Педагогическиевозможности игры
вразвитии логического мышления младших школьников
В современной педагогике дидактическаяигра рассматривается, как эффективное средство развития ребёнка, развитие такихинтеллектуальных психических процессов как внимание, память, мышление,воображение.
С помощью дидактической игры детейприучают самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различныхусловиях в соответствии с поставленной задачей. Само название дидактическиеговорит о том, что эти игры имеют свою цель умственного развития детей и,следовательно, могут рассматриваться как прямое средство умственноговоспитания.
Основные положения теории игровойдеятельности были сформированы и разработаны классиками русской и советскойпедагогики К.Д.Ушинским, А.С. Макаренко, А.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым идругими.
Несмотря на то, что игра постепенноперестаёт выступать в качестве ведущего вида деятельности в младшем школьномвозрасте, но она не теряет развивающих функций. Я.А. Коменский рассматриваетигру как необходимую для ребёнка форму деятельности.
Очень важно, что игра- это не толькоспособ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Вседети любят играть, и от взрослого зависит, на сколько эти игры будутсодержательными и полезными.
Играя, ребёнок может не только закрепитьранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развиватьумственные способности. В этих целях используются специальные на умственноеразвитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием. Многие игры ставятперед детьми задачу рационального использования имеющихся знаний в мыслительныхоперациях:
• находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающегомира;
• сравнивать, группировать, классифицировать предметы поопределенным признакам, делать правильные выводы.
В процессе игры, развитие мышления иречи решается в непрерывной связи; при общении детей в игре речьактивизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения,доводы.
Посредством игры можно развивать исовершенствовать все стороны личности ребёнка. Нас интересуют игры, развивающиеинтеллектуальную сторону игры, которые способствуют развитию мышления младшихшкольников.
Математическими играми считаются игры, вкоторых смоделированы математические построения, отношения, закономерности. Длянахождения ответа (решения), как правило, необходим предварительный анализусловий, правил, содержание игры или задачи. По ходу решения требуетсяприменение математических методов и умозаключений.
Следовательно, логико-математическиеигры это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности,предполагающие выполнение логических операций и действий.
Предлагаемые игры, насыщены логическим иматематическим содержанием. В них моделируются такие логические иматематические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которыеспособствуют ускорению формирования и развития у младших школьников простейшихлогических структур мышления.
Все предлагаемые игры проводились науроках математики. Результаты работы подтвердили не только доступность данныхигр, но и их высокую эффективность.
Специфика предлагаемых игр такова, чтов большинстве случаев в одну и ту же игру можно играть много раз и это детям ненадоедает, так как меняются (варьируются) исходные данные. Поэтому каждоеповторение игры включает элементы новизны и решаемая в процессе задачаменяется. Лишь несколько игр, предназначенных для развития внимания детей, неудовлетворяют этим условиям.
Приведу некоторые игры, которые яиспользую в работе и которые нравятся детям.
«СОСТАВИМ УЗОР».
Цель. Учить разливать предметы по размеру, цвету,форме, расположению.
Игровой материал. Набор геометрических фигур.
Содержаниеигры. Учитель описывает расположение геометрических фигур; один из учениковработает на магнитной доске, все остальные у себя на парте выкладывают изгеометрических фигур соотвествующие узоры. Учитель предлагает разместить насередине жёлтый круг; вверху и внизу от круга – два зелёных треугольника, асправа и слева – два красных. Правее этого узора предлагается выложить другой:круг посередине, два жёлтых и два красных квадрата расположить к кругу углом,вверху и внизу – красные квадраты, справа и слева – жёлтые. Затем предлагаетсясоставить свой узор из геометрических фигур и расположить его левее первогоузора. Учитель просит сосчитать число фигур в каждом узоре, в двух узорах, втрёх.
«УГАДАЙКА».
Цель. Учить сравнивать предметы по разным признакам.
Игровойматериал. Рисунки 20 грибов: 2 белых, 5 сыроежек, 4 опёнка, 2подберёзовика, 2 подосиновика, 3 лисички, 2 мухомора (1 гриб каждого вида сбольшой шляпкой на тонкой ножке, 1 – с маленькой шляпкой на толстой ножке). Содержаниеигры. Учитель в каждом секторе магнитной доски размещает рисунки больших ималеньких грибов одного вида. Вращая круг, открывает одну полянку, и дети«угадывают» вид грибов. Затем они показывают большие и маленькие грибы, грибы сбольшой шляпкой на тонкой ножке и с маленькой шляпкой на толстой ножке. Детиназывают гриб, выделяют съедобные и ядовитые, считают грибы на одной, двух,трёх полянках.
