X-PDF

Статья Проблема познавательного интереса младших школьников в научно-педагогической литературе

Поделиться статьей

Проблема познавательногоинтереса младших школьников в научно-педагогической литературе

Проблемапознавательного интереса обучающихся стала одной из основных в трудах множестваученых и преподавателей, с целью изучения определения «познавательный интерес»для начала необходимо обратиться к базовому понятию — «интерес». Интерес ккакой-либо области знаний мотивирует человека к деятельности. Ведь если человекне заинтересован заниматься тем или иным делом, то он будет бездействовать илиего труды не принесут желаемых результатов.

Понятие «интерес»имеет ряд определений. Специалисты в области педагогики и психологии по-разномуподходят к трактовке данного понятия, однако, среди всех формулировок можновыделить общие черты.

 Интерес можноопределить как благоприятное отношение человека к различной деятельности [31,с. 197]. Действительно, ведь если у человека сложилось негативное отношение ккакому-либо виду деятельности, то интерес к ней проявлен не будет.

Советский психолог С.Л. Рубинштейн, на наш взгляд, более точнораскрыл понятие «интерес», охарактеризовав его как проявление интеллектуальной,а также психологической активности человека [32, с. 448]. Н.Г. Морозоваимеет схожие взгляды с С.Л. Рубинштейном и даёт следующее определение данному понятию:«интерес – активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру» [27,с. 246].

Опираясь на вышеизложенное, можно сделать вывод, что интерессвязан как с эмоциональной активностью человека, так и с познавательной.

Что касается познавательного интереса младшего школьника, это болеесложное понятие, для раскрытия сути которого необходимо полноценное обращение кнаучно-педагогической литературе. Так, советский педагог B.C. Мухина считает,что познавательный интерес выступает:

¾             как предпочтительноесосредоточение психологических процессов человека на объекты и явленияокружающего мира;

¾             как потребность личности заниматься непосредственно этой областьюявлений, деятельностью, которая приносит ему удовлетворение [28, с. 225].

Каждый человек имеет оструюпотребность в том, чтобы деятельность, которой он занимается, приносила емуудовлетворение, для этого человеку необходимо больше углубляться в ту областьзнаний, которая ему необходима и заострять внимание на том, что емудействительно приносит удовольствие.

Познавательный интерес выступает какодна из самых важных областей общего феномена интереса. Предметомпознавательного интереса выступает изучение окружающего мира с социальной ибиологической точек зрения, а также важная роль отводится желанию человекаисследовать закономерности и противоречия, изучать причинно-следственные связии вникать в само многообразие нашего мира. Именно под влиянием познавательногоинтереса процесс обучения проходит более продуктивно даже у самых «слабых»обучающихся.

Формирование устойчивогопознавательного интереса у младших школьников выступает как один из главныхкритериев педагогического процесса, так как является одной из центральныхпроблем современной школы. Обновление содержания обучения и учебнойдеятельности, необходимость формирования у обучающихся навыков самостоятельногопоиска информации – всем этим обуславливается значимость данной проблемы [52].

В своих исследованияхГ.И. Щукина определила познавательный интерес как «избирательную направленностьличности, обращенную к области познания, к ее предметной стороне и самомупроцессу овладения знаниями…» [43, с. 352]. Автор отмечает, что в результате проявленияданного интереса рождается что-то новое в развитии обучающегося в целом.

Известный специалист вобласти психологии С.Л. Рубинштейн подробно занимался вопросами психологии и полагал,что познавательный интерес – это особая избирательная направленность личностина процесс познания, характер которой проявляется в конкретной области [32, с.448-449].

Такие ученые, как Л.С. Выготский,В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, А.К. Маркова, С.Л.Рубинштейн обладают единым мнением о понятие «познавательный интерес». Согласноих суждениям, познавательный интерес – это прежде всего мотив, которыйнаходится в основе учебной деятельности, придающий ей творческий, стремительныйхарактер [14, с. 23].

Советский и российский педагог Ш.А.Амонашвили определяет познавательный интерес, как форму стремлений личности,как направленность самостоятельного поиска, постижения секретов, беспрепятственногообсуждения проблемы, решения трудных вопросов, принятия собственного мнения [2,с. 24].

Учитывая все выше представленныеопределения понятия «познавательный интерес», мы можем говорить о том, чтоученые, хотя и вкладывали различные смыслы в данное понятие, тем не менее онине противоречат друг другу.

