X-PDF

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс

Поделиться статьей

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная школа № 3

с углубленным  изучением  отдельных  предметов

города Фрязино Московской области

 

141190,Московская область,                                                                                   Тел.8(496)255-43-20

г. Фрязино, ул.Дудкина,12.                                                                                           8(496) 255-43-30

 ИНН:5052008338                                                                            email:fryz_mousosh_3@mosreg.ru_

ОГРН:1025007068019

———————————————————————————————————————

 

 

 

                 УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ СОШ № 3с УИОП

  _________/_И.А.Хардиляткин /

             «10» июня 2022г.

 

                УТВЕРЖДЕНА

       приказом МОУ СОШ № 3

      от 10.06.2022 г. № 48

 

Приложение кобразовательной программе

МОУ СОШ № 3 с УИОП

на 2022 – 2023 учебныйгод

Протокол педсовета МОУСОШ № 3 с УИОП

от 10.06.2022 года № 9

 

 

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПОЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

1класс

(базовыйуровень)

 

 

 

 

 

                                                                 Составила:Исаева Руслана Николаевна, 

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА

         
       
Рабочая программа учебного предмета«Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне начального общегообразования составлена на основе Требований к результатам освоения программыначального общего образования Федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования (далее — ФГОС НОО), а такжеориентирована на целевые приоритеты духовно-нравственного развития, воспитанияи социализации обучающихся, сформулированные в Примерной программе воспитания.

 

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса разработана на основе:
1. Федеральный закон от 29декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28).
2. Для начальной школы (1-4 классы): Федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общего образования (приказ от 31.05.2021 №286 Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федеральногогосударственного образовательного стандарта начального общего образования»,зарегистрированный в Минюсте России 05.07.2021, регистрационный номер 64100).
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитанияи обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РоссийскойФедерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и нормСанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасностии (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
5.
Основной образовательной программы МОУ СОШ № 3 с УИОПг. Фрязино Московской области на 2022 -2023 учебныйгод.
6.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных(допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательныхучреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющихгосударственную аккредитацию на 2022 -2023 учебный год.
         Рабочая программа по литературному чтению для начальных  классов составлена всоответствии с федеральным государственным образовательным стандартомначального общего образования, утвержденным приказом Министерства просвещенияРФ от 31.05.2021года № 286.


 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ЛИТЕРАТУРНОЕЧТЕНИЕ

  Приоритетная цель обучения литературному чтению — становление грамотногочитателя, мотивированного к использованию читательской деятельности каксредства
самообразования и саморазвития, осознающего роль чтения в успешности обучения иповседневной жизни, эмоционально откликающегося на прослушанное или прочитанноепроизведение. Приобретённые младшими школьниками знания, полученный опытрешения учебных задач, а также сформированность предметных и универсальныхдействий в процессе изучения предмета.

Достижение заявленной цели определяетсяособенностями курса литературного чтения и решением следующих задач:

―  формирование у младших школьников положительной мотивации к систематическомучтению и слушанию художественной литературы и произведений устного народного творчества;
―   достижение необходимого для продолжения образования уровня общего речевого  развития;
―   осознание значимости художественной литературы и произведений устногонародного творчества для всестороннего развития личности человека;
―   первоначальное представление о многообразии жанров художественныхпроизведений и произведений устного народноготворчества;
―   овладение элементарными умениями анализа и интерпретации текста,осознанного использования при анализе текста изученных литературных понятий:прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений (общеепредставление о жанрах); устное народное творчество, малые жанры фольклора(считалки, пословицы, поговорки, загадки, фольклорная сказка); басня (мораль,идея, персонажи); литературная сказка, рассказ; автор; литературный герой;образ; характер; тема; идея; заголовок и содержание; композиция; сюжет; эпизод,смысловые части; стихотворение (ритм, рифма); средства художественнойвыразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);
―   овладение техникой смыслового чтения вслух (правильным плавным чтением,позволяющим понимать смысл прочитанного, адекватно воспринимать чтение слушателями).

 

МЕСТОУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Освоениепрограммы по предмету «Литературное чтение» в 1 классе начинается вводныминтегрированным курсом «Обучение грамоте» (180 ч.: 100 ч. предмета «Русскийязык» и 80 ч. предмета «Литературное чтение»). После периода обучения грамотеначинается раздельное изучение предметов «Русский язык» и «Литературноечтение», на курс «Литературное чтение» в 1 классе отводится не менее 10 учебныхнедель, суммарно 132 часа.

Дляобучающихся с ОВЗ в рабочей программе предусмотрены деятельностный идифференцированный подходы, осуществление которых предполагает:

Представленная информация была полезной?
ДА
59.47%
НЕТ
40.53%
Проголосовало: 1204

―   признание обучения как процесса организацииречевой, познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся сОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования, в качествеосновного средства достижения цели образования;

―   признание того, что развитие личности обучающихсяс ОВЗ зависит от характера организации в образовательном процессе доступной имдеятельности, в первую очередь, учебной;

―   развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствиис требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешнойсоциализации и социальной
адаптации;

―   реализацию права на свободный выбор мнений иубеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося,формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье иобществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

―   разнообразие организационных форм образовательногопроцесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающихрост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение формвзаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

 


СОДЕРЖАНИЕУЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

    Сказка фольклорная (народная) и литературная (авторская). Восприятиетекста произведений художественной литературы и устного народного творчества(не менее четырёх произведений). Фольклорная и литературная (авторская) сказка:сходство и различия. Реальность и волшебство в сказке. Событийная сторонасказок: последовательность событий в фольклорной (народной) и литературной(авторской) сказке. Отражение сюжета в иллюстрациях. Герои сказочныхпроизведений. Нравственные ценности и идеи, традиции, быт, культура в русскихнародных и литературных (авторских) сказках, поступки, отражающие нравственныекачества (отношение к природе, людям, предметам).

    Произведения о детях и для детей. Понятие «тема произведения» (общеепредставление): чему посвящено, о чём рассказывает. Главная мысль произведения:его основная идея (чему учит? какие качества воспитывает?).  Произведения однойтемы, но разных жанров: рассказ, стихотворение, сказка (общее представление напримере не менее шести произведений К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, В. Г.Сутеева, Е. А. Пермяка, В. А. Осеевой, А. Л. Барто,  Ю. И. Ермолаева,  Р. С.Сефа, С. В. Михалкова, В. Д. Берестова, В. Ю. Драгунского и др.).Характеристика героя произведения, общая оценка поступков. Понимание заголовкапроизведения, его соотношения с содержанием произведения и его идеей. Осознаниенравственно-этических понятий: друг, дружба, забота, труд, взаимопомощь.

    Произведения о родной природе. Восприятие и самостоятельное чтениепоэтических произведений о природе (на примере трёх-четырёх доступных произведений А. С.Пушкина, Ф. И. Тютчева, А. К. Толстого, С. А. Есенина, А. Н. Плещеева, Е. А.Баратынского, И. С. Никитина, Е. Ф. Трутневой, А. Л. Барто, С. Я. Маршака идр.). Тема поэтических произведений: звуки и краски природы, времена года,человек и природа; Родина, природа родного края. Особенности стихотворной речи,сравнение с прозаической : рифма, ритм (практическое ознакомление). Настроение,которое рождает поэтическое произведение. Отражение нравственной идеи впроизведении: любовь к Родине, природе родного края. Иллюстрация к произведениюкак отражение эмоционального отклика на произведение.

Выразительное чтение поэзии. Роль интонации привыразительном чтении. Интонационный рисунок выразительного чтения: ритм, темп,сила голоса.

    Устное народное творчество — малые фольклорные жанры (не менее шестипроизведений). Многообразие малых жанров устного народного творчества: потешка,загадка, пословица, их назначение (веселить, потешать, играть, поучать).Особенности разных малых фольклорных жанров. Потешка — игровой народныйфольклор. Загадки —
средство воспитания живости ума, сообразительности. Пословицы — проявление
народной мудрости, средство воспитания понимания жизненных правил.

Произведения о братьях наших меньших
(трёх-четырёх авторов по выбору).Животные — герои произведений. Цель и назначение произведений овзаимоотношениях человека и животных — воспитание добрых чувств и бережногоотношения к животным. Виды текстов: художественный и научно-познавательный, ихсравнение. Характеристика героя: описание его внешности, поступки, речь,взаимоотношения с другими героями произведения. Авторское отношение к герою.Осознание

нравственно-этических понятий: любовь и забота оживотных.

     Произведения о маме. Восприятиеи самостоятельное чтение разножанровых произведений о маме (не менее одногоавтора по выбору, на примере доступных произведений Е. А. Благининой, А. Л.Барто, Н. Н. Бромлей, А. В. Митяева, В. Д. Берестова, Э. Э. Мошковской, Г. П.Виеру, Р. С. Сефа и др.). Осознание нравственно-этических понятий: чувстволюбви как привязанность одного человека к другому (матери к ребёнку, детей кматери, близким), проявление любви и заботы о родных людях.
Фольклорные и авторские произведения о чудесах и фантазии (не менее трёх произведений).Способность автора произведения замечать чудесное в каждом жизненномпроявлении, необычное в обыкновенных явлениях окружающего мира.
       Библиографическая культура (работа с детской книгой).Представление о том, что книга — источник необходимых знаний. Обложка,оглавление, иллюстрации — элементы ориентировки в книге. Умение использоватьтематический каталог при выборе книг в библиотеке.


ПЛАНИРУЕМЫЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Изучение литературного чтения в 1 классе направлено надостижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатовосвоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

       Личностные результаты освоения программыпредмета «Литературное чтение» достигаются в процессе единства учебной ивоспитательной деятельности, обеспечивающей позитивную динамику развитияличности младшего школьника, ориентированную на процессы самопознания,саморазвития и самовоспитания. Личностные результаты освоения программыпредмета «Литературное чтение» отражают освоение младшими школьниками социальнозначимых норм и отношений, развитие позитивного отношения обучающихся кобщественным, традиционным, социокультурным и духовно- нравственным ценностям,приобретение опыта применения сформированных представлений и отношений напрактике.

     Гражданско-патриотическое воспитание:

―   становление ценностного отношения к своей Родине —России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка, истории икультуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого инастоящего в культуре общества;

―   осознание своей этнокультурной и российскойгражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущемусвоей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своегои других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихсяпредставителей русской литературы и творчества народов России;

―   первоначальные представления о человеке как членеобщества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, онравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

    
     Духовно-нравственное воспитание:

―   освоение опыта человеческих взаимоотношений,признаки индивидуальности каждого человека, проявление сопереживания, уважения,любви, доброжелательности и других моральных качеств к родным, близким и чужимлюдям, независимо от их национальности, социального статуса, вероисповедания;

―   осознание этических понятий, оценка поведения ипоступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора;

―  выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления исистематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического иморального вреда другим людям

    Эстетическое воспитание:
―  проявление уважительного отношения и интереса к художественной культуре, кразличным видам искусства, восприимчивость к разным видам искусства, традициями творчеству своего и других народов, готовность выражать своё отношение вразных видах художественной деятельности;
―   приобретение эстетического опыта слушания, чтения иэмоционально-эстетической оценки
      произведений фольклора и художественной литературы;
―   понимание образного языка художественных произведений, выразительныхсредств, создающих художественный образ.

     Физическое воспитание, формирование культуры здоровья эмоциональногоблагополучия:
―   соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей)образа жизни в окружающей среде (в том числеинформационной);
―   бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

    Трудовое воспитание:
―  осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потреблениеи бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видахтрудовой деятельности, интерес к различным профессиям.

    Экологическое воспитание:
―  бережное отношение к природе, осознание проблем взаимоотношений человека иживотных, отражённых в литературных произведениях;
 ―   неприятие действий, приносящих ей вред.

    Ценности научного познания:
―  ориентация в деятельности на первоначальные представления о научной картинемира, понимание важности слова как средства создания словесно-художественногообраза, способа выражения мыслей, чувств, идейавтора;
―   овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных ижизненных задач;
―   потребность в самостоятельной читательской деятельности, саморазвитиисредствами литературы, развитие познавательного интереса, активности,инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведенийфольклора и художественной литературы, творчества писателей.


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Врезультате изучения предмета «Литературное чтение» в начальной школе уобучающихся будут сформированы познавательные универсальные учебные действия:
базовые логические действия:
―   сравнивать произведения по теме, главной мысли (морали), жанру,соотносить произведение и его автора, устанавливать основания для сравненияпроизведений, устанавливать аналогии;
―   объединять произведения по жанру, авторской принадлежности;
―   определять существенный признак для классификации, классифицироватьпроизведения по темам, жанрам и видам;
―   находить закономерности и противоречия при анализе сюжета (композиции),восстанавливать нарушенную последовательность событий (сюжета), составлятьаннотацию, отзыв по предложенному алгоритму;
―   выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
―   устанавливать причинно-следственные связи в сюжете фольклорного и художественного текста, при составленииплана, пересказе текста, характеристике поступков героев;
базовые исследовательские действия:
―   определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта(ситуации) на основе предложенныхучителем вопросов;
―   формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;
―   сравнивать несколько вариантов решения задачи, выбирать наиболее подходящий(на основе предложенных критериев);
―   проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование поустановлению особенностей объекта изучения и связей между объектами (часть —целое, причина — следствие);
―   формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения(опыта, классификации, сравнения, исследования);
―   прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия ваналогичных или сходных ситуациях;
работа с информацией:
―   выбирать источник получения информации;
―   согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию;

―  распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или наосновании предложенного учителем способа еёпроверки;
―   соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей)правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
―   анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковуюинформацию в соответствии с учебной задачей;
―   самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.

       Кконцу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальныеучебные действия:
общение:
―   воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии сцелями и условиями общения в знакомой среде;
―   проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведениядиалога и дискуссии;
―   признавать возможность существования разных точек зрения;
―   корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
―   строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
―   создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
―   готовить небольшие публичные выступления;
―   подбирать иллюстративный материал (рисунки, фот к тексту выступления.

      Кконцу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальныеучебные действия:

самоорганизация:
―   планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
―   выстраивать последовательность выбранныхдействий;
самоконтроль:
―   устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
―   корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

     Совместная деятельность:
―  формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётомучастия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основепредложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
―   принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по еёдостижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результатсовместной работы;
―   проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
―   ответственно выполнять свою часть работы;
―   оценивать свой вклад в общий результат;
―   выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.

 


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    Предметные результаты освоения программы начального общего образования поучебному предмету «Литературное чтение» отражают специфику содержанияпредметной области, ориентированы на применение знаний, умений и навыковобучающимися в различных учебных ситуациях и жизненных условиях и представленыпо годам обучения.

К концу обучения в первом классе обучающийсянаучится:

―   понимать ценность чтения для решения учебных задачи применения в различных жизненных ситуациях: отвечать на вопрос о важностичтения для личного развития, находить в художественных произведениях отражениенравственных ценностей, традиций, быта разных народов;

―   владеть техникой слогового плавного чтения спереходом на чтение целыми словами, читать осознанно вслух целыми словами безпропусков и перестановок букв и слогов доступные для восприятия и небольшие пообъёму произведения в темпе не менее 30 слов в минуту (без отметочного оценивания);

―   читать наизусть с соблюдением орфоэпических ипунктуационных норм не менее 2 стихотворений о Родине, о детях, о семье, ородной природе в разные времена года;

―   различать прозаическую (нестихотворную) истихотворную речь;

―   различать и называть отдельные жанры фольклора(устного народного творчества) и
художественной литературы (загадки, пословицы, потешки, сказки (фольклорные илитературные), рассказы, стихотворения);

―   понимать содержание прослушанного/прочитанного произведения:

―   владеть элементарными умениями анализа текстапрослушанного/прочитанного произведения: определять последовательность событийв произведении, характеризовать поступки (положительные или отрицательные)героя, объяснять значение незнакомого словас использованием словаря;

―   участвовать в обсуждениипрослушанного/прочитанного произведения: отвечать на вопросы о впечатлении отпроизведения, использовать в беседе изученные литературные понятия (автор,герой, тема, идея, заголовок, содержание произведения), подтверждать свой ответпримерами из текста;

―   пересказывать (устно) содержание произведения ссоблюдением последовательности событий, с опорой на предложенные ключевыеслова, вопросы, рисунки, предложенный план;

―   читать по ролям с соблюдением норм произношения,расстановки ударения;

―   составлять высказывания по содержанию произведения(не менее 3 предложений) по заданному алгоритму;

―   сочинять небольшие тексты по предложенному началуи др. (не менее 3 предложений);

―   ориентироваться в книге/учебнике по обложке,оглавлению, иллюстрациям;

―   выбирать книги для самостоятельного чтения посовету взрослого и с учётом рекомендательного списка, рассказывать опрочитанной книге по предложенному алгоритму;

―   обращаться к справочной литературе для получениядополнительной информации в соответствии с учебной задачей.


Поделиться статьей
Автор статьи
Анастасия
Анастасия
Задать вопрос
Эксперт
Представленная информация была полезной?
ДА
59.47%
НЕТ
40.53%
Проголосовало: 1204

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

ЯТТС-Рекомендации по написанию отчета по учебной и производственной практики-Гостинечное дело

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204


Поделиться статьей

ЮУрГУ-вопросы

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204


Поделиться статьей

ЮУГУ-Отчет_ПП-Машины непрерывного транспорта

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204


Поделиться статьей

ЮУГУ- Курсовой проект по электронике

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204


Поделиться статьей

ЮУГУ-ВКР-Обеспечение требований охраны труда на рабочем месте слесаря-ремонтника 5 разряда

Поделиться статьей

Поделиться статьейПоделиться статьей Автор статьи Анастасия Задать вопрос Эксперт Представленная информация была полезной? ДА 59.47% НЕТ 40.53% Проголосовало: 1204


Поделиться статьей

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram
Заявка
на расчет