Технологическаякарта урока
Биология 9 класс
Ф.И.О. учителя |
Дороган Галина Викторовна |
Место работы |
МБОУ СОШ № 3 п. Смидович |
Должность |
Учитель биологии и химии |
Предмет |
Биология |
Продолжительность урока |
45 мин |
Дата проведения |
3.03.2023 г |
Класс |
9 |
Тема урока |
Вид, его критерии и структура |
Базовый учебник |
И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова Биология 9 класс, «Просвещение», Москва, 2021 г |
Оборудование |
ПК, мультимедийный проектор, презентация, карточки с заданиями |
Формы деятельности и обучения |
Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Деятельностный способ обучения. |
Тип урока |
Урок изучения нового учебного материала |
Цель урока |
обобщение и углубление знаний о виде как основной структурной единице в системе организмов и качественном этапе эволюции жизни. |
Задачи урока |
Личностные: формировать ответственное отношение к живому миру; проявление научного мировоззрения при ознакомлении с основными критериями вида; — умение оценивать вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира. Предметные: формировать современное представление о виде как основном и качественном этапе эволюции . Метапредметные: формировать умение наблюдать, анализировать и оценивать информацию, делать выводы и заключения, применять теоретические знания на практике |
УУД |
ЛУУД: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; устойчивых познавательных интересов. Предметные: Выявлять существенные признаки вида. Характеризовать структуру вида. Сравнивать популяции одного вида, делать выводы. ПУУД: формирование умений определять понятия, создавать обобщение; работать с разными источниками информации, преобразовывать информацию в схемы , выбирать необходимую информацию для решения познавательных задач; смысловое чтение РУУД: умение самостоятельно определять цели своего обучения; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач; соотносить свои действия с планируемыми результатами; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; владение основами самоконтроля, самооценки КУУД: умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в паре: находить общее решение; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей; владение письменной и устной и письменной речью.
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный |
Приветствие учащихся, создание благоприятной атмосферы. Добрый день, ребята! Посмотрите на меня и улыбнитесь. Какое настроение? Готовы окунуться в море знаний?
|
Организация рабочего места. Психологический настрой на учебную деятельность |
Актуализация знаний Цель: Контроль знаний о современной эволюционной теории, подготовка к восприятию нового материала |
Что узнали на предыдущем уроке? Выполните тест 1..Выберите положения, относящиеся к синтетической теории эволюции. Ответ запишите цифрами без пробелов. (три ответа) 1) элементарной единицей эволюции является популяция 2) влияние внешней среды направлено на развитие полезных признаков 3) естественный отбор — главная причина видообразования и развития адаптаций 4) материалом для эволюции служит модификационная изменчивость 5) элементарной единицей эволюции является вид 6) материалом для эволюции служит мутационная и комбинационная изменчивость 2.Какие утверждения относят к теории Ч. Дарвина?( три ответа) 1) Внутри вида расхождение признаков приводит к видообразованию. 2) Вид неоднороден и представлен множеством популяций. 3) Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. 4) При создании сортов и пород направляющим фактором служит искусственный отбор. 5) Внутреннее стремление к совершенству — фактор эволюции. 6) Популяция — это единица эволюции. 3.Какие факторы являются движущими силами эволюции?(три ответа) 1) модификационная изменчивость 2) мутационный процесс 3) естественный отбор 4) приспособленность организмов к среде обитания 5) популяционные волны 6) абиотические факторы среды Проверьте себя -Кто справился с заданием без ошибок? -Кто допустил 1-2 ошибки? — Остальным нужно больше времени уделять повторению изученного дома. |
Отвечают на вопрос
Самостоятельно выполняют тест
Эталон ответа: 1) 1,3, 6 2) 1,3,4 3)2,3, 5 Критерии: 9- 8 — «5» 7 – 6 – «4»
Самопроверка, самооценка |
Этап выявления места затруднения Представленная информация была полезной? ДА 59.35% НЕТ 40.65% Проголосовало: 1193 Цель: постановка учебной задачи |
— Что предложено вам в качестве раздаточного материала? — Предположите, с каким биологическим понятием это может быть связано? -Один или два вида вам предложены? Обоснуйте свой ответ. -Что сегодня должны узнать? Тема урока Объясните, слова: структура, критерии Какую задачу должны решить?
|
Высказывают предположения
Высказывают предположения
Определяют тему урока Объясняют значение терминов Ставят учебную задачу |
Этап построения проекта выхода из затруднения Цель: Осмысление, восприятие и первичное запоминание знаний. Развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение учеников к самостоятельным выводам |
Первую концепцию вида создал Джон Рей Развил концепцию вида К. Линней Поддержал концепцию вида в эволюции Ч. Дарвин Как изменились взгляды на вид со временем? — Прочитайте текст п. 37 (до 2 обобщения включительно), выберите основные характеристики вида. -Объясните, что значит: реально существующая единица выразите другими вторую часть первого обобщения. В начале 60-х г.г. ХХ века американский ученый – эволюционист Майр предложил новую «биологическую концепцию вида», давайте познакомимся с ней. — Что нового узнали? — Что значит политипическая система?