Познавательный интерес представляетсобой социально значимый процесс формирования личности обучающихся в ходеосуществления учебной деятельности. Данная направленность личности наокружающий мир характеризуется следующими качествами:

¾             активность;

¾             избирательность;

¾             желание познать объекты и явления окружающейдействительности;

¾             происходит на положительном эмоциональномфоне.

Познавательный интереспроявляется в желании узнавать что-то новое, ранее не известное. Дляподдержания познавательного интереса важно вызвать в младшем школьникестремление к изучению чего-то нового и создать благоприятные для этого условия.Можно дать обучающемуся интересный ребус, для решения которого он будетосуществлять поисковую деятельность, или расширить его кругозор путём подбора интересныхфактор про область знаний, которая его интересует. Познавательный интересвыступает как самый значительный стимул получения знаний и расширения кругозораобучающихся. Если у обучающегося есть интерес к какой-либо области знаний, тоон применяет свои знания основательно, старается вникнуть в новый материал,узнать немного больше, чем ему предлагает учитель, а если данный интересотсутствует, то обучающийся не усвоит и половины материла, который ему былпредложен, а затем и эта информация быстро станет ненужной и вовсе забудется.

С целью привлечения обучающихся ктому или иному виду деятельности следует заинтересовать ребёнка, затемопределить – готов ли он к данному виду работы и сможет ли самостоятельно ейзаниматься. В данных условиях учитель может только направлять и руководитьдеятельностью обучающихся.

В обучении имеют значение следующиефакторы:

¾             прямая зависимость интереса обучающихся откачества и уровня их знаний. Как правило, у детей, которые владеют высокимуровнем знаний в одной или нескольких образовательных областях, прослеживаетсяболее расширенный круг интересов, чем у детей с низким уровнем знаний;

¾             зависимость интереса обучающихся от ихвзаимоотношений с учителем. Ни для кого не секрет, что интерес к какой-либообразовательной области формируется у обучающихся непосредственно учителем.Ведь именно учитель должен завоевать уважение и любовь ребёнка, а затем вызватьинтерес и любовь к своему предмету [31, с.197].

Бесспорно, познавательный интерес обладаетдостаточно сложной психологической структурой. Он выступает формой взаимосвязимежду потребностями личности и средствами их удовлетворения. Познавательныйинтерес не является врожденным по своей природе, он вызван влиянием окружающегомира на человека [32, с. 450].

При обучении младших школьников уучителя стоит задача –сформировать как можно больше устойчивых положительныхинтересов. Данная задача решается постепенно, чем старше становитсяобучающийся, тем больше у него расширяется кругозор и, следовательно,появляется больше интересов.

 Для воспитания положительных,устойчивых интересов у обучающихся есть несколько путей. Первый путьзаключается в осознании младшими школьниками значимости учебного материала,который они изучают. Второй путь заключается в введении обучающихся в активнуютворческую деятельность с помощью подбора различных увлекательных, интересных,соответствующих их возрасту, принципиально новых заданий, при выполнениикоторых от младших школьников потребуется проявление самостоятельности приразмышлении [4, с. 203].

Использование данных заданийвовлекает всех обучающихся в активную учебную и творческую деятельность.Учитель должен учитывать особенности каждого младшего школьника, во времявыполнения заданий поддерживать и направлять их. Обучающиеся будут стремиться ктакому учителю, который сам постоянно развивается и вызывает их интерес к себе,а, следовательно, и к своему предмету.

Таким образом, познавательный интересобучающихся развивается с помощью взаимосвязи накопленного опыта с новымизнаниями, путём поиска в уже известном предмете новых свойств, сторон,отношений. Также познавательный интерес приводит к активизации такихпсихологических процессов, как внимание, восприятие, память, воображение. Это всвою очередь устанавливает способы получения, хранения и применения знаний обокружающем мире.

По мнению Ю.Е.Гвоздёвой, познавательный интерес рассматривается как один из главных мотивовдеятельности обучающихся начальных классов. Познавательный интерес оказываетбольшое влияние на формирование характера ребёнка, формируется раньше другихмотивов. [11, с. 88]

Помимо этого,исследователь отмечает, что познавательный интерес младших школьников можетиметь и негативную сторону, которая препятствует процессу полноценногообучения. Так, интересы детей могут быть:

Рисунок1.1 – Виды интереса по Ю.Е. Гвоздёвой

Рассмотримданные показатели более подробно:

Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

¾             неустойчивый интерес, т.е. ситуативный – младшие школьникибыстро теряют интерес к материалу урока и при отсутствии помощи со стороныучителя вовсе угасает;

¾             мало осознанный – обучающиеся, как правило, сами не могутопределиться, что им нравится в каком-либо предмете;

¾             недостаточно действенный – без помощи со стороныодноклассников или учителя не могут долгое время осуществлять учебнуюдеятельность);

¾             недостаточно обобщенный – связывают те или иные предметы повнешним признакам;

¾             ориентированный на результат обучения, а не на способыучебной деятельности – обучающиеся обходят стороной рекомендации учителя ивыполняют ту или иную работу самостоятельно, часто допуская ошибки [11, с.88-90].

Разнообразныесодержательные компоненты познавательного интереса выделила Г. И. Щукина. К нимотносятся:

Рисунок1.2 – Содержательный компоненты познавательного интереса по Г.И. Щукиной

Рассмотримданные компоненты более подробно:

¾             эмоциональный – выражается вблагоприятном отношении к предмету, наблюдается в взаимодействии обучающегося сдругим человеком при оказании той или иной помощи;

¾             интеллектуальный – осуществлениевсех возможных операций мышления, к примеру, анализ или сравнение;

¾             регулятивный – содействуетразвитию целенаправленной деятельности, умению преодолевать трудности,принимать в различных ситуациях верные решения, формированию навыковосуществления самоконтроля;

¾             творческий – характеризуетсяумением реализовывать перемещение ранее освоенных способов деятельности в новыеобстоятельства, проявлять способность к творческому мышлению [43, с. 352-354].

П.И. Подласатый выделяетследующие пути и средства формирования устойчивых познавательных интересов:

¾             увлеченное обучение;

¾             новизна учебного материала;

¾             историзм;

¾             показ практического использования знаний всвязи с жизненными планами и ориентациями школьников;

¾             использование новейших и нетрадиционныхформ обучения;

¾             чередование форм и методов обучения;

¾             проблемное обучение;

¾             тестирование знаний, умений;

¾             показ достижений обучаемых;

¾             создание ситуаций успеха;

¾             отношение учителя к собственнойдисциплине;

¾             элемент соревнования (среди обучающихся);

¾             создание положительного микроклимата вклассе;

¾             доверие к обучаемому;

¾             техническое оснащение;

¾             педагогический такт и профессионализмучителя;

¾             гуманизация школьных отношений [31,с.197-198].

Такимобразом, проблема развития познавательного интереса младших школьниковинтересует исследователей уже давно. Существует ряд подходов к этому явлению,единого определения не выработано, выделяются различные характерные чертыданного понятия. Каждый исследователь подходит к данному вопросу с учетомвозрастных и индивидуальных особенностей младших школьников.

 


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.46%
НЕТ
40.54%
Проголосовало: 1157

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ОБРАЗЦЫ ВОПРОСОВ ДЛЯ ТУРНИРА ЧГК

Поделиться статьей

Поделиться статьей(Выдержка из Чемпионата Днепропетровской области по «Что? Где? Когда?» среди юношей (09.11.2008) Редакторы: Оксана Балазанова, Александр Чижов) [Указания ведущим:


Поделиться статьей

ЛИТЕЙНЫЕ ДЕФЕКТЫ

Поделиться статьей

Поделиться статьейЛитейные дефекты — понятие относительное. Строго говоря, де­фект отливки следует рассматривать лишь как отступление от заданных требований. Например, одни


Поделиться статьей

Введение. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси

Поделиться статьей

Поделиться статьей1. Псковская Судная грамота – крупнейший памятник феодального права эпохи феодальной раздробленности на Руси. Специфика периода феодальной раздробленности –


Поделиться статьей

Нравственные проблемы современной биологии

Поделиться статьей

Поделиться статьейЭтические проблемы современной науки являются чрезвычайно актуальными и значимыми. В связи с экспоненциальным ростом той силы, которая попадает в


Поделиться статьей

Семейство Первоцветные — Primulaceae

Поделиться статьей

Поделиться статьейВключает 30 родов, около 1000 видов. Распространение: горные и умеренные области Северного полушария . многие виды произрастают в горах


Поделиться статьей

Вопрос 1. Понятие цены, функции и виды. Порядок ценообразования

Поделиться статьей

Поделиться статьейЦенообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена как экономическая категория отражает общественно необходимые затраты на производство и реализацию туристского


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет