Личный опыт педагогической деятельности
Быть учителем – призвание, а быть учителем начальных классов –это талант, который возможно развить только при условии наличия его зачатков.Во многом такая ответственность связана с тем, что именно первый учительостается в памяти ребенка надолго, ведь он является проводником в начале путипод названием «школа».
Моя главная цель при осуществлении педагогической деятельностиэто – позволить каждому ребенку развить его потенциал, творческие способности,а также обучить воспринимать окружающую действительность посредством привитияосновополагающих базовых ценностей и принципов.
В связи с тем, что учитель должен уметь доносить информациюдоступно, интересно и занимательно, каждый избирает собственный путь с учетомвсех факторов и особенностей, присущих каждой конкретной ситуации.
В любом случае каждый урок требует от учителя особой подготовки,а именно: поиск необходимой информации, способной заинтересовать ииспользования все более современных цифровых ресурсов для этого.
В свое время базисом моей педагогической деятельности стала традиционнаясистема обучения, однако нынешние реалии требуют от учителя совершенствованияподходов к своей работе.
Одной из насущных проблем в настоящее время стала проблемаотсутствия у детей интереса к учебе и их пассивность на уроках и на внеурочныхмероприятиях.
В связи с этим мной довольно часто применяется деятельностныйметод, который заключается в том, чтобы поставить познание и личность ребенкаво главу, активируя мыслительную деятельность ученика для создания тандема «учитель-ученик».
Благодаря такому подходу удается преодолеть авторитарный стильобщения, а также использовать именно такие технологии, которые будут адекватнывозрастным особенностям школьника.
Так, я довольно часто использую следующие типы заданий:
1. Задания с подробным инструкциями их выполнения;
2. Задания с наличием эталонного выполнения;
3. Задания, которые имеют вспомогательные вопросы, схемы и рисунки;
4. Задания, ответ на которые следует выполнять с составлениемтаблицы или схемы.
Так как работа на уроках в общеобразовательных учрежденияхосуществляется посредством групповой формы, необходимо развивать в детях умениеработать в команде, поэтому я применяю также работу в парах, позже в четверках.В процессе этой работы ребенок учиться оценивать результаты своей деятельности.
Вопросы, которые используются мной для улучшения команднойработы могут быть следующие:
1. Что у вас получилось, а что нет в ходе работы?
2. Внимательно ли вы слушали друг друга?
3. Что нужно сделать для того, чтобы работа была более успешной?
Групповая работа, по моему мнению, является наиболеепродуктивной, поскольку благодаря ей:
— появляется возможность дать каждому ученику утвердиться ипроявить себя;
— появляется возможность дать каждому ученику опыт в освоениифункций оценки и контроля, а также планирования и целеполагания;
— появляется возможность дать каждому ученику содержательную иэмоциональную поддержку;
— появляется возможность дать учителю дополнительныемотивационные средства для вовлечения учеников в процесс обучения.
Какие специфические характеристики работы в группах я могувыделить:
1. Группирование детей осуществляется с учетом их индивидуальныхособенностей по решению конкретных задач.
2. В процессе работы состав группы может корректироваться;
3. У каждой группы свое определенное задание;
4. Ход групповой работы имеет свои временные рамки, а также он детальнорегламентирован;
5. Задание составляется и выполняется так, чтобы суметь индивидуальнооценить каждого ученика в группе.
Самое главное, что ценно в групповом методе – это то, что весьпроцесс контролируем и управляем.
В работе также используются такие групповые методы, как: опрос,проверка знаний, урок-путешествие т.д.
Главные ценности группового метода заключаются в следующем:
— такая работа позволяет развить в детях ответственность,причастность к коллективизму, инициативность и т.д.
— такая работа позволяет учащемуся ставить цели и выбиратьспособы для ее достижения;
— такая работа приучает учеников обращать внимание на то, какиекачества у его партнеров по группе;
— такая работа лучше удерживает внимание ребенка и позволяет емулучше сосредотачиваться на учебном процессе.
Отмечу дополнительные особенности при реализации хода работы вгруппе.
Так, задание, которое ставилось перед группой необходимо суметьобъяснить, тогда оно будет считаться выполненным. О результатах выполнениясообщает, как правило, самый слабый член группы, но остальные могут прийти емуна помощь в случае возникновения такой необходимости.
Довольно часто я также использую методы проектной иисследовательской деятельности, который также практикуется при реализации вгруппах.
Для того чтобы пробудить в учениках интерес, мной подбираютсяинтересные и значимые темы, здесь простор для деятельности нам предоставляеткурс «Окружающий мир».
Таким образом, обучение – это многогранный и комплексныйпроцесс, который должен помочь развить творческие и умственные способностидетей, при учете их индивидуальных особенностей. Как представляется, дажетворчеству можно и нужно обучать, и чем раньше начать это, тем значительнеебудет результат по итогу, поэтому при разработке уроков я использую различныеметодики и технологии. Об одной из них данная статья.