-Какова структура вида? Сформулируйте вывод -Чем отличаются виды растений, предложенные вам? -Что перечислили? -Как называются признаки вида в биологии? -Прочитайте текст раздела «Критерии виды», выпишите название критериев в тетрадь, составьте устную краткую характеристику каждого критерия. -Можно ли для определения вида, использовать только один критерий? -Какой критерий вида можно считать важнейшим? Почему? -Какими механизма обеспечивается репродуктивная изоляция? -Найдите в тексте ответ на данный вопрос. -Оцените значимость знаний критерий вида. |
Слушают
Смысловое чтение, выбирают необходимую информацию, представляют продукт своей работы Объясняют понимание понятий
Фронтальное чтение
Анализируют текст, выбирают новое понятие, объясняют его значение
Обобщают Формулируют вывод Работа в паре, сравнивают, определяют признаки отличия Характеризуют понятие критерий
Смысловое чтение, работают с текстом, выбирают необходимую информацию, представляют продукт своей работы
Высказывают свою точку зрения
Аргументируют информацией из текста
Обобщают, формулируют вывод |
Этап первичного закрепления знаний с комментированием во внешней речи Цель: установить осознанность восприятия материала; сформированности умений использовать полученные знания для решения практических задач |
Определите примеры, какого критерия вида предложены ниже: 1.В генотипе мухи дрозофилы 8 хромосом. 2.Белый медведь обитает в Заполярье. 3.Черная смородина обитает в условиях значительного почвенного увлажнения. 4.Растения одного вида имеют цветки одинаковой окраски. 5.Яблоки разных видов яблони содержат специфические органические вещества. 6.Весенняя и осенняя горбуша нерестятся в разное время. 7.Пятнистая саламандра распространена в Южной и Средней Европе. 8.У тутового шелкопряда 56 хромосом. 9.У серого гуся спина и надхвостье пепельно-серые. 10.Карликовая ива обитает в местах, где низкая температура воздуха, вечная мерзлота, короткое лето. Групповая работа Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Башмачок настоящий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. Задание 2 1.Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Башмачок настоящий. (1)Башмачок настоящий, или венерин башмачок – многолетнее травянистое растение семейства Орхидные. (2)Встречается в равнинных и горных лиственных, смешанных, реже хвойных лесах, на лесных опушках, лесных лугах и в зарослях кустарников. (3)Предпочитает хорошо увлажнённые почвы, встречается в местах с умеренной освещённостью. (4)Корневище башмачка настоящего укороченное, листья сидячие, с заострёнными концами и ровным краем. (5)Раздельные лепестки цветков красновато- коричневые, а сросшиеся в губу – ярко-жёлтые. (6)Растение отличается морозостойкостью, побегообразование начинается в апреле, в начале мая появляются бутоны и происходит цветение. 2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида животного Электрический угорь. (1)Электрический угорь – единственный вид рыбы рода Electophorus, несмотря на внешнее сходство, не родственен настоящим угрям. (2)Эти рыбы населяют реки северо-восточной части Южной Америки и притоки среднего и нижнего течения Амазонки. (3)Угорь генерирует разряд напряжением до 1300 В и с илой т ока д о 1 А . ( 4)Электроимпульсы п роводятся н ервными волокнами в нейроны головного мозга, именно так передаются различные сигналы, которые воспринимает организм. (5)Мощные силовые волны электрический угорь посылает до 150 раз в сутки. (6)Но самое странное то, что, несмотря на такое грозное оружие, питается угорь в основном мелкой рыбёшкой. |
Работают фронтально, устные ответы
Групповая работа, представляют результат с комментированием во внешней речи
Ответ: 1. 236 2. 3,4,5
|
Этап самостоятельной работы Цель: контроль сформированности знаний умений |
3. Прочитайте текст По внешнему виду тутовый шелкопряд – невзрачная бабочка с толстым, сильно волосистым телом и белыми крыльями, достигающими в размахе 4–6 см. Несмотря на наличие крыльев, бабочки в результате одомашнивания утратили способность летать. Родина шелкопряда, по всей вероятности, Китай, откуда, вместе с тутовым деревом, он распространился на север и на юг, но в дикой природе не встречается, разводят его в Южной Европе, Средней Азии, на Кавказе и в других регионах. Гусеницы питаются только листьями тутового дерева. Поэтому распространение шелководства связано с местами произрастания тутового дерева (шелковицы). Какие критерия вида описаны в тексте? Ответ поясните.
|
Работают самостоятельно, самопроверка, самооценка Эталон ответа: В тексты описаны следующие критерии вида: 1) Морфологический критерий (описывается внешнее строение): «… толстая бабочка с беловатыми крыльями; наличие крыльев». 2) Экологический критерий (говорится, чем питается: «Гусеницы шелкопряда питаются только листьями тутового дерева…» 3) Географический критерий (указывается ареал: «… родина — Китай; это насекомое разводят в Южной Европе, Средней Азии, на Кавказе и в других регионах»).
|
Итог урока Домашнее задание |
-Чему научились? Оцените значимость полученных знаний П. 37 ( вопросы и задания) |
Подводят итог |