«КОНЦОВКА».
Цель. Развивать речь детей, включать в активныйсловарь слова выше, ниже, толстый, тонкий, высокий, низкий.
Игровойматериал. Рисунки берёзы, дуба, ели, сосны, вылепленные из пластилинафигурки или рисунки Колобка, Буратино, дяди Стёпы, Чебурашки. Содержаниеигры. Учитель произносит начало предложения, ученики продолжают его (всепредложения составляются на основе использования иллюстраций или фигурок изпластилина). Например: Если сосна выше берёзы, то … (берёза ниже сосны).Если ствол дуба толще ствола березы, то …(ствол берёзы тоньше ствола дуба).Колобок – круглый. Буратино – тонкий. Дядя Стёпа – высокий. Мяч – круглый.Соломинка – тонкая, длинная.
Помимо приёма сравнения, я включаю в игры разъяснениелогических связок И, ИЛИ.
Эти игры нравятся детям. Так, однажды я сказала:
— Сегодня мы будем играть в игру «И, ИЛИ». Посмотрите: чтонарисовано на плакате (с одной стороны был нарисован большой зелёный огурец, ас другой маленький зелёный огурец)? (Огурец) Какой это огурец? (Зелёный.) А ещёкакой? (Большой.) Значит, огурец зелёный и большой? А это какой огурец?Показываю маленький огурец. (Маленький и зелёный.) Показываю другие плакаты.На них изображены различные фигуры: треугольники, квадраты, круги разныхцветов.
— Покажите круг большой и красный. Зелёный и маленький. Жёлтый ибольшой.
Дети никак не могут найти такой круг, так как нарисунке есть только жёлтый и маленький.
— Такого нет, — говорят они.
— Как же быть? Может, сказать, по-другому? Послушайте внимательно!Покажите большой или жёлтый круг. Кто заметил, что изменилось в вопросе? (Высказали: «Или».) А теперь попробуйте сказать, что нужно вставить – И или ИЛИ:яблоко красное … большое. Сосна зелёная … высокая. У меня в руках яблоко. Оногорькое … сладкое. В этой кружке кисель … компот? А в этой кружке чай холодный… горячий?
Особенно нравятся детям задания с выполнением рисунка.
— Нарисуйте дом, чтобы он был высокий и низкий. (Такой домнарисовать нельзя.) Как же правильно сказать? (Дом высокий или низкий.)Нарисуйте круг, чтобы он был красный и зелёный. (Можно нарисовать круг красныйили зелёный.)
Дети принимают активное участие в игру «Верно, неверно».
Цель этой игры – разъяснить слова каждый, все,некоторые, а также частицу не. Учитель предлагает детям высказывания. Если высказывание верно, они должны поднять зелёный кружок, еслиневерно – красный кружок.
Например:
а) Каждый ребёнок – мальчик.
Дети поднимают красный кружок и уточняют, что есть ещё идевочки.
б) Все полоски одинакового цвета (полоски разнойдлины и разного цвета). Дети поднимают зелёный кружок.
Для усвоения детьми частицы НЕ предлагаю игровыезадания: «Кто быстрее?», «Верно, неверно».
1. Выберииз набора геометрических фигур: не треугольники; не квадраты; не круги.
2. Выберитреугольники: не красного цвета; не жёлтого; не синего.
3. Выберикрасные фигуры не треугольники.
После выполнения таких заданий дети отвечают, почему онивыбрали именно эти фигуры, а не другие.
Предлагаю и игровые упражнения: из ряда карточек, накоторых изображены разные предметы, выбрать: а) не овощи;
б) не одежду;
в) не игрушки;
г) не фрукты.
Для проверкиумения правильно понимать слова все, каждый, любой, некоторый даю такоезадание. Дети получают по 4 карточки, на каждой из которых нарисовано трикруга. Задание.
1. Возьмитепервую карточку. Раскрасьте каждый круг.
2. Возьмитевторую карточку. Раскрасьте любой круг.
3. Возьмитетретью карточку. Раскрасьте некоторые круги.
4. Возьмитечетвёртую карточку. Раскрасьте все круги.
Большойинтерес вызывают также игры на умозаключение. В процессе таких игровых ситуацийдети смелее учатся рассуждать и обосновывать свои действия. Приведу примерыигровых ситуаций, с которых я начинаю обучать детей логическим приёмам.
Ставлюна стол пирамидку и задаю вопросы: как составлена пирамидка? В каком порядкерасположены колечки? Что можно сказать о величине второго колечка снизу? Чтоможно сказать о величине третьего и второго колечка? Второго и первого?Третьего и первого?
Послеответов на эти вопросы пирамидку убираю и предлагаю следующее задание: «Мальчиксобрал пирамидку из трёх колечек, расположив их, начиная с самого большогоколечка и кончая самым маленьким. В каком порядке мальчик надел колечки, еслизелёное колечко больше синего, а синее колечко больше красного?
Ответовдетей было много. Одни выполнили задание неправильно, другие выполнили заданиеверно, но объяснить свои действия не смогли. И только некоторые учащиесяправильно выполнили задание и обосновали выбор последовательности колец.
Предлагаюследующую задачу: «Мальчик составил пирамидку из трёх колечек. В каком порядкеон расположил колечки, если жёлтое больше зелёного, а красное меньше зелёного?»
Выслушавдетей, отмечаю правильные ответы и правильные объяснения выбора решения. Взаключение показываю картинку – аппликацию соответствующей пирамидки. Детипроверяют правильность решения.
Наодном из уроков я вызываю пятерых учеников и предлагаю им встать по росту заучеником самого низкого роста. Когда дети построятся, задаю вопросы: кто издетей самого низкого роста? (Лена) Кто выше Лены? Кто самого высокого роста?
Кто выше: Лена или Света? Ира или Вика? и т.д.
Посленаглядно проделанной работы предлагаю детям решить задачу? «В классе учатся тридруга: Юра, Боря и Миша. Юра ростом выше Бори, а Боря выше Миши. Кто из ребятсамого высокого роста? Самого низкого?
Ученикам, затрудняющимся дать верный ответ, предлагаюнарисовать три точки и каждую точку обозначить первой буквой имени ребёнка:
. Ю . Б .Ю .Б .М . М
Направлениестрелки показывает, кто из детей выше. Дети объясняют, почему стрелкапоказывает направление в сторону точки Ю. Соединяем стрелками точки Б и М. Одиниз учеников объясняет, почему направление стрелки указывает в сторону точки М.Задаю вопросы слабым ученикам: кто самый высокий? Самый низкий?
Обобщаяопыт работы по формированию логических приемов у младших школьников, можносделать следующие выводы: усвоение логических приёмов должно осуществляться втесной связи с рассмотрением различных вопросов курса математики и учитыватьиндивидуальные особенности детей.
Использование игры создаёт для этого необходимые условия.
Разновидностьюматематических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Онинаправлены на тренировку мышления при выполнении логических операций идействий. С целью развития мышления детей используют различные виды несложныхзадач и упражнений. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжениеряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур (нахождениезакономерностей, лежащих в основе выбора этой фигуры и т. д.)
Итак,педагогические возможности дидактической игры очень велики. Игра развивает всестороны личности ребёнка, активизирует скрытые интеллектуальные возможностидетей.
Предложенныйперечень игр и игровых упражнений не ограничивает инициативу учителей. Передучителем открываются в этом направлении широкие возможности для творчества.
Отдавая должное игре как методу обучения, следует помнить, что дажедидактическая игра не может и ни в коем случае и не должна подменять собойдругие известные методы обучения. Игра на уроке должна быть подчинена целямкаждого конкретного урока и помогать достижению этих целей, а не отвлекатьдетей от основного содержания урока.
ХАРАКТЕРИСТИКАСИСТЕМЫ ИГР С БЛОКАМИ ДЬЕНЕША.
Вдидактике имеются разнообразные развивающие материалы. Наиболее эффективнымпособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом иматематиком Дьенешем, для развития раннего логического мышления и дляподготовки детей к усвоению математики. Блоки Дьенеша представляют собой наборгеометрических фигур, который состоит из 48 объёмных фигур, различающихся поформе (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники), по цвету (жёлтые, синие,красные), размеру(большие и маленькие) по толщине(толстые и тонкие).То есть,каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером,толщиной. В наборе даже нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. В своейпрактике я использовала в основном плоские геометрические фигуры. Весь комплексигр и упражнений с блоками Дьенеша – это длинная интеллектуальная лестница, асами игры и упражнения – её ступеньки. На каждую из этих ступенек ребёнокдолжен встать. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительнымиоперациями и действиями, к ним относятся:
Выявление свойств, их сравнение, классификация, обобщение,кодирование и декодирование, а так же логические операции.
Крометого, блоки могут закладывать в сознание детей начало алгоритмической культурымышления, развивать у детей способность действовать в уме, осваиватьпредставления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентацию.
В процессеразнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умение выявлять иабстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину),сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств.Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать иобобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру,размеру и толщине ит.д.), несколько позже по трём (цвету, форме, размеру;форме, размеру, толщине и т.д.)и по четырём свойствам(цвету, форме, размеру,толщине), при этом развивая логическое мышление детей. В одном и том жеупражнении можно варьировать правилами выполнения задания с учётом возможностейдетей. Например, несколько детей строят дорожки. Но одному ребёнку предлагаетсяпостроить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы(оперирование одним свойством), другому — чтобы рядом не было одинаковых поформе и по цвету (оперирование сразу двумя свойствами). В зависимости от уровняразвития детей можно использовать не весь комплекс, а какую-то его часть,сначала блоки разные по форме и по цвету, но одинаковые по размеру и толщине,затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине и в концеполный комплекс фигур.
Этоочень важно: чем разнообразней материал, тем сложнее абстрагировать однисвойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать. Слогическими блоками ребёнок выполняет различные действия: выкладывает, меняетместами, убирает, прячет, ищет, делит, а по ходу действия рассуждает. Итак,играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложных логических отношениймежду множествами. От игры с абстрактными блоками дети легко переходят к играмс реальными множествами, с конкретным материалом. На уроках математики былапоставлена цель повысить уровень развития элементов логического мышления детей,посредством включения в урок логической разминки, которая проводилась в началеурока. В содержание разминки включались логико-математические игры с блокамиДьенеша. Как уже говорилось, блоки Дьенеша — универсальный дидактическийматериал, он имеет широкий спектр применения в развивающих играх. Организацияигр осуществлялась по следующим направлениям: подготовка к проведению игры,проведение игры, её анализ. Нами были разработаны комплекс постепенноусложняющихся игр, состоящих из двух групп игр.
Игрына выделение и абстрагирование свойства: “найди фигуру”.
1. “Шифровальщик”
2. “Прятки”
3. “Найдисвою дорожку”
4. “Соберибусы”
5. “Машинисты” 6. “Почтальоны”
7. “Проводники”
Игрына сравнение и классификацию:
1. “Дведорожки”
2. “Заселидомик”
3. “Садовники”
4. “Поймайтройку”
Дляфронтальной работы с детьми был подготовлен дидактический материал – этогеометрические фигуры блоки Дьенеша (определенный цвет, величина, форма и толщина).Также были изготовлены для каждого ребёнка трафареты, содержащие набор всехфигур из блоков, к ним прилагается наборы цветных карандашей (синий, красный,жёлтый).Эти наборы использовались при выполнении самостоятельной работыодновременно детьми всего класса. Для придания игре занимательности вместотрадиционных блоков мы изготовили другой дидактический материал, включающий всесвойства блоков. Это плоские картонные цветы разной величины и цвета,сердцевины цветов полнены в виде геометрических фигур. Таким образом,применяемые нами методы и приёмы организации игр и используемый при этомдидактический материал способствовали развитию логического мышления и детей.Это отразилось на других математических заданиях. На уроке математике детистали легче усваивать программный материал, быстрее стали справляться сматематическим заданием, ответы детей качественно отличаются своим содержаниеми логикой. Следовательно, разработанная нами методика включения в урокиматематики игр с геометрическими фигурами – блоками Дьенеша, доказывает еёэффективность.
1.«Найди фигурку».
Цель: Учить выделять и абстрагировать свойствафигур, находить фигуры по 1, 2,3, свойствам, а также с отрицанием какого либосвойства.
Материал: Полный набор блоков, карточки-символы.
Вариант 1. Учитель называет полное имя(цвет, форму ивеличину) задуманного блока, а дети находят его. Кто первый нашёл забираетфигурку себе. Побеждает тот, кто больше всех набрал фигур.
Вариант 2. Учитель показывает знаки- символы, обозначающиеформу, цвет, величину
или отрицание этих свойств. Дети должны назвать и показатьфигуру, отвечающую этим
признакам. Ребёнок, назвавший первым, забирает фигуру себе.Побеждает тот, кто больше других набрал фигур.
2.«Шифровальщики».
Цель: Отгадывать фигуру по знакам- символам сотрицанием и без отрицания, кодировать свойства фигуры, изображая знаки-символыписьменно.
Материал: Трафареты, цветные карандаши,бумага, карточки с изображением с донной стороны геометрической фигуры, сдругой- знаков-символов, соответствующим свойствам этой фигуры.
Вариант 1. Дети получают карточки, лежащие на столахвверх стороной, где изображены знаки-символы. По знакам дети отгадывают фигуруи называют её. Правильность своего ответа проверяют, перевернув карточку. Затемдети меняются карточками.
Вариант 2. Учитель показывает карточку со знаками-символами, рассказывающими
Свойствами какой либо фигуры. Дети отгадывают эту фигуру ирисуют её на листочках с помощью трафаретов.
Вариант 3. Каждый ребёнок получает чистый листбумаги. С одной стороны с помощью трафарета он рисует любую фигуру. С другойстороны, перевернув листок, рисует знаки- символы, соответствующие этой фигуре(кодирует). Затем дети меняются карточками и по знакам-символам отгадывают какаяфигура была у соседа. После отгадывания проверяют правильность ответа,перевернув карточку фигуркой вверх.
3.»Прятки».
Цель: Выявление и абстрагированиесвойств, развитие связи между образом свойств и словом.
Материал: На каждого ребёнка набор блоков,коробочка.
Вариант 1. Все блоки разложены на столе. Учительговорит , что фигурки захотели поиграть в прятки, нужно помочь им спрятаться.
Вариант 1. Все блоки разложены на столе. Воспитательговорит, что фигурки захотели поиграть в прятки, нужно помочь им спрятаться.Каждый ребенок получает коробочку. Воспитатель называет какие соответствующиефигурки. Называется одно свойство блоков, например, воспитатель говорит: «Спрятались все большие блоки!» (все круглые, все красные, все не квадратные,не синие и т.д.). Затем коробки открывают и проверяют, не спрятался ли тамчужой блок. После проверки исправляют ошибки, и игра продолжается с названиемдругого свойства блоков.
Вариант 2. Учитель называет сразу два свойства блоков,которые прячутся в коробки (треугольные маленькие или квадратные не красныет.д.).
Вариант 3. Учитель называет сразу три свойстваблоков, которые должны спрятаться (круглые красные большие, желтые маленькиеквадратные и т.д.).
4.«Найди свою дорожку».
Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства предметов. Материал: Набор логических блоков,таблицы с изображением домиков и дорожек (см. приложение).
Воспитатель говорит детям, что фигурки заблудились иникак не могут попасть домой, нужно им помочь найти свою дорожку. Знаки — символы на дорожках подскажут, по какой дорожке можно идти, а по какой нельзя.Дети по желанию наугад делят между собой фигурки и по очереди « провожают»каждую фигурку.
Вариант 1. Учет одного свойства (цвет, форма иливеличина).
Вариант 2.Учёт двух свойств поочерёдно (величина ицвет, цвет и форма). Вариант 3. Учёт трёх свойств поочерёдно (величина,цвет, форма и цвет, форма, толщина).
5.« Собери бусы».
Цель: Развитие умения выделять и абстрагироватьсвойства, сравнивать блоки по выделенным свойствам, выстраиватьпоследовательную цепь.
Материал: Набор блоков, верёвочка.
На столе выкладывается верёвочка и набор блоков. Детямпредлагается собрать бусы так, чтобы «бусинки» (блоки) чередовались вопределенной последовательности.
Вариант 1. «Нанизать» бусинки на ниточку так, чтобырядом не было бусинок одинаковых по цвету ( или форме, или величине).
Вариант 2. Нанизывание двух бусинок не похожих по двумсвойствам (цвет и величина, величина и форма, цвет и форма).
Вариант 3. Собрать бусы так, чтобы рядом не былоодинаковых по цвету, величине и форме бусинок ( по трём свойствам).
Вариант 4. Нарисовать бусы с помощью трафарета поусловию 1, 2, или 3 вариантов.
6. «Машинисты».
Цель: Развивать умения абстрагировать свойствапредметов, умение рассуждать, действовать согласно знакам- символам.
Материалы: Блоки плоский картонный паровозик.
Детям предлагается рассмотреть таблицу. Дети-машинисты, фигурки- пассажиры. Пассажиров нужно доставить домой. Двигаясь поразветвлению дорог паровозик должен попасть из начальной станции на конечные.При этом он должен в соответствии со знаками, указывающими, кто по данномуотрезку пути может ехать.
ИГРЫНА СРАВНЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЮ.
1.«Две дорожки».
Цель: Развитие умения сравнивать предметы посамостоятельным выделенным свойствам.
Материал: Блоки.
Вариант 1. Дети играют по парам. Каждый берёт изнабора 5 разных фигур, складывает их стопой. Игроки по очереди строят дорожкииз своих фигур. Первый игрок выкладывает все фигуры перед собой в ряд, начинаяс верхней, получается дорожка. Затем второй ребенок по порядку к каждой фигуресоперника приставляет свою, начиная с верхней фигуры в своей стопке. Если оннаходит какое-то одно общее свойство между своей фигурой и фигурой соперника,то забирает себе одну фигуру. Побеждает тот, у кого остаётся больше фигур.
Вариант 2. Игрок забирает фигуру издорожки соперника себе в том случае, если фигуры похожи двумя свойствами.Количество фигур- по10 .
Вариант 3. Фигуру соперника игроквыигрывает в том случае, если она отличается от его собственной тремясвойствами. Количество фигур- 12.
2. «Поймой тройку».
Цель: Развитие умение сравнивать.
Материал: Блоки.
Учитель перемешивает фигуры и складывает их стопой. Затемснимает две верхние и кладёт их на стол. Первый ребёнок берёт из стопки фигуру,прикладывает её к паре на столе и ищет, чем похожи все три фигуры. Если онзамечает какое-либо сходство, то забирает все три фигуры, если общего свойстване обнаруживается, то последнюю снятую
Фигурку кладут вниз стопки. Затем следующий ребёнок берётиз стопки новую фигуру и ищет общее свойство в тройке фигур. Выигрывает тот,кто собирает больше фигур.
3. «Засели домики».
Цель: Развивать умение классифицировать.
Материал:Блоки.
Вариант 1. Перед детьми изображение домиков. Нужнорасселить блоки в эти домики, но так, чтобы в каждой квартире оказалисьодинаковые по цвету, форме или размеру жильцы. Каждый ребёнок выбирает себедомик, решает по какому свойству он разделит фигуры ( чтобы в каждой квартиреоказались все одинаковые), а затем раскладывает их.
В конце дети проверяют друг друга, обмениваются домиками ирасселяют фигуры в новых домиках.
Вариант 2. При заселении домиков дети классифицируютфигуры сразу по двум свойствам. Заселив домики, дети рассказывают правилазаселения фигур в своём домике.
Домики в этом варианте игры двухэтапные и трехэтапные.
Вариант 3. Дети классифицируют фигуры по трёмсвойствам. У каждого ребёнка два домика большой и маленький, в маленьком домепоселяются маленькие фигуры, а в большом- большие.
4.«Садовники».
Цель: Освоение умения классифицировать предметы по одному,двум, трём свойствам, выражать свойство одних фигур, через свойства других спомощью частицы «не».
Материал: Блоки, цветы со всеми свойствами блоковДьенеша: большие и маленькие, разного цвета с сердцевинами разной формы,обручи.
Вариант 1. Игра с 1 обручем. Дети- садовники, обруч-клумба. Нужно рассадить цветы по заданному одному свойству: все красные или всебольшие, или все с квадратными серединками. Посадив цветы, дети выясняют какиецветы остались вне клумбы, используя свойство цветов на клумбе. (Вне клумбы-все не красные, все не большие цветы и т. д.)
Задание садовникам усложняется: на клумбе нужнопосадить цветы, учитывая 2 свойства и т.д..
Вариант 2. Игра с двумя обручами разного цвета.Обручи пересекаются и имеют общую площадь. Нужно посадить в середину черногообруча все треугольники, а на белую клумбу- все красные. Дети должныдогадаться, какие цветы посадить на общую площадь (все красные цветы стреугольными серединами.) Игру повторять, варьируя задания.
Вариант 3. Игра с 3 обручами разного цвета. Обручипересекаются и имеют несколько общих площадей. Рассмотреть с детьми клумбы,выделить общие площади, назвать их.
Даётся задание посадить цветы в соответствии с заранееустановленными правилами.
Например, на белой клумбе посадить все жёлтые цветы, начёрной- все цветы с квадратными серединами, а на полосатой- все маленькиецветы.