:

·    знакомство и установлениедоверительной атмосферы в группе, а также разработку правил работы (1 занятие);

·    выявление особенностейразвития словесно-логической памяти обучающихся младшего школьного возраста синтеллектуальными нарушениями (2 занятия);

·    непосредственную работу покоррекции недостатков развития словесно-логической памяти обучающихся младшегошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями при помощи фольклора (8занятий);

·    закрепление полученных навыкови рефлексию (1 занятие).

Структура занятия:

Все занятия имеютодинаковую структуру:

·    организационный этап –приветствие, формирование доверительной атмосферы, настрой обучающихся наработу;

·    основной этап – работа надпроблемой;

·    заключительный этап – подведениеитогов занятия, рефлексия.

Упражнения,представленные в коррекционной программе, разработаны с учетом возрастныхособенностей и уровня развития обучающихся, в соответствии с целью и задачамипрограммы.

Задания включают всебя припоминание сказочных героев и сюжетов сказок, сопоставление пословиц исказок, в которых они встречаются, отгадывание загадок по сюжетам сказок,припоминание и проигрывание сюжетов сказок при помощи пальчиковых кукол идеревянных фигурок сказочных героев, а также составление собственного сюжетасказки на основе русских народных сказок.

При этом, занятия сприменением средств фольклора носят игровой характер, что способствуетдостижению обучающимися ситуации успеха, заинтересованности и увлеченности вработе, тем самым повышая эффективность развивающей работы.

Формы контролярезультативности: результативностьпрограммы определяется при сравнении результатов исходящей и заключительнойдиагностики.

Состав группы: 8 обучающихся младшего школьного возрастас интеллектуальными нарушениями, разделенных на 2 группы по 4 человека.

Частота встреч: 2 раза в неделю, среда и пятница.

Продолжительность занятий: 25-30 минут.

Место проведения: классный кабинет.

Тематическое планированиекоррекционно-развивающей программы представлено в таблице 2.3.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
58.72%
НЕТ
41.28%
Проголосовало: 1066

